Основные этапы развития организационно-управленческой мысли
Хронология развития организационных знаний насчитывает не одно тысячелетие. Отдельные наблюдения и рассуждения о структуре и функциях государственных, военных, хозяйственных, территориальных организаций (с акцентом на управленческую деятельность) можно найти в административно-хозяйственных текстах Древнего Египта (2000-1500 лет до н.э.), в кодексе царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), в Ветхом Завете, в трудах философов и историков Древней Греции, Рима, Китая. В России значительную роль в развитии политико-правового и философско-этического осмысления организационной деятельности сыграли реформы государственного управления, начатые Петром Первым и продолженные преемниками. Основные вехи формирования организационных знаний в донаучный период представлены в ряде работ современных авторов, в частности, в Приложении к книге Б.З. Мильнера «Теория организации».
Анализ источников дает основание сделать вывод о том, что исследования по собственно теории организации на систематической основе стали проводиться в конце ХIХ – первой половине XX столетия. В это время отдельные идеи и рассуждения по поводу организации получают эмпирическое обоснование, систематизируются, обобщаются, включаются в состав общетеоретических знаний и вступают во взаимодействие с формирующимися в это же время знаниями смежных наук: экономикой, управлением, социологией.
Этап становления теории организации нашел выражение в появлении различных подходов, школ, направлений или отдельных теорий в области организационно-управленческой деятельности (классические теории организации, школа человеческих отношений). В это время ведется поиск предметной области теории, выявляется ее специфика, формируется категориальный аппарат и вырабатывается система методов для изучения внутренних аспектов деятельности организации, сначала производственно-технологических, а с 30-х гг. – социально-психологических.
В 50-70-е гг. развитие теории организации было связано с освоением концепций и использование методов экономической теории, психологии, теории систем, кибернетики, математики. Появляются теории, претендующие на объяснение не только внутренних, но и внешних аспектов деятельности организации. Теория организации институализируется, отделятся от смежных дисциплин, но в то же время ведет постоянный обмен знаниями и методами.
В настоящее время оформление теории организации в качестве самостоятельной научной дисциплины продолжается. В теории организации осваивается методология парадигмального плюрализма, рефлексивных и интерпретационных практик, принципы синергетики, аутопоэзиса, динамического хаоса, используется потенциал информационных технологий и сетевой коммуникативистики. Возрастает роль теории организации как метадисциплины в ситуациях, когда необходимо методологическое обоснование решения сложных проблем. Как следствие – прирост феноменологических организационных теорий: социологии организации, организационного поведения, организационной системологии, организационного развития, организационной культуры, экологии.
Появление различных организационных теорий обусловлено изменениями в уровне социокультурного развития, формированием новых, смежных с теорией организации, областей знаний, изменением стратегий модернизации и этапов жизненного цикла, а также усложнением самих организаций. Имеются и философско-мировоззренческие основания развития организационной теории.
В таблице сопоставляются доминирующие факторы первой и второй половин ХХ века с тематической ориентацией научных школ.
Таблица 2.1.
Доминирующие факторы первой половины ХХ века | Ориентация научных школ |
Отделение управления от собственности Рост крупных организаций Развитие наук о человеке Развитие точных наук Утверждение рыночных отношений | Закономерности и принципы построения организаций Разделение труда, функций и ответственности Человеческие отношения, мотивы и стимулы Социальные системы |
Доминирующие факторы второй половины ХХ века | Ориентация научных школ |
Революционные перемены в технологии Сложность и наукоемкость производства Глобализация производства и рынков Информационные технологии Многообразие потребительского спроса Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций | Системный подход к управлению Организационный потенциал и культура Бихевиоризм Маркетинг Реинжиниринг Концепция внутренних рынков Теория институтов и институциональных изменений Теория альянсов Приоритет социальных целей и развития Развитие и использование интеллектуальных ресурсов |