Понятие, виды, иерархия ценностей
ГЛАВА V
ПРАВО И ЦЕННОСТИ
Право как ценность культуры
Наряду с нравами, право являетсяодним из древнейших феноменов, сопровождающих жизнь человеческого общества. На протяжении всей истории человеческого общества право выступает в качестве универсального средства межличностного общения (коммуникации), обеспечивающего необходимые условия для социального бытия.
Право является социальной предпосылкой существования личности, лица. В социальном смыслелицом (субъектом) может быть только такой деятель, который имеетправа и обязанности, т. е. находится впространстве правовой коммуникации.
Но если право может существовать при определенных социальных предпосылках без государства и вне государства, тогосударство существовать вне права не может. Политическая коммуникация всегда опосредуется коммуникацией правовой. При этом следует иметь в виду, что право в разных государствах не только проявляется в разных формах, но и имеет разное содержание. Как правило, оно соответствует уровню развития общества, отражает глубинные процессы, происходящие в нем, являетсячастью его культуры. В праве могут быть и элементы случайные, неорганичные, которые хотя и рассматриваются подчас как элементы правовой культуры, однако не «укоренены» в системе ее ценностей. Несмотря на многообразие своих проявлений, право, рассмотренное какцелостность, всегда имеет значение социокультурной ценности. Иными словами, на социальном уровне оно воспринимается как форма добра, как необходимое, естественное, значимое условие жизни общества.
Глава V. Право и ценности
Право являетсякультурной ценностью, но, как было отмечено выше, в разных обществах право занимает различное место в иерархии социальных ценностей. В одних обществах право представляет собой высшую социальную ценность, подчиняя себе все остальные ценности, в том числе моральные и религиозные, в других — оттесняется на второй план и играет роль вспомогательную. Каковы же реальные возможности права в социальной жизни? Является право целью общества или лишь средством для достижения иных целей? Вопрос предполагает возможность разных ответов, зависящих от со-циокультурных особенностей ценностного восприятия права.
В правовых учениях, сформировавшихся взападной, индивидуалистической, правовой культуре и соответственно отражающих характерные для нее особенности социокультурного восприятия права, право интерпретируется как главная цель общественного развития и вместе с тем как главное средство ее достижения. С этих позиций утверждается, что для того, чтобы достичь социального совершенства, необходимо иметь совершенные, т. е. правовые, законы, воплощающие приоритет прав и свобод человека. Имея совершенные законы, можно достичь идеала правового государства, а следовательно, создать совершенное общество. Отношения, построенные на «естественно-правовых» и договорно-правовых началах, рассматриваются как приоритетные в жизни любого социума. Частное право, частный интерес движет индивидуума по жизни.
В правовых ученияхвосточной, коллективистской или традиционной,правовой культуры право часто рассматривается лишь как один из способов, при помощи которого можно решать ограниченные социальные задачи. Выше права находятся мораль и религия, которые сплачивают народ в единый духовный организм. Право в данном контексте часто интерпретируется как узаконенный эгоизм, как то, что по своей сути разграничивает, разделяет интересы субъектов. Отсюда делается вывод о необходимости стремиться не к праву, а к тому, что людей объединяет, — к социальному служению во имя общего блага, т. е. к жизни по совести, а не по закону только. Не правовой, а религиозно-нравственный образ жизни является в этом случае социальным идеалом. Подобный социальный идеал, как свидетельствует история, оказывается подчас сопряженным с пренебрежением к правам отдельной человеческой личности, к ее духовной
9-1351 |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
самобытности и в своейодносторонности столь же ложен, как и вариант индивидуалистический.
Традиционалистское восприятие ценности праваисторическиболее соответствует российскому общественному правосознанию. Но присущий ему определенныйправовой пессимизм должен быть преодолен. Человек, живущий социально, живет жизнью права. Поэтому пока на земле будет существовать социум, будет существовать и право.Право является такой же законной сферой духа, как религия и мораль. Будучи частью социального универсума, право играет в нем важную, но вспомогательную роль. Право ценно не само по себе, а в связи с темикоммуникативными целями, которых с его помощью можно достичь. Как и любое человеческое произведение (результат экстернализации и институционализации социальных отношений), право может «работать» на различные ценностные ориентации, выбор которых полностьюникогда не предопределен.Поэтому, хотя право всегда связано с объективацией и в этом смысле с отчужденностью от человека, в нем всегда присутствует и момент субъективный, творческий, так как в праве также реализуетсячеловеческая свобода. Несмотря на то что коммуникативные возможности права действительно ограничены, без нормального права и здорового правосознания не может сложиться и здоровое общество, здоровое государство. Данное положение явилось итогом многовекового развития русской правовой мысли и нашло свое выражение в блестящих трудах русских правоведов, которым мы обязаны такому уникальному явлению, как правовой «ренессанс» в России начала XX в. Отечественные мыслители в лице В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, И. А. Ильина, П. И. Новгородцева, Б. П. Вышеславцева и других пришли к важному выводу о том, что, хотя право в его отдельных исторических проявлениях и может служить разным целям, в том числе целям эгоистическим (индивидуальным или классовым), его подлинное,нравственно-коммуникативное предназначение заключается в том, чтобы бытьодной из важнейших социальных предпосылок на пути кдуховно зрелому обществу.
Но независимо от особенностей социокультурного понимания права в каждом конкретном обществе остается проблема научного изучения ценностной стороны права, т. е. такого изучения, которое может привести к общему знанию о ценностной составляющей этого феномена.
Глава V. Право и ценности
Понятие, виды, иерархия ценностей
Учение оценности разрабатывается специальной отраслью знания —аксиологией (греч. axia — ценность; logos — слово, понятие). Аксиология — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направление и мотивацию человеческой деятельности. Цель аксиологии — исследовать эти основания человеческой деятельности как критерий различения истинного и ложного в сфере познания; добра и зла— в этической сфере; прекрасного и безобразного — в сфере эстетики, и т. д.
Теоретический анализ ценностей в качестве необходимого компонента научного знания входит во все социально-гуманитарные науки, так как бытие человека и общества немыслимо вне определенного социокультурного, а следовательно, ценностного, контекста. «Жизненный мир» человека есть прежде всего переживаемый им как интерсубъективный мир его ценностей. Интерсубъективные ценности являются необходимым условием понимания Другого, условием социальной коммуникации, при отсутствии которого коммуникация затруднена или вообще невозможна. Поэтому проблема ценностей — одна из фундаментальных проблем для всей сферы социально-гуманитарного знания (в том числе и правоведения), которое в контексте постнеклассической науки само трактуется как знание коммуникативное. Следовательно, разделяемые научным сообществом ценности являются необходимым условием научной коммуникации, а соответствие с ними — условием легитимации нового знания в качестве научного, т. е. всеобщего и достоверного.
В научной литературе, посвященной аксиологической проблематике, отмечается несколько пересекающихся смыслов понятия
«ценность». Ценность понимается:
1) как способность вещей и явлений окружающего мира воздействовать на субъекта таким образом, что они воспринимаются как блага, побуждающие стремиться к ним и добиваться обладания ими;
2) как общие принципы целесообразной деятельности, отправляясь от которых человек приписывает тем или иным объектам практическую значимость, побуждающую его действовать, вести себя определенным образом.
9* |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Таким образом, ценность не есть сам предмет (материальный или духовный, природный или общественный), а предмет в его связи с человеком с точки зрения егозначимости для человека.
Для теоретико-правового знания важное значение имеет то, что ценности не только интеллектуально осознаются, эмоционально переживаются и выражаются словами, но ивоплощаются в поведении. Как отмечает американский ученый X. Лэйси (и это есть общее место в современной социологической литературе), «ценности "вплетены" в жизнь в большей или меньшей степени так, что траектория жизни личности демонстрирует их через поведение постоянно, последовательно и выявляет при этом их обновление. Ценность выражается в практике в тех ее формах, развитию которых она способствует, и требует поведения, которое демонстрирует эту ценность».' Человеческая деятельность невозможна вне ценностного контекста. Человеческое поведение есть, таким образом,демонстрацияпризнаваемых имценностей, В этом смыслеценности представляют
собойсоставную часть социальной, в том числе правовой,коммуникации.