Правовое регулирование заключения брака в китае

Последние несколько десятилетий Китай является одним из самых интенсивно развивающихся государств. Изменения в китайской цивилизации прогрессируют день за днем, уходя во многом от существующих традиций, обычаев, перенимая организацию определенных отношений от Запада. Семья — важнейший институт социальной жизни китайского народа, который также видоизменяется, модернизируется.

Проблематика института семьи и брака, а равно и связанные с ним правовые вопросы, приобретают все большее значение в условиях глобализации, прогрессивного развития общества, усложнения отношений в нем и за его пределами. Семья в Китае всегда считалась образцом построения всего государства, во главе которого стоял Сын Поднебесной, воспитывающий своих добропорядочных граждан. Модель государства должна соответствовать организации семейных отношений как своему эталону, некому идеалу, — должна стремиться к нему. Таким образом, семья влияет на исторический процесс развития общества, на культуру всего населения. Не стоит забывать, что от поколения к поколению на протяжении нескольких тысячелетий переходили те традиции, обычаи, ценности, некоторые из которых существуют в китайском обществе и на сегодняшний день.

Регулирующие семейные отношения законы стран Восточной Азии не содержат определение понятия брака. Анализ норм позволяет выявить основные признаки брака, на основании которых брак можно определить как добровольный и теперь уже равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи при соблюдении условий и порядка, установленных законом, и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Под формой брака понимается установленный законом способ его заключения. Законной формой брака является заключение брака путем его государственной регистрации в органах, уполномоченных производить записи актов гражданского состояния.

Государственная регистрация заключения брака имеет правоустанавливающее значение: с этого момента возникают взаимные права и обязанности супругов. Государственная регистрация заключения брака имеет и доказательственное значение: на основании произведенной актовой записи о заключении брака супругам выдается документ о заключении брака определенного образца (8, с. 26). Для регистрации брака граждане подают заявление и документы, перечень которых содержится в законах и других нормативных актах.

Согласно статье 5 Закона Китайской Народной Республики (далее – КНР) 1980 г. «О браке» брак должен быть свободным, моногамным и равноправным. Рассмотрим основные характеристики, при которых брак может и должен быть заключен.

Во-первых, это свобода брачного союза. С древних времен считалось недопустимым заключение брака без вмешательства родителей и свахи. Они играли огромную роль на всех стадиях его заключения, придерживаясь всех традиций и обычаев. Родители либо самостоятельно участвовали в организации свадьбы, либо привлекали сваху, которая разрешала все вопросы до самых мелочей в отношении данного союза. На сегодняшний день принцип добровольности заключения брака не допускает вмешательства или принуждения со стороны третьих лиц, так и самих брачующихся, обладающих правом самостоятельно и свободно выбирать будущего супруга. Впервые такое право нашло отражение в Законе 1950 г. Сейчас свобода брачного союза выступает фундаментом для создания будущей семьи с правовой точки зрения.

Свобода вступления в брак проявляется и при желании заключить брак повторно. Ранее существовал общеобязательный обычай ношения траура, в течение которого жена должна была оплакивать умершего супруга и впоследствии не имела права повторно вступить в брак. В настоящее время никаких ограничений на повторный брак в законодательстве КНР нет.

Во-вторых, это условие единобрачия. Китай любой эпохи не признавал полигамию и ее любые формы, хотя фактически, можно считать, что они имели место быть, например, законно признанный союз конкубинат имел признаки полигамии. В Уголовном кодексе КНР полигамия и ее формы признаны преступлениями против личности, наказанием за совершение которых является лишение свободы или арест (1, с. 29). Среди стран Восточной Азии лишь в Корее были нередки случаи семейных союзов, где мужчина имел одновременно несколько жен. Закон признавал за каждым корейцем возможность иметь одну жену и не более четырех наложниц (2, с. 137).

В-третьих, это признак равенства сторон брачного союза. До середины XXI века браки были не равными. Данный вопрос более подробно был нами рассмотрен в предыдущей главе. Брак возникает только по волеизъявлению двух лиц — будущих супругов. Об этом говорит статья 5 Закона «О браке». Ни одна сторона не должна применять принуждение к заключению брака, и никакой третьей стороне не разрешено вмешиваться в брачно-семейные отношения — данное положение прямо предусмотрено в китайском законодательстве.

Матримониальный брак является единственной законной формой заключения брак, то есть заключенный в уполномоченных на государственную регистрацию брака органах власти. Закон «О браке» устанавливает исключения лишь для национальных меньшинств. Юридические последствия возникают также после заключения традиционного брака по существующим многовековым обычаям без его государственной регистрации. Положение «О регистрации брака» 2004 г. во многом упростило процедуру заключения брака, открыв доступ к порталу оказания государственных услуг. Таким образом, молодые люди имеют возможность самостоятельно подать заявление в электронной форме или записаться по телефону на определенную дату для получения сертификата о регистрации брака. Лица, желающие вступить в брак, обязаны лично присутствовать в день регистрации брака, предоставив предварительно необходимые документы. К ним относятся документы, удостоверяющие личность и прописку лица (7, с. 31).

Супруги в странах Восточной Азии обязаны проживать совместно, в отличие от законодательства большинства европейских государств, а также России. Определенный период времени проживания супругов раздельно является основанием для расторжения брака в судебном порядке.

Сейчас возможно заключение брака независимо от национальности, пола, профессии, вероисповедания, этнической принадлежности мужчины и женщины — будущих супругов. В старом Китае вводили запреты на заключение брака однофамильцев, тех, кто проживал на территории разных административных образований, лиц разных национальностей (1, с. 29).

Фактические браки в Китае напрямую запрещены. Семейное законодательство КНР никогда не устанавливало законного режима для таких союзов. Запрещая фактический брак, государство имеет возможность наиболее эффективно контролировать реализацию программы ограничения рождаемости (10, с. 28). Раньше имел место союз конкубината, который, так или иначе, похож на фактические брачные отношения. Мужчине, который уже состоит в браке, разрешалось по причине болезни его жены, которая была не способна родить ребенка, иметь детей от женщины-конкубины, не вступая в законный брак. В то же время дети, рожденные в конкубинате, имели такой же статус, как и дети, рожденные в законном браке.

Все больше людей на практике не желают регистрировать свои отношения, избегая взаимных обязательств, и проживают в фактических брачных отношениях, отказываясь от государственной защиты. Такая ситуация не отвечает в то же время интересам государства. Запрещая фактический брак, государство, тем не менее, уравнивает, как и в прошлые века, статус детей, рожденных в браке, и внебрачных детей, а также учитывая реальное положение дел, разъясняет некоторые вопросы, связанные со сторонами внебрачного союза, устанавливая их личные и имущественные права (1, с. 27). Это большой прогресс Закона 1980 г.

Брачный возраст менялся на протяжении всей истории. Граница его отклонялась от 14 до 30 лет. В деревнях считалось, если женщина не вышла замуж до 27 лет, то позже она не имела права на законный брак. Общественное мнение играло решающую роль. Молодые люди согласно закону должны были по достижению брачного возраста получать свидетельство о разрешении на рождение ребенка в уполномоченных органах. Данная норма постоянно нарушалась, до его достижения пары жили в гражданском браке, подделывали документы, скрывая подлинный возраст. Это было огромной проблемой на практике. Сейчас ситуация изменилась к лучшему.

До сих пор нередки случаи, когда родители договариваются о помолвке своих детей еще до их рождения, как это было в старые времена, но тогда можно было расторгнуть помолвку лишь в случае смерти одного из будущих супругов.

Брачный возраст установлен достаточно разумно по законодательству Китая: мужчине должно исполниться полных 22 года, женщине — 20 лет. Такой возраст абсолютно объясним привычным поведением и обычаями данной нации в отношениях между представителями противоположного пола. На первом месте стоит образование лица в учебном заведении, человек должен вступить во взрослую жизнь социально сформированным. Снижение брачного возраста в Законе не предусмотрено, что, является, по нашему мнению, определенным плюсом в законодательстве в отличие от российского, когда презумпция, что люди достаточно являются взрослыми для семейной жизни в возрасте 16 лет.

На территориях автономных регионов Китая установлен иной брачный возраст, хотя в самом Законе не предусматривается возможность исключения из нормы. Так, например, в Гонконге установлен одинаковый брачный возраст для мужчин и женщин - 16 лет, а в Тайване - 20 лет.

На территории отдельных административных образований брачный возраст может быть снижен только после рождения ребенка и при наличии согласия законного представителя несовершеннолетнего родителя (6, с. 53). Например, в нормативно-правовых актах провинции Шандун установлено, что если у лиц, не будучи женатых, появился ребенок, то они обязаны в течение 60 дней после рождения ребенка получить свидетельство о регистрации брака. Если они данное требование не выполнят, то потом лишаются прав на второго ребенка в случае его появления на свет.

Те лица, которые желают вступить в брачный союз, не должны иметь постоянный запрет или временное ограничение на брак в связи с определенными болезнями. Это гарантирует в большей мере защиту интересов, нормального существования и развития семьи, но тогда законодатель заранее лишает естественного права данного лица на создание семьи.

Существует перечень заболеваний, которые препятствуют заключению брака или являются основанием в случае его заключения признанием его недействительным. Норма статьи 7 Закона является отсылочной по своей природе. К ним относятся следующие: венерические заболевания, тяжелые психические расстройства, сильное отставание в умственных способностях, инфекционные, наследственные неизлечимые венерические заболевания, паралич, проказа. Согласно медицинской инструкции в том случае, если ребенок родится от лиц, один из которых имеет психическое расстройство или умственные отклонения, то вероятность заболевания ребенка 50-60%.

Физиологические недостатки также рассматривались как препятствующие заключению брака до введения Закона 1980 г. В том случае, если лицо, имеющее запрещенное заболевание, вступило в брак и не предупредило другое лицо, то добросовестная сторона вправе подать заявление в народный суд с требованием прекращения брака. Суд обязан проверить состояние здоровья супруга и впоследствии установить, есть ли основание для развода.

Брачующиеся не должны иметь прямых кровных связей или являться кровными родственниками в трех поколениях. Брак не подлежит регистрации, если одно из лиц, желающих вступить в брак, состоит в действующем браке.

По оценкам китайских социологов, 20-22% женатых китайцев имеют сексуальные отношения вне брака (9, с. 99). По основанию сожительства с другим лицом в период законного брака народный суд все чаще стал прекращать брачные отношения. После поправок к Закону 2001 г. у народных представителей не раз заходил разговор о введении мер ответственности супруга, нарушающего законодательно закрепленную обязанность хранения верности друг другу. Данное предложение по понятным причинам не нашло одобрения большинства, так как это связано с большими рисками нарушения конституционных прав каждого на невмешательство в частную жизнь. На сегодняшний день данная проблема до сих пор не разрешена. Многие авторы высказывают мнение, что в ближайшее время вновь потребуется пересмотр действующего закона.

В рамках обсуждения вопроса заключения брака нельзя не упомянуть об особом институте семейного права Китая как недействительность и аннулирование брака. Согласно буквальному толкованию Закона 1980 г. данные категория не являются аутентичными по своему смыслу.

Недействительность брака «Ву сяо» - признание брака недействительным регистрирующим органом или судом, заключенным с нарушением необходимых условий или при наличии обстоятельств, препятствующих его заключению. Такой брак не имеет правовых последствий (5, с. 190). Данный институт схож с понятием российского семейного права признания брака недействительным. Согласно статье 10 Закона «О браке» при наличии следующих условий брак не имеет правовых последствий:

1. Двоебрачие;

2. Наличие заболевания, препятствующее заключению брака;

3. Не достижение брачного возраста, установленного законом;

4. Наличие запрещенных кровнородственных отношений.

Что касается понятия аннулирования брака «Чхе сяо», то это относится к случаю заключения брака под принуждением или в условиях ограничения свободы одной из сторон. В течение одного года после освобождения потерпевшее лицо имеет право подать иск в народный суд с требованием об аннулировании данного брака.

Интересен тот факт, что если брак был признан недействительным по основанию наличия заболевания, которое препятствует брачным отношениям, то суд обязывает лицо (супруга), с которым проживает лицо, имеющее заболевание, оказывать материальную и иную помощь в излечении болезни. Соответственно, если такое лицо вылечится, то основания для невозможности заключения брака отпадают, и указанные лица имеют право подать заявление для заключения брака вновь.

Закон о браке 1950 г. отменил феодальную систему брачных отношений, которая характеризовалась насильственным принуждением вступления в брак, неравенством между супругами с доминированием положения мужчины в семье и подчинением ему женщины, а также пренебрежением интересов детей. Сейчас нет института сватовства, жертвоприношения и других религиозных культов. Отменен и институт свидетелей, без присутствия которых на регистрации еще недавно признавали брак недействительным. Соответственно, из вышеуказанного можно судить о том, насколько эволюционировал институт брачно-семейных отношений в китайском обществе, какие тенденции имеют место быть и каким образом государство достигает определенных целей посредством правового урегулирования данных отношений.

Список литературы:

1. Белая Е.Г. Семья и семейный быт современного Харбина: монография / Е.Г. Белая. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2011. — 239 с.

2. Васильченко О.А. Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке (1860—1917 гг.). Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. — 237 с.

3. Косарева И.А. Институт брака: сравнительно-правовое исследование. — М.: Издательство «Юрлитинформ», 2009. — 288 с.

4. Косарева И.А. Некоторые положения семенного права Китая: монография. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006. — 92 с.

5. Косарева И.А. Регистрация брака как конститутивный признак брачного правоотношения в России и за рубежом: учебное пособие. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. — 68 с.

6. Кузнецова И.М. Семейное право: Учебник. — М.: Юристъ, 1999. — 118 с.

7. Почагина О.В. Новая редакция закона КНР о браке // Проблемы Дальнего Востока, 2002, № 3. — С. 22—33.

Наши рекомендации