В результате изучения курса «Девиантология» студенты
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | ||
Лекц. | Практ. (Семин.) | Лабор. | ||
1. | Социально–нормативная система общества. Девиантное поведение как социальное явление. | |||
2. | Основные подходы к изучению девиантного поведения. | |||
3. | Этиология девиантного поведения. | |||
4. | Личностные и социальные детерминанты девиантного поведения. | |||
5. | Варианты девиантного поведения | |||
| Аддиктивное поведение. Сверхценные увлечения | |||
| Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности. | |||
8. | Сексуальные девиации и парафилии. | |||
9. | Агрессия и аутоагрессия как формы девиантного поведения | |||
10. | Делинквентное и криминальное поведение | |||
11. | Социальный контроль девиантного поведения негативной направленности. |
Пояснительная записка
Одной из злободневных проблем современного общества является рост разнообразных проявлений социально нежелательного поведения, что предопределяет пристальное внимание к данному явлению исследователей различных областей науки. Поэтому изучение отклоняющегося поведения как социального явления и индивидуального поведения – одно из актуальных направлений научного анализа социальной действительности. Следует отметить и пристальное внимание исследователей к поиску новых подходов к повышению эффективности системы социального контроля девиантного поведения. Специалисты акцентируют внимание на значимой роли социологов в этом процессе.
Курс «Девиантология» занимает важное место в процессе подготовки будущих специалистов - социологов, которым придется в практике профессиональной деятельности не только исследовать данное социальное явление, но и работать с различными категориями граждан, в том числе, с девиантами.
В связи с этим основной целью курса является сформирование у студентов научно обоснованных и целостных представлений о проблемедевиантного поведения детей и взрослых, механизме и моделях его этиологии, возрастных, гендерных, этнокультурных, профессиональных вариантах, возможностях социального контроля отклоняющегося поведения детей и взрослых.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
· представить девиантологию как междисциплинарную науку, определить ее предметное поле; обозначить место и раскрыть многообразие подходов к оценке девиантного поведения;
· сформировать понимание девиантного поведения как сложного объекта познания, познакомить с понятийным (категориальным) аппаратом девиантологии,
· рассмотреть основные подходы к пониманию зарождения, становления и развития девиантного поведения; механизмы и модели его этиологии;
· проанализировать роль социальных и личностных детерминант в генезисе и развитии девиантного поведения детей и взрослых;
· раскрыть особенности различных типов и форм проявления девиантного поведения, проанализировать особенности их проявления на современном этапе развития общества;
· рассмотреть возрастные, гендерные, этнокультурные варианты девиантного поведения, девиантное поведение у соматических больных;
· ознакомить с проблемами формирования и реализации системы социального контроля девиантного поведения детей и взрослых;
· выработать устойчивые представления о методологии и методах социологического, психологического и криминологического изучения и анализа девиантного поведения; о специфике социологических исследований отклоняющегося поведения детей и взрослых.
В результате изучения курса «Девиантология» студенты
должны знать:
· основные теоретические и методологические проблемы девиантологии;
· основные категории и понятия социологиидевиантологии;
· концептуальные подходы к пониманию закономерностей этиология отклоняющегося поведения;
· особенности системы социального контроля девиантного поведения в Республике Беларусь;
· особенности организации и проведения социологических исследований отклоняющегося поведения.
должны уметь характеризовать:
· отклоняющееся поведение как социальное явление, индивидуальное поведение;
· динамику проявления различных форм отклоняющегося поведения в обществе;
· осбенности социального контроля различных форм отклоняющегося поведения.
должны уметь анализировать:
· социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения на макро и микроуровнях;
· проблемы социального контроля отклоняющегося поведения в мире и в Республике Беларусь;
· возможности применения конкретных методов и процедур социологического исследования в анализе проблем отклоняющегося поведения.
должны приобрести навыки:
· выработки социально-ориентированных оценок особенностей и проблем развития системы социального контроля в современных условиях;
· оценки конкретных проявлений отклоняющегося поведения на социальном и индивидуальном уровнях, поиска и обоснования наиболее оптимального варианта их решения и прогнозирования последствий;
· применения методологии и методов социологического исследования в анализе этиологии, динамики отклоняющегося поведения в обществе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
№ раздела темы | Название раздела, темы, перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение (наглядные, методические пособия) | Литература | Формы контроля знаний | |||
Лекц. | Практ. (Семин.) | Лабор. | УСРС | |||||
Социально–нормативная система общества. Девиантное поведение как социальное явление. 1. Понятие социальной нормы. Ее структура. Виды социальных норм. Основные виды социально – нормативного поведения. 2. Подходы к оценке поведенческой нормы и девиаций. Общая теория социальных отклонений в поведении. 3. Понятие девиантного поведения. Его типы и формы проявления. Структура девиантного поведения. 4. Общая характеристика типов девиантного поведения. | 35, 41, 50, 52, 66, 76, 86, 87, 88, 89, 130 | Опрос | ||||||
Основные подходы к изучению девиантного поведения. 1. Биологический подход к объяснению девиантного поведения. 2. Психологический подход к объяснению девиантного поведения. 3. Социологические теории объяснения девиантного поведения как социального явления. | Психологические теории объяснения причин девиантного поведения (теория психоанализа, теория бихевиоризма, социально-когнитивная теория А.Бондура, экзистенциально-гуманистический подход) | 20, 32, 41, 45, 46, 49, 50, 59, 76, 100, 135 | Опрос, контрольная работа (заполнение таблицы контроля знаний) |