Социальное партнерство в системе трудовых отношений
Партнерство в сфере социально-трудовых отношений — система взаимоотношений между работниками (ом) или их представителями (профсоюзами, ассоциациями) и работодателями (ем) (предприятиями, учреждениями, объединениями, ассоциациями и т.д.) независимо от форм собственности при участии исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, с помощью которой стороны обеспечивают свои интересы в экономической, трудовой и социальной сферах деятельности согласно условиям коллективных (индивидуальных) договоров и соглашений.
Стороны соглашений — работники, работодатели, а также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей.
Для развития социального партнерства образованы и продолжают формироваться органы трехстороннего и двухстороннего представительства на федеральном, территориальном и локальном уровнях. Появляется механизм консультаций по вопросам принятия нормативных актов, создания и деятельности государственных, общественных и смешанных организационных структур, ведающих социально-экономическими вопросами. Накапливается опыт процедур социального партнерства, ведения переговоров, разрешения разногласий и конфликтов. Развивается система правовых актов, созданных на договорной основе и гарантируемых сторонами социального партнерства (международные конвенции, рекомендации, резолюции; генеральные, отраслевые (тарифные) и территориальные соглашения, коллективные договоры). Создано и одновременно нуждается в дальнейшем развитии законодательство о социальном партнерстве и трехстороннем представительстве.
С появлением механизма социального партнерства принципиально по-новому должен быть определен подход к правовому регулированию социальных и прежде всего трудовых отношений. Изменяется не только система правовых актов - в нее уже включены соглашения и коллективные договоры. Принятие новых законодательных актов, указов Президента, постановлений Правительства по социально-экономическим, трудовым вопросам целесообразно осуществлять на основе предварительных соглашений, заключаемых в органах трехстороннего представительства. Промежуточной стадией мог бы стать государственный механизм повышения юридической силы и расширения сферы действия соглашений. Более правовой характер должно приобрести содержание коллективных договоров и соглашений. Требуется выработка концепции механизма обеспечения договорного регулирования трудовых отношений и создание оптимальных структур примирения, посредничества, арбитража, трудового судопроизводства, инспекций труда.
28. Единство труда и технологии. Инновационные процессы в сфере труда.
Инновация - это деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм ? . Существует и другое определение: ? Инновация - целенаправленное и искусственно вызванное изменение в организации с целью повысить эффективность ее деятельности.?
Различают следующие виды инноваций:
I.По степени радикальности (новизны):
-базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
-улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
-псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
2.По характеру применения:
-продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;
-технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
-социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;
-комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;
-рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.
3.По стимулу появления (источнику):
-инновации, вызванные развитием науки и техники;
-инновации, вызванные потребностями производства;
-инновации, вызванные потребностями рынка.
4.По роли в воспроизводственном процессе:
-инновации потребительские;
-инновации инвестиционные.
5.По масштабу:
-инновации сложные (синтетические);
-инновации простые
Инновация связана с внедрением нестандартных решений, изменяющих в той или иной степени систему социальных отношений на различных уровнях организации, характеризуется качеством, масштабом и глубиной изменений, которые затрагивают сложившуюся систему интересов и поведенческих стереотипов. В инновационном поведении чрезвычайно велик уровень риска, отвественности, неопределённости, непредсказуемости.
Этапы инновации:
1. Рекрутирование субъектами инновационного поведения сторонников из числа лиц, в принципе согласных с необходимостью изменения.
2. Рекрутирование активных сторонников из числа тех, чьи интересы находятся в соответсвии с перспективой реконструктивных изменений. Это, как правило, профессионалы, которые умеют, могут и хоят изменить положение дел.
3. Нейтрализация оппозиции, т.е. тех, чим интересы в той или иной степени не соотвествуют инновационным изменениям в организации.
4. Поиск и формирование организационных методов достижения промежуточных и конечных целей рекноструктивных изменений.
5. Мобилизация человеческого фактора, поиск необходимых ресурсов и приведение в действие процесса внедрения.
В ходе инновационных процессов достаточно часто происходят изменения в системе оплаты труда разным категориям персонала. На некоторых предприятиях идет целенаправленный процесс перестройки всей системы оплаты труда и переход на сдельную оплату.
Технология - это способ воздействия человека на предметы труда через механические физические или химические их свойства.