Тема 1. Количественные и качественные исследования в менеджменте

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Методы научных исследований в менеджменте»

для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Раздел 2 «Качественные исследования

в менеджменте»

(2 курс бакалавриата)

Автор к.э.н., проф. Титова Н.Л.
[email protected]

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________

Председатель Зав. кафедрой Н.Б. Филинов

_____________________________

«_____» __________________ 2011 г. «____»________________ 2011 г.

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2011 г.

Москва - 2011

Развитие факультета менеджмента НИУ ВШЭ связано с интенсификацией исследовательской деятельности, в частности, с формированием национально-адаптированной модели менеджмента (НАММ). Введение в программу обучения курса «Методы научных исследований в менеджменте» является составной частью этой стратегии. Целью данного курса в целом является приобщение студентов к исследовательскому процессу в области управления, имеющему значительную специфику, а также воспитание у них интереса к этой области деятельности.

Основными задачами курса «Методы научных исследований в менеджменте» являются:

- формирование представлений о процессе научного исследования, в том числе, о выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, метода исследования, об определении круга используемой информации и методах ее верификации и т.д.;

- овладение исследовательскими методами и умение их выбора исходя из стоящей задачи, специфики анализируемого объекта и имеющейся информации;

- изучение специфики менеджериальных исследований, связанных с их принципиальной междисциплинарностью, разнообразием объектов исследований (человек, подразделение, организация, корпорация), относительно небольшой разработанностью методов и т.д.;

- получение представления об особенностях отечественного менеджмента;

- овладение навыками написания, оформления и защиты научных и, в частности, квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования и пр.

Курс «Методы научных исследований в менеджменте» носит общенаучный и междисциплинарный характер и должен быть полезен всем студентам вне зависимости от их дальнейшего выбора конкретной концентрации, а также их образовательной и карьерной траектории. Знания, умения и навыки, полученные учащимися в рамках этой учебной дисциплины, должны дать им серьезные конкурентные преимущества при поступлении в магистратуру и, в дальнейшем, на рынке труда, причем не только для чисто научной, но и для исследовательско-аналитической карьеры.

В соответствии с утвержденным базовым планом, а также исходя из программы развития НИУ ВШЭ и факультета менеджмента, курс «Методы научных исследований в менеджменте» носит обязательный характер для всех студентов бакалавриата, и читается с первого до четвертого курса, имея, соответственно, четыре смысловых блока:

- 1-й курс – «Методы работы с научной литературой»;

- 2-й курс – «Методы качественных исследований в менеджменте»;

- 3-й курс – «Методы количественных исследований в менеджменте»;

- 4-й курс – «Исследовательский процесс, его архитектоника и логика».

Очередность блоков обусловлена их сложностью, а также логикой имеющегося в бакалавриате образовательного процесса, в частности, параллельно читаемыми дисциплинами.

Для формирования у студентов умений и навыков в области исследовательской деятельности во всех содержательных блоках курса «Методы научных исследований в менеджменте» используются следующие принципы:

- включение в теоретическую (лекционную) часть курса анализа исследований последних лет, проведенных ведущими специалистами факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, и лучших квалификационных работ его выпускников;

- увеличение доли часов, приходящихся на практические занятия и самостоятельную работу студентов;

- использование при проведении практических занятий наиболее активных методов работы (тестов, контрольных работ, защит выполненных заданий, дискуссий, взаимного рецензирования и т.д.) мини-группами (по 5-6 человек);

- организация самостоятельной работы в виде выполнения детализированных и формализованных заданий.

Курс «Методы научных исследований в менеджменте» рассчитан на 306 часов и будет читаться в течение всего срока обучения в бакалавриате представителями разных кафедр факультета менеджмента и других факультетов.

Раздел 2 «Методы качественных исследований в менеджменте»

(2 курс бакалавриата)

Тематический план раздела

№ п/п Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям) Аудиторные часы Формы текущего контроля Самосто-ятельная работа Всего часов
лекции Сем.или практ. занятия Всего
1. Количественные и качественные исследования в менеджменте  
2. Кейс-стади как основной метод качественных исследований в менеджменте    
3. Основные методы сбора информации для кейс-стади   КР, Защита кейса

ИТОГО: 16 16 32 40 72

Базовые учебники

1. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: «Дашков и К», 2008.

2. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

3. Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 2».

4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. Изд-во «Омега-Л», 2011.

Формы контроля:

Текущий контроль: контрольная работа, домашние работы, работа на практических занятиях, коллективная защита кейса.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

А) Работа на практических занятиях и выполнение домашних работ - 40%.

Б) Письменная аудиторная контрольная работа (60 мин.) – 30%.

В) Коллективная защита кейса - 30%.


Содержание программы

Второй раздел курса «Методы научных исследований в менеджменте» предназначен для студентов второго курса бакалавриата факультета «Менеджмент» и посвящен использованию качественных исследований в этой области. Помимо общей для всего курса цели – приобщения студентов к научным и практическим исследованиям – в рамках этой дисциплины обеспечивается методологическая подготовка к написанию курсовой работы по предмету «Теория и история менеджмента».

Основными задачами этого раздела курса являются:

- формирование знаний в области качественных исследованиях;

- получение практических умений и навыков в области таких исследований и, прежде всего, составлении и анализе кейсов, сборе необходимой для них информации, применении методов анализа документов и наблюдения;

- получение представлений о реальных исследованиях в области менеджмента.

Основными содержательными блоками курса «Научные исследования в менеджменте» являются:

1. Теоретическая (лекционная) часть, посвященная методологии качественных исследований;

2. Примеры авторских и лучших студенческих исследований последних лет;

3. Коллективное выполнение большого числа различных заданий, презентация их результатов, взаимное рецензирование и обсуждение.

Тема 1. Количественные и качественные исследования в менеджменте

1.1. Научные и практические исследования: сущность и особенности (Кузнецов И.Н., стр. 8-10; Ядов В.А., стр. 418-426);

1.2. Количественные и качественные исследования: сущность, особенности, взаимосвязь (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 13-17);

1.3. Пример взаимосвязи качественных и количественных исследований (Титова Н.Л., ридер).

Практическое занятие

Симуляция «Хватит разговоров».

Домашние задания

1.1. Подготовка к деловой игре «Хватит разговоров»

А) прочитать и проанализировать предоставленные материалы;

Б) разработать (мини-группой из 5-6 человек) план действий

- для руководителей - достижения корпорации, имеющиеся проблемы и способы их преодоления, задания для отдельных подразделений корпорации, в частности, для ОПК;

- для сотрудников ОПК – составить прогноз возможных заданий для своего отдела и разработать план их реализации.

В) разработать описание своей программы (текст) и презентацию (не более 5 минут).

Наши рекомендации