Философско-правовые основы мировых правовых семей и место вреди них российской правовой системы
Правовая семья представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.
Каждая правовая семьяуникальна, однако в своей совокупности они имеют сходства и различия, на основе которых можно произвести типологию правовых систем. Критериями при этом являются: соотношение и использование источников права; роль суда в создании прецедентов; происхождение и развитие системы права.
Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:
· романо-германская правовая семья,
· англосаксонская правовая семья,
· религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),
· некоторые другие правовые семьи.
Некоторые авторы выделяют также славянскую правовую семью.
Вопросами их изучения занимается дисциплина «Сравнительное правоведение», которая изучается студентами на 2 курсе магистратуры.
Для философии права важно выявить онтологические, гносеологические, аксиологические и другие философские основы этих правовых систем, их влияние на отечественную правовую систему, формирование правовой культуры российского общества, в целом на всю правовую действительность в современной России.
Мы рассмотрим лишь те правовые семьи, которые охватывают значительную часть государств и народов мира. Таковыми бесспорно являются романо-германская, англосаксонская, религиозная правовые семьи.
Романо-германская правовая семья. Эта семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Идея, что общество должно управляться правом и подчиняться нормам разума, не была совершенно новой. В отношениях между частными лицами она допускалась римлянами. Но возврат к этой идее в XII в. – революционный шаг. Философы и юристы требовали, чтобы общественные отношения были основаны на праве и чтобы был положен конец режиму анархии и произвола, царившему в течение веков. Они хотели нового права, основанного на справедливости, постигнуть которую позволяет разум; они одновременно осуждали произвол и отвергали обращение в гражданских отношениях к сверхъестественному. В романо-германской семье начиная с XIX в. господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.В силу исторических причин право выступает здесь, прежде всего, как средство регулирования отношений между гражданами. Главная роль в обеспечении нового типа справедливости в обновленном обществе XX в. отводится государству и управлению. Семья общего права (common law) или англосаксонская правовая семья. Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов. Семья общего права включает, кроме английского права, которое было ее основой, правовые системы всех, за некоторыми исключениями, стран английского языка. Влияние общего права было значительным также во многих, если не во всех, странах, которые политически были связаны с Англией. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своего происхождения данная правовая система несет на себе до сего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота – немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка.Наконец, общее право в силу своего происхождения связано с королевской властью. Оно получало толчок для своего развития тогда, когда порядок в стране находился под угрозой или когда какие-либо иные важные обстоятельства требовали или оправдывали вмешательство королевской власти. При формировании и развитии общего права учения романистов, основанные на гражданском праве, играли весьма ограниченную роль; классификации общего права, его концепции и сам словарь юристов этой формации совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской семьи. Можно различать европейское общее право (Англия, Ирландия) и внеевропейское, Вне Европы (например, в некоторых мусульманских странах или в Индии) общее право было воспринято лишь частично. Среди стран общего права есть такие, как США или Канада, в которых сложилась культура, отличающаяся во многих аспектах от английской. Поэтому право этих стран получило широкую автономию в рамках правовой семьи общего права.Страны романо-германского права и страны общего права неоднократно соприкасались на протяжении веков. И там, и здесь право испытывало влияние христианской морали, а господствовавшие начиная с эпохи Возрождения философские течения выдвинули на первый план идеи индивидуализма, либерализма, понятия субъективных прав. Общее право и сегодня сохраняет структуру, весьма отличающуюся от права романо-германской семьи, но при этом возросла роль закона и методы, используемые каждой из этих семей, сблизились. Норма права все более и более понимается в странах общего права так же, как и в странах романо-германской семьи, и из этого следует, что, по существу, и там, и здесь по ряду вопросов принимаются очень сходные решения, основанные на одной и той же идее справедливости.Иные правовые системы. Рассмотренные правовые семьи являются, несомненно, основными в современном мире. Нет ни одной правовой системы, которая не позаимствовала бы те или иные элементы у одной из этих семей, и может даже показаться, что все другие системы - это не более чем пережитки, призванные исчезнуть в более или менее далеком будущем по мере прогресса цивилизации.Мусульманский мир, Индия, Дальний Восток, Африка в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять ту же роль, что и в западных странах. Принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов. Страны мусульманского, индусского и иудейского права признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе. Другие - это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара, отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.В специальной литературе для характеристики самобытных черт группы правовых систем, преимущественно по их этногеографическому принципуиспользуется понятие славянская правовая семья.
Сторонники этого подхода отстаивают за Россией особую правокультурную самобытность и на этой почве пытаются вывести ее из «исконных культурно-правовых основ» права, из специфических особенностей славянской правовой семьи, образованной странами славянского этнического происхождения.
С учетом этого обосновывается вывод о том, что российская правовая система в будущем должна идентифицироваться в качестве основы правовой семьи как восточнославянских, так и тюркских народов бывшего Союза.