Вопрос 1. Понятие «культура». Культура как система

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИИ

Кафедра философии и политологии

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

подполковник милиции

__________ Денисова Л.В.

11 июня 2009 г.

Баширова Л.С.

Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Лекция по дисциплине «Социология»

Время – 2 часа

Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;

030505. 65 Правоохранительная деятельность;

080105.65 Финансы и кредит

Омск 2009

Рецензент:

Морозов А.А.– кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии и политологии ОмА МВД России.

Лекция по дисциплине «Социология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 11 июня 2009 г., протокол № 15.

Тема 6. Социология культуры

Вводное слово.Мир культурыстоль сложен и многообразен, что каждая наука – философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология – находят свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы социальной мобильности и образования социальных групп.

Целью данной лекции является рассмотрение одной из отраслей социологического знания – социологии культуры, знакомство с её основными категориями, и, как результат, усвоение основных типов культуры и её социальных функций.

Для достижения данной цели предлагаются следующие вопросы:

1. Понятие «культура». Культура как система.

2. Социокультурные институты. Социальные функции культуры.

3.Типы культур и проблемы культуры современной России.

Вопрос 1. Понятие «культура». Культура как система

В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, а с другой – содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. В этом отношении не представляет исключения и социология. На сегодняшний день исследователи насчитывают около 400 определений понятия «культура».

Культура может означать «царство духа», а может и определенный тип сознания или поведения (например, культура гуманитариев и технарей). Это достаточно многозначное и неопределенное понятие, мы применяем его в обыденном значении как синоним чего-то ценного и, безусловно, положительного.

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura – заботиться, ухаживать, взращивать). Переход от этого узкого понимания смысла культуры к более широкому, произошедший в европейском общественном сознании в 17-18 вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени «культура» становится одним из центральных понятий европейского самосознания.

Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, «натуре», восходит к эпохе Просвещения. Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое то совершенства, а культура – путь, средство достижения этого совершенства (Вольтер), или наоборот, природа – идеал гармонии, а культура – искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки (Руссо). К концу 18 в. негативные аспекты культуры практически не акцентируются, а сама культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою естественно-природную ограниченность.

К 18-19 вв. В Германии, а затем и России сложилась другая антитеза – культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противопоставлялась цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась, прежде всего, с материальным и технологическим прогрессом, а культура – с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

В 20 в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), но и нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека.

Среди множества трактовок культуры большинство исследователей выделяют, как наиболее удачное, определение английского этнографа Э.Тайлора («Первобытная культура», 1871 г.). «Культура … это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и др. способности и привычки, приобретенные и достигнутые человеком как членом общества». Если добавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура – «это всё, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества» (Э.Тайлор, «Первобытная культура», М.,1989, с.81). (Т.е. человек в одиночку создавать и развивать культуру не способен: она должна кем-то разделяться и усваиваться!)

Характеризуя культуру как систему, следует обратить внимание на её исходные принципы:

1. принцип преемственности (проявляется как необходимая связь между старым и новым в процессе развития);

2. принцип целостности, единства материальной и духовной культуры, гуманитарного и технического знания (материальное – это своего рода «хранилище» духовного, а духовное, так или иначе, реализуется посредством материального);

3. принцип проникновения культуры во все сферы социальной жизни. Проявляется творческий характер культуры. Она объективируется в самых различных предметах деятельности, как вещественно-предметных, так и символически-знаковых.

4. принцип способности к саморазвитию

5. принцип взаимодействия (взаимодействие культур происходит как внутри определенной культуры (связь между поколениями), так и между культурами различных стран и народов). Взаимодействие порождает многообразие культур.

В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.В узком смысле в социологии культура – система коллективно разделяемых, ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Социологический подход к изучению культуры основан на её непосредственной связи с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом. Особое значение придается ценностно-нормативному содержанию культуры, её социальной роли.

В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной и весьма разветвленной динамической системы, в которой взаимодействуют 3 основных структурных компонента:

· деятельность человека как представителя общества, осуществляемая в определенной совокупности конкретно-исторических взаимоотношений и направленная на создание материальных и духовных ценностей;

· возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность достижений общества, опредмеченных в материальных и духовных ценностях;

· процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения новых и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей.

Базисом культуры, её важнейшим структурным элементом являются ценности. Н.Смелзер говорил, что «культура – это система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни». Г.Е. Зборовский в качестве компонентов культуры также называет ценности, нормы, обычаи.

Под ценностью мы будем понимать значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; или жизненный смысл, которым социальный субъект руководствуется при выборе способов реализации своих интересов, целей.

Любое общество имеет собственные доминирующие ценности, образующие систему ценностей. Системы ценностей различных культур значительно отличаются друг от друга своими доминантами. Они складываются бессознательно, иррационально, как результат коллективного бессознательного. Затем они осмысливаются человеком с точки зрения их значимости для общества. Результатом такого осмысления становится закрепление их в нормах. Культурной нормой(от лат. norma - руководящее начало - правило, образец)обозначим систему поведенческих ожиданий, некий культурный стереотип.

В ходе своего развития социальные общности и группы отбирают наиболее приемлемые и эффективные образцы поведения, которые в свою очередь закрепляются в обычаях. Можно определить обычаи как привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак - все это обычаи.

Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. Уже ребенок окружен множеством элементов обыденной культуры. Поскольку он постоянно видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно правильными и приемлемыми. Ребенок усваивает эти правила и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь об их происхождении. Например, для приветствия он автоматически протягивает правую руку, хотя когда-то этот жест означал нечто большее, чем просто приветствие, а именно отсутствие в руке оружия. Человек, приняв и усвоив обычаи определенного общества или группы людей, при столкновении с обычаями и традициями других групп считает их причудливыми, непрактичными, нереальными способами совершения действий. Так, мы, например, не понимаем сдержанности в средствах при приеме гостей в семьях Германии; их же поражает расточительное гостеприимство русских или жителей Средней Азии.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение,называетсятрадицией. Это способ трансляции ценностей, норм и обычаев.

Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.

Наши рекомендации