Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы
1. Что значит измерить свойство социального объекта? Приведите примеры свойства и его эмпирических индикаторов?
2. Чем характеризуется методология и логика социологического исследования? Что (какие стадии) включает в себя процесс социологического исследования?
3. Дайте определения понятиям: социологические доктрины, социальные обследования, социальные исследования? Каковы правила научного метода (Г.С. Батыгин)?
4. Чем характеризуется «классическое» понимание измерения. В чем недостаток такого понимания применительно к социологии?
5. Назовите проблемы измерения, возникающие при выборе способа анализа данных?
6. Какие нечисловые измерения в социологии Вы знаете? Охарактеризуйте общую теорию социологического измерения?
7. Какие проблемы возникли у социологов, изучающих анкетные опросы в начале ХХ века?
8. Чем обусловлен в начале ХХ века кризис измерения? Назовите реализованные пути выхода из кризиса?
9. В чем заключаются различия между «мягкой» и «жесткой» стратегиями получения исходных данных? Определите достоинства и недостатки каждого подхода?
10. Охарактеризуйте источники формирования эмпирического языка в социологии? Каковы особенности работы с понятиями в социологии?
11. В чем различия теоретической и эмпирической интерпретации понятий? Что такое операционализация понятий в социологии?
12. Дайте определения понятиям: индикатор и показатель? Что такое понятийные и эмпирические индикаторы?
13. Существуют ли проблемы измерения признака? Если существуют, то, какие?
14. Охарактеризуйте виды переменных в теории измерения? Чем обусловлена проблема измерения латентной переменной?
15. Дайте определение понятиям: показатель, признак, переменная, шкала? Как связаны эти понятия между собой с точки зрения теории измерения?
16. Опишите область применения шкал в конкретных исследованиях? В чем проявляется относительность представлений о шкале? Чем отличаются установочные шкалы от оценочных?
17. Что такое «метрология»?
18. Что такое «псевдометричность»?
19. Какие задачи решает социолог на этапе измерения?
20. Дайте определение понятиям: надежность и валидность измерения? Выделите критерии надежности и валидности?
21. Чем отличаются друг от друга следующие типы шкал: шкала наименований, шкала порядка, шкала интервалов и шкала отношений.
22. Что такое индекс в теории измерения? Существует ли зависимость индексов и шкал?
23. Дайте общее определение шкалам Л. Гутмана, Э. Богардуса, Л. Терстоуна, Р. Лайкерта?
24. Приведите примеры измерения возраста, продолжительности занятий и образования по порядковой и метрической шкале?
25. Приведите примеры логических и аналитических индексов? Что означает измерение на этапе сбора и на этапе анализа данных?
26. Что значит построить шкалу Л. Терстоуна? Что значит ее использовать? Приведите примеры построения этого вида шкалы?
27. Какая шкала получается в результате применения шкалы Л. Терстоуна? Опишите геометрическую модель этой шкалы? В чем отличие полученной шкалы от числовой?
28. Дайте общую характеристику метода парных сравнений? В каких ситуациях он применяется? Назовите преимущества использования метода по сравнению с традиционными анкетными опросами?
29. Как Вы понимаете выражение: «Парные сравнения как метод построения оценочной шкалы»?
30. Что такое измерение с помощью простого ранжирования и метода парных сравнений Л. Терстоуна? Можно ли утверждать, что второй метод всегда лучше первого?
31. В чем сущность метода наименьших квадратов? Определите роль метода в социологии?
32. Что такое BTL-модели. Каков содержательный смысл простейших предположений в таких моделях?
33. Охарактеризуйте значимость BTL-моделей для социологии?
34. Что означает измерение установки методом Р. Лайкерта? В чем проявляется отличие логического квадрата от шкалы Р. Лайкерта?
35. Назовите сходство и отличие шкалы Э. Богардуса от шкалограммного анализа Л. Гуттмана?
36. Проведите сравнительный анализ шкал Р. Лайкерта и Л. Терстоуна?
37. Как характеризует понятие «измерение» П. Лазарсфельд?
38. Дайте общее определение ЛСА Лазарсфельда? Какой простейший вариант ЛСА Вы знаете?
39. Охарактеризуйте процедуру построения типологии в модели ЛСА? Каким образом осуществляются обобщения ЛСА?
40. Каковы психологические предпосылки применения метода семантического дифференциала Осгуда? Что такое явление синестезии?
41. Охарактеризуйте метод семантического дифференциала Ч.Осгуда? Назовите социологические сферы практического использования техники СД?
42. Какова логика анализа данных в рамках использования СД Ч. Осгуда?
43. Какие психосемантические методы Вы знаете? Охарактеризуйте метод оценочной биполяризации?
44. Что такое одномерное развертывание? Цели использования одномерного развертывания в социологии? Охарактеризуйте подход Кумбса?
45. Приведите пример развертывания для трех объектов и произвольного количества респондентов? С чем может быть связан переход к четырем объектам в одномерном развертывании?
46. Чем обусловлена важность для социолога «промежуточных» шкал?
47. Что такое формализация в научном исследовании? Какова ее роль? В чем ее недостатки?
48. В чем проявляется логика формализации анализа тестовых данных?
49. Назовите подходы к определению формальной адекватности?
50. В чем сущность принципа репрезентационной теории измерения? Какова роль Стивенса в становлении репрезентационной теории измерений?
51. Дайте определение гомоморфизма?
52. Как происходит отображение эмпирической системы с отношениями (ЭСО) в числовую систему с отношениями (ЧСО)?
53. Абсолютные и относительные шкалы – в чем отличие?
54. Опишите основные задачи, решаемые репрезентационной теорией измерений?
55. В чем проявляется основная причина невозможности рассмотрения репрезентационной теории как социологической теории измерений?
56. Что означает нарушение транзитивности отношения порядка? Чем характеризуется пространство восприятия респондентами предлагаемых им объектов?
57. Что такое матрица близостей между объектами, евклидово расстояние, евклидово пространство?
58. В чем проявляется важность для социологии неметрического шкалирования?
59. Дайте общее определение индивидуальному многомерному шкалированию и многомерному развертыванию?
60. Назовите вид входных и выходных данных в индивидуальном МШ?
61. Что такое модель идеальной точки в многомерном случае?
62. Специфика входных и выходных данных при многомерном развертывании?
63. Какова роль социолога при получении данных, исходных для многомерного шкалирования, и интерпретации его результатов?
64. Какими примерами можно измерить удовлетворенность учебой студентами?
65. Зачем социологу нужна математика?
66. Нарисуйте Ваш профессиональный сетевой график (сетевые взаимосвязи).