Основные признаки общества
Общество и культура
Темы для дополнительных сообщений и докладов
1. Понятие общества в структурно-функциональном анализе,
2. Общество как изменяющаяся социальная реальность.
3. Глобальное общество: понятие и разновидности.
4. Теория постиндустриального общества и современность
5. Роль языка в человеческой культуре.
6. Современные мифы (социальные, политические, религиозные и т.д.).
7. Традиции и ритуалы как часть повседневности.
8. Молодежная субкультура.
9. Проблемы культуры сегодня.
10.Массовая культура: функции и показатели.
Понятие общества.
В современной социологии существуют три основные направления в определении понятия «общество»: функционализм, конфликтная парадигма и интеракционизм.
Функционалисты основывают свой подход на утверждении, что общество— это стабильная и упорядоченная система, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям.
Таким образом, с точки зрения данной теории общество состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции и обязанности, внося свой вклад в поддержание устойчивости и стабильности всей системы.
Примерно до 1950-х годов функционализм был самым влиятельным подходом в социологии. Первым представителем этого направления считается английский социолог Герберт Спенсер, рассматривавший общество как организм, в котором отдельные части должны функционировать гармонично. Этот же взгляд предлагается и во многих работах Э. Дюркгейма.
Функционалистская социология делает акцент на функциях различных элементов социальной системы. На практике это обычно означает более пристальный анализ таких общественных институтов, как политика, экономика, право, религия и т.д., установление связей между ними и выяснение функций, которые они выполняют в обществе.
Последние годы были отмечены достаточно сильной критикой такого подхода к рассмотрению общества среди социологов. Неприятие прежде всего вызывают функционалистские идеи о ценности общественной сплоченности и стремлении к социальному порядку. Это не отражают разнообразия и противоречий, присущих большинству сложных обществ. Она маскирует существующие в каждом обществе конфликты и противоречия и недооценивает значение социальных перемен.
Теория конфликта тоже основана на идеях о роли и влиянии общественных структур, но она не признает солидарность и сотрудничество в качестве способа достижения социальных перемен и общественного прогресса. Именно конфликт, а не сплоченность, по мнению сторонников этой теории, олицетворяет отношения между различными группами в обществе.
У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог Чарльз Райт Миллс и Ральф Дарендорф, которые утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета ограничены, поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.
Таким образом, в основе конфликтов лежат не экономические интересы, а стремление людей к перераспределению власти. Социальные конфликты присущи любому обществу. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, способом смягчения проявлений различных человеческих страстей.
Общество постепенно эволюционирует, но общественный прогресс связан с революционными событиями, в ходе которых происходит смена одного общественного строя другим в результате столкновения интересов различных групп.
Интеракционизм (концепция действия)
В центре внимания ученых данного направления оказываются межличностные отношения между отдельными индивидами, то, как к ним относятся другие, как они воспринимают и оценивают поведение друг друга. Эти взгляды основаны на убеждении, что человеку нужно определить, что происходит в жизни, а затем решить, как действовать.
Таким образом, теоретики интеракционистской ориентации сосредоточивают свое внимание на микроуровне общественной жизни, на выяснении роли конкретных межчеловеческих взаимодействий в создании и функционировании структур социального мира. Среди множества микротеорий, выработанных социологической наукой, наиболее известными являются теория социального обмена Джорджа Хоманса и Питера Блау, а также концепция символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида и Герберта Блумера.
Исходное положение теории социального обмена состоит в том, что люди нуждаются в многообразных видах вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Индивиды вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждениями могут быть социальное одобрение, уважение, статус, авторитет и т.п., а также практическая и материальная помощь
В результате на основе различных концепций в современной социологии сложилось определение общества как относительно самостоятельного или самообеспечиваемого населения, характеризуемого внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством.
Основные признаки общества
Социологи различных теоретических направлений по-разному формулируют и определяют признаки общества (табл. 2). Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. Он рассматривает общество как социальную реальность, которая функционирует по законам, отличным от законов природы. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками.
1. Общность территории, обычно совпадающей с государственными границами. Ведь территория — основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.
2. Целостность и устойчивость, т.е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. Общество приобретает целостность благодаря наличию социальной структуры. Под социальной структурой в социологии понимают устойчивые социальные образования, связи, отношения и т.д.
3. Автономность и высокий уровень саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов. Общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне осуществлять свое основное предназначение — предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.
Таблица 2
Трактовки общества в различных социологических теориях
Парадигма | Уровень анализа | Природа общества |
Функционализм | Макроуровень | Общество состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции и обязанности, внося свой вклад в поддержание устойчивости и стабильности всей системы. Однако общество все же неустойчиво вследствие существования дисфункций. |
Конфликтная парадигма | Макроуровень | Общество — это система, которая характеризуется неравенством в политической, экономической и социальной сферах. Социальная жизнь — это борьба различных социальных групп за обладание ресурсами. |
Концепция действия | Микроуровень | Общество — это совокупность интеракций (взаимодействий) между индивидами и группами. Порядок в обществе устанавливается благодаря тому, что люди одинаково понимают и интерпретируют поведение друг друга. |
4. Интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Этот процесс обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество1.
Таким образом, общество как социальная реальность представляет собой совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей. Общество характеризуется устойчивостью, целостностью, скоординированностью и самодостаточностью, саморегулируемостью и интегративностью, а также достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.