Питирим Александрович Сорокин
Сорокин, Питирим Александрович (1889—1968) — крупнейший ученый, социолог XX в.
Сорокин выделил три главных точки зрения на общество, с которых должен вестись социологический анализ: 1) его строение и состав; 2) данные в нем процессы, или его жизнедеятельность; 3) его происхождение и развитие общества и общественной жизни.
Сорокин разграничивал теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Практическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного и включает в себя социальную политику.
С точки зрения Сорокина, простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды; их акты, или действия; проводники, то есть те средства, которые используются ими во взаимодействии. Сорокин выделял следующие разновидности взаимодействия: а) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих; б) взаимодействие сходных и несходных лиц; в) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное. П. Сорокин первым стал рассматривать социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном (движение вверх и вниз в социальной иерархии) и 2) горизонтальном (движение на одном и том же социальном уровне).
Герберт Спенсер
Герберт Спенсер(1820—1903) — один из наиболее крупных представителей натуралистически ориентированной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом». Спенсер рассматривал общество как единый организм, аналогичный биологическому организму. Целостность общества обеспечивается его делением на две существующие в нем системы — внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер считал, что развитие любого организма 1) тесно связано с его приспособлением к среде, то есть, в случае с обществом, к природе, и 2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а следовательно, и его постоянное усложнение.
Изменение общества, его постепенная дифференциация представляют собой проявление социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояния дисбаланса и развития, но и состояния относительной стабильности, когда процессы развития замедляются (практически останавливаются).
Спенсер выделял два типа общества: 1) военное, воинствующее, то есть основанное на принуждении и жестком социальном контроле, и 2) индустриальное, предоставляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля. В отличие от военного общества, индустриальное общество характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов.
Альфред Щюц
Альфред Щюц— известный социолог XX в., применивший феноменологические идеи к описанию социальной реальности. Главная цель феноменологической социологии — описание повседневности, то есть обыденного мира. Жизненный мир воспринимается людьми как нечто объективно существующее. Однако с точки зрения феноменологической социологии, не имеет значения, является ли это восприятие объективным; для нее совершенно не важно, существует ли общество на самом деле и, если существует, какие причины движут им. Объектом феноменологической социологии является описание механизмов, при помощи которых жизненный мир конституируется (строится в сознании людей).
Воспринимаемые человеком физические признаки Щюц называет незначимыми, а то, что вносит человек в процессе логического упорядочивания, определяется им как значимые признаки. Сначала процессы упорядочивания протекают в сознании индивида, а затем разделяются им с другими, в результате чего рождается общее знание. В результате появляется то, что Щюц называл жизненным тиром. Жизненный мир создается и передается от человека к человеку в процессе взаимодействия и социализации. По Щюцу, жизненный мир является наиболее важной реальностью для человека. Наука, религия с этой точки зрения занимают вторичное положение и возникают в результате того, что человек ставит под сомнение некоторые фрагменты своих знаний о жизненном мире.
Швець