Социология о проблемах общественного
развития: современность и будущее»
(2 часа)
Знать:Определение мирового сообщества. Мировое сообщество как сложная неоднородная система: промышленно-развитые страны, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой, беднейшие страны мира. Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации: электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий. Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические. Иметь представление о месте России в современном мире. Роль России в процессах глобализации
Уметь: классифицировать страны мира по их месту в мировой системе
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Глобальные проблемы человечества: социально-экологические, социально-политические, социально-экономические, социально-гуманитарные. Определение, характерные черты.
2. Неравномерность общественного развития: «сверхразвитие» и «субразвитие». Критерии, факторы и причины. «Юг и Север». Концепция Ф.Фукуямы. Мир – системный анализ И. Валлерстайна. Гексогональная модель мироустройства А.Неклессы.
3. Концепции постиндустриального общества (А. Тоффлер, Дж. Несбитт и П. Эбурдин, З.Бжезинского).
4. Глобализация современного общества: периодизация, характерные черты, проблемы и перспективы
Самостоятельная работа.
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.
Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение тестов по темам: «Мировое сообщество. Формирование мировой системы», «Процессы глобализации», «Место России в мировом сообществе».
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998.
2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.
3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995.
4. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
5. Неклесса А. Конец эпохи большого модерна // http://demografia.viperson.ru/wind.php?ID=9220
6. Несбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М., 1992.
7. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. Гл. 5, 9.
10. Современная «постиндустриальная волна» на Западе. М., 1998.
11. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997; М., 2002.
12. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.
Дополнительная:
1. Еляков А.Д. Феномен информационного общества. Самара, 2001.
2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. 2000.
3. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии. 2004. № 4.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000.
5. Кардозо Ф. Отношения «Север – Юг». Новая зависимость // Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992. С. 114 – 123.
6. Лейбин В.М. Римский клуб и проект моделей мирового порядка // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1997. Вып. 25.
7. Прадес Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество// Социс. 2000. № 4.
8. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. – М., 2001.
9. Тоффлер А. Метаморфозы власти. М.. 2002.
10. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.
11. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.
Этапы проведения брейнсторминга:
- Выбор списка задач, выносимых на обсуждение
Примерный список проблем, выносимый на обсуждение:
· Социально-политические глобальные проблемы: функции и дисфункции
· Проблема «север-юг»: функции и дисфункции, пути решения
· Социально-демографическая проблема: функции и дисфункции, пути решения
· Сырьевая проблема: функции и дисфункции, пути решения
· Глобализация: «плюсы» и «минусы», варианты преодоления дисфункций
· Постиндустриальное общество: функции и дисфункции
- Решение собственной команды (выдвижение не менее 2-3 решений)
- Первый переход лидера по часовой стрелке в другую команду – краткое посвящение в суть проблемы новых членов, предложение 2-3 новых решений проблемы
- Второй переход лидера, та же процедура
- Переход против часовой стрелки – возвращение лидера в собственную команду – обсуждение предложенных другими членами группы решений, отказ от непродуктивных решений.
- Третий переход лидера в команду, с которой еще не происходило обсуждение
- Возвращение в свою команду – изучение всех идей и подготовка презентации
- Презентация. Выводы. Рекомендации и поправки преподавателя.
Необходимые материалы: ватманы А3, маркеры или доска и мел.