Теории профессионализма в рамках социологии профессий: Мак-кинли, Арчес, Эббот

Классические теории о профессионализме: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм

У Маркса, Спенсера, Дюркгейма превалировало восприятие профессии сквозь приз- му категорий разделения труда и дифференциации социальной деятельности. При этом задачи исследования профессий неизбежно подчинялись логике их социологической концепции, будь то обоснование принципов экономического детерминизма (как у Маркса), доказательство универсальности "закона эволюции" (как у Спенсера) или поиск оснований социальной интеграции и солидарности (как у Дюркгейма).

Спенсер, сформулировавший все- общие законы эволюции социальных институтов. Институт профессий возникает из первичной политико-церковной деятельности. При этом к собственно профессии бри- танский социолог относит лишь т.н. "свободные профессии": это врачи и хирурги; танцоры и музыканты; ораторы и поэты, актеры и драматурги; биографы, историки и литераторы; ученые и философы; судьи и законники; учителя; архитекторы; скульп- торы; живописцы [4, с. 374-375]. Они рассматриваются Спенсером как репрезен- тативные типы профессий вообще. Данный институт конституируется выделением специализированных функций, их закреплением за определенными группами общества, наконец, системой объединения профессионалов для защиты своих интересов.

Идеи Спенсера нашли продолжение у Г. Зиммеля [5] и у Э. Дюркгейма [6]. Разно-образие профессий и видов деятельности в промышленности рассматривается им как выражение общественной дифференциации. Вместе с тем замкнутость человека в сво- ей специальности ведет к дезинтеграции общества, чрезмерное разделение труда со- здает угрозу общественным связям [6, с. 332-333]. В то же время только профессио- нальная группа может стать одним из тех институтов, которые интегрируют расколо- тое общество. В качестве образца он указывал на профессиональные группы адво- катов и судей, солдат и преподавателей, врачей и священников, обладающих соб- ственной профессиональной этикой [6, с. 6]. В противоположность этому "экономиче- ские профессии", к которым Дюркгейм относил профессиональные группы в промыш- ленности (предпринимателей и наемных работников), создают постоянные конфликты и ведут к торжеству "индивидуального эгоизма" [6, с. 11, 32]. Принятое Дюркгеймом уподобление профессии профессиональной группе используется и сегодня [7].

При всем несходстве взглядов трех классиков социологии на сущность профессии (профессия как вид деятельности; профессия как институт; профессия как профес- сиональная группа) отправной точкой их анализа выступает понятие социальной структуры в широком смысле (как дифференциации социальной деятельности)

Теории профессионализма в рамках социологии профессий: Мак-кинли, Арчес, Эббот

Традиционно выделяют несколько основных подходов к исследованию профессий.

До 60-х годов развивались теория черт (Дж. Миллерсон, Э. Гринвуд, Г. Виленски, Л. Коган), функционалистское направление (У. Гуд, Б. Барбер, Т. Парсонс, Г. Платт).

В 60-70-х годах наибольшее распространение получили интеракционистский (Г. Беккер, Э. Хьюз) и неомарксистский (Г. Браверман, Г. Исланд, М. Оппенхаймер, Дж. Мак-Кинли) подходы. В первом из них акцент был сделан на профессии как социальном ярлыке в сфере разделения труда, во втором внимание уделялось пролетаризации.

Также развивались: критический подход, в рамках которого исследовались конкретные профессии и организации, таких как школа, тюрьма, больница (М. Фуко), акушерство (В. Арни), стоматология (С. Неттлтен); системно- теоретический (Р. Штихве, Т. Курц) и неовеберианский (Б. Вуд, Ф. Паркин, М. Сакс) подходы.

Неомарксисты утверждали, что все профессиональные группы являются участниками процесса государственного строительства и поляризации. Спорным оставался только вопрос, к какому классу - буржуазии или пролетариату - стоит относить традиционные профессии. Исследователи, которые причисляли профессионалов к классу пролетариата, были убеждены что традиционные профессии, равно как и новые профессии, находятся в состоянии "пролетарианизации" или "депрофессионализации" [35 - 37]. Утверждалось, что "белые воротнички" испытывают все возрастающее экономическое, техническое и организационное отчуждение от результатов своего труда. При этом "депрофессионализация" определялась как процесс потери со стороны профессий интеллектуального труда возможности осуществлять контроль над местом расположения, содержанием и значением собственного труда, а также подчинением труда требованиям капиталистических производственных отношений.

Неомарксисты закономерно обратили внимание на вопрос о рестратификации общества, а также об изменениях в объеме властных полномочий традиционных профессиональных групп. Так, Мак-Кинлии Арчес выделили семь основных прерогатив, которые профессионалы утратили в капиталистическом обществе. В целом, речь идет о потере контроля над: (1) критериями "входа" в профессию, принятием решений, каким должно быть количество студентов; (2) процессом обучения; (3) условиями и содержанием труда; (4) объектами труда, под которыми понимаются клиенты; (5) орудиями труда (например, у врачей это могут быть медикаменты и медицинское оборудование); (6) средствами труда, недвижимостью и (7) уровнем вознаграждения (см.: [38]).

Важно отметить, что многие неомарксисты полагали, что традиционные профессиональные группы не только не теряют контроль над средствами производства, но, напротив, монополизируют их. Поэтому их следует относить к представителям класса буржуазии или считать частью этого класса [36]. Так, например, утверждалось, что главной задачей врачебной профессии является контроль над сознанием собственных клиентов с целью поддержания капиталистического социального порядка. Соответственно, врачи не готовы помогать своим пациентам в должной мере, так как они получают высокое вознаграждение за осуществление контроля и надзора за обывателями по "заказу" буржуазии. Интересы профессионалов воспринимались как непосредственно связанные с интересами доминирующего капиталистического класса, а сами профессионалы - как группы сговора и эксплуатации.

Авторам этого направления не удалось избежать методологических сложностей. Неомарксисты рассматривали не только профессиональные группы, но и любое современное капиталистическое государство как средство для обслуживания интересов эксплуататорского класса. Этот аргумент трактовался как не подлежащая обсуждению аксиома, и в таком контексте получалось, что профессиональные группы "обречены" воспроизводить капиталистические производственные отношения. Эту методологическую интерпретацию нельзя считать реалистичной. Во-первых,ее опровергают эмпирические исследования, которые наглядно демонстрируют, что элитные традиционные профессиональные группы, такие, например, как врачи и юристы, обладают властной автономией. Во-вторых,основной недостаток теоретических наработок этого направления заключается в том, что неомарксисты оперируют телеологическим пониманием государственной системы, как неизменно действующей в интересах правящего класса и капитала [40].

http://www.studfiles.ru/preview/4367859/

ЭББОТА не НАШЛА!!!! Но должно быть что-то из этой оперы

Представляется, что с методологической точки зрения неовеберианский подход к изучению профессиональных групп обладает наибольшими аналитическими преимуществами. На сегодняшний день его можно считать ортодоксией западной социологии профессий [15]. Сильная позиция этого подхода заключается в том, что высокий статус традиционных профессий воспринимается как сформированный в результате особых исторических и социально-политических условий. Неовеберианский анализ выдвигает на первый план задачу описания мобильности профессиональных групп в терминах концепции социального закрытия, введенной в научный оборот М. Вебером.

21. Современное изучение профессионализма: модель профессиональной группы, аналитическое поле в рамках социологии профессий

Профессиональные группы–это коллективные сущности объединяющие индивидов связанных близостью позиции в разделении труда и сходством осуществляемой ими трудовой деятельности

Профессиональная группа, с одной стороны, является носителем наиболее существенных признаков социальных классов, страт, слоев, в состав которых она входит, а с другой - обладает рядом специфических признаков, отражающих главным образом вид ее профессиональной деятельности.

Признаки:

· совместная профессиональная деятельность, которая предполагает объеди­нение представителей данной профессии на основе общих задач и целей дея­тельности;

· совместное «пространственно-временное» бытие, которое создает пред­посылки профессионального общения между людьми;

· разделение функций между членами данной профессиональной органи­зации, что ведет к координации действий, установлению профессиональной коммуникации, обмену информацией.

В структуре профессиональной культуры выделяют две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона выступает интегральной характеристикой сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности. Профессиональное сознание есть такой вид отражения действительности, в котором аккумулируется вся совокупность алгоритмов, норм, ценностей и языка, свойственных обособившемуся виду профессиональной деятельности.

Движущей силой развития профессионального сознания выступает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Отражением этого процесса является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы, о ее свойствах как целого. В профессиональном самосознании выкристаллизовывается осознание общности интересов, формируются и функционируют механизмы социально-психологической консолидации группы и поддержания стабильности ее социального положения.

В одном ряду с ним стоит профессиональное мировоззрение. Объектом отражения профессионального мировоззрения выступает не только общая или специальная, но и социальная картина мира. Именно она обеспечивает интеграцию профессиональной группы, формирует ее социальную позицию

Наши рекомендации