Тема 7. Социальная динамика и социальное развитие
- Понятие социального изменения и его виды
- Классификация и факторы социальных изменений
- Формы социальных изменений
- Социальное развитие
- Теория модернизации
Социальное изменение — это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. В таком случае необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной модификации, в ходе которых сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям в обществе.
Способность социальной реальности к структурным изменениям имеет под собой природные, физические основания. Человек как биологический вид отличается высокой гибкостью и таким же уровнем адаптационных способностей. Он рождается с абсолютным минимумом врожденных инстинктов, зато невероятно способен к научению, подражанию, символизации и творчеству. Социальные изменения не предопределены биологической организацией человека: она только создает возможность таких изменений, но сама по себе не является их объяснением.
Проблема социальных изменений являлась основной для социологии XIX в. Конт, опираясь на Сен-Симона, предложил закон трех стадий в интеллектуальном и социальном развитии, представляющий собой эволюционную теорию человеческого общества. Подобное стремление рассматривать историю с точки зрения прогресса, направления и стадий раз-; вития разделялось многими мыслителями: Гербертом Спенсером, Льюисом Морганом, Эдвардом Тайлором и Леонардом Т. Хобхаусом.
Интерес к социальным изменениям был следствием:
1) осознания масштаба социальных последствий индустриализации для европейских обществ;
2) понимания значения фундаментального различия между европейскими индустриальными и так называемыми «примитивными обществами».
Таким образом, теория социальных изменений была направлена на изучение природы капиталистического или индустриального развития при видимом отсутствии такого развития в обществах, ставших частью европейских колониальных империй. Такая теория связана с вопросами долговременного и крупномасштабного развития или с макроразвитием
Социологические подходы к изменению, в особенности те, что характерны для XIX в., могут быть разделены на теории социальной эволюции и теории революции. В первом случае предполагается, что социальные изменения включают основные стадии развития, такие как «военное» или «индустриальное общество», посредством которых общество прогрессирует от простых сельских, аграрных форм к более н.эжным и дифференцированным индустриально-городским формам. Такого рода эволюционные теории развивались О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом. Подход к анализу социальных изменений в рамках функционализма в некоторой степени остается зависимым от эволюционного взгляда, поскольку при таком подходе изменение рассматривается как адаптация социальной системы к окружающей среде в процессе дифференциации сознания индивидов и увеличения структурной сложности. Теории революционных социальных изменений, в частности основанные на идеях К. Маркса, подчеркивают значение классового конфликта, политической борьбы и стратегии империализма как основных механизмов фундаментальных структурных изменений.
Основным различием в подходах к социальным изменениям остается различие между теориями эволюционными и революционными, однако эти подходы можно классифицировать и иначе, а именно: 1) исходя из уровня анализа («макро-» или «микро-»); 2) на основании рассматриваемых факторов, вызывающих изменение (являющихся либо внутренними, либо внешними по отношению к конкретному обществу, институту или социальной группе); 3) с точки зрения причины социального изменения (демографическое давление, классовый конфликт, изменения в способе производства, технологическая инновация или развитие новых систем идей и убеждений); 4) на основании движущих сил изменения (новаторские интеллектуальные элиты, девианты, рабочий класс); 5) с точки зрения характера социального изменения (постепенное распространение новых ценностей и институтов или полное разрушение существующей социальной системы).
Социологи также пытаются понять общие причины социальных изменений в рамках обществ, связав их с:
I. а) технологическим развитием;
II. б) социальным конфликтом (между расами, религиями,
классами);
III. в) неинтегрированностью частей социальной структуры или
культуры общества;
IV. г) потребностью в адаптации в рамках социальных систем;
V. д) воздействием идей и систем верований на социальную
деятельность (наиболее очевидна гипотеза Вебера о свя
зи протестантской этики и капитализма);
VI. е) идеей Маркса, касающейся классового конфликта, порождаемого противоречиями между производительными силами и производственными отношениями в обществах.
Такие подходы в конце концов направлены (отчасти за исключением Маркса) на причины социальных изменений, не стремясь предсказывать направления истории человечества, Давая более или менее полезные предложения об основах из- менения при исследовании какого-либо социального процесса.
Современная социология тяготеет к теории среднего уровня, объясняющей развитие отдельных институтов, социальных групп, культурных единиц или отдельных идей и убеждений, а не трансформацию обществ в целом.
Осипов выделяет четыре основных вида социальных изменений:
Мотивационные социальные изменения− изменения в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности. Характер потребностей, интересов, мотивации, поведения и деятельности социальных общностей и индивидов не остается неизменным. Особенно значительные изменения происходят в мотивационной сфере жизнедеятельности людей в периоды переходного состояния общественных структур.
Структурные социальные изменения− изменения, затрагивающие структуры различных социальных образований. К их числу можно отнести, например, изменения в структуре семьи (полигамная, Моногамная, многодетная, малодетная); в структуре любой социальчой общности (общества в целом, нации, класса, рофессиональной,территориальной, малой группы); изменения в структуре социальныхИнститутов (образование, науки, религии) и социальных организаций k системе власти и управления);
Функциональныесоциальные изменения − изменения, касающиеся
функций различных социальных систем, институтов, организаций. Социологи считают, что все эти виды социальных изменений тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: за структурными изменениями следуют изменения функциональные, за мотивационными процессиональные и т.д.
Процессуальные социальные изменения − изменения, затрагивающие социальные процессы. К ним относятся процессы социально-исторических изменений. Процессы в сфере социальных взаимодействий и социальных отношений роазличных социальных субъектов (общностей, институтов, организаций, индивидов). Например, процессы стратификации, мобильности, миграции.
Действия отдельных людей могут привести к существенным социальным и культурным изменениям в обществе. Однако, как правило. значительные социальные изменения осуществляются только в процессах совместных действий людей, которые состоят из отдельных, но однонаправленных взаимосопряженных взаимодействий индивидов.
Понятие "процесс" (от лат. processus - продвижение) означает последовательную смену явлений, состояний, изменений в развитии чего-либо, а также совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов. К процессам можно отнести разнообразные явления в природе и обществе, связанные между собой причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями. Любая серия явлений может рассматриваться как процесс, если она имеет временную протяженность, последовательность (предыдущие этапы с необходимостью предопределяют последующий), непрерывность и идентичность (повторяемость).
Категорию «социальный процесс» в самом общем плане можно определить как а) последовательное изменение элементов социальной системы и её подсистем. б) любую, поддающуюся идентификации,повторяющуюся модель социальных взаимодействий (конфликт, операция, конференция).
- Социальные процессы чаще всего подразделяются на процессы функционирования(обеспечивающие воспроизводство данного качественного состояния) и процессы развития (обусловливающие к качественно новому состоянию).
b.конфликтные процессы (социальный конфликт) – столкновение интересов, взаимодействующих субъектов социальной жизни в процессе их социальных действий;
c.социальные движения - процессы, связанные с коллективными действиями лиц, не входящих в состав формальных организаций и социальных институтов, которые направлены либо на осуществление социальных изменений, либо на предотвращение их (экологические, феминистские, религиозные, революционные, молодежи другие).
Подразделение на функциональные и дисфункциональные процессы не всегда эффективно. Так, социальные конфликты и социальные движения могут рассматриваться как инструктивные, способствующие совершенствованию данных общественных отношений, и как деструктивные, вызывающие качественные изменения в негативном для общества направлении.
2. Классификацию социальных процессов осуществляют также в зависимости от объекта исследования (человечество, общество, класс, организация, малая группа) или в соответствии с уровнем системы. В уже упоминавшемся учебнике белорусских авторов предложено различать процессы:
►внутриличностные (социализация, самообразование, самовоспитание и др.);
►межличностные (внутрисемейные отношения, дружба, любовь);
►внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе по вертикали и горизонтали в ходе трудового взаимодействия и т.д.);
►межгрупповые и межобщностные (противостояние политических группировок в борьбе за государственную власть);
► социетальные, охватывающие общество в целом как таковое.
3. В зависимости от характера межличностных отношении отношений людей в группах различают две пары взаимоопонирующих, процессов:
объединение (кооперация) −--------- конкуренция
приспособления (компромисс) − конфликт
сближение (ассимиляция) − поддержание границ группы
Социальные прцессы различают также по степени управления (стихийные, естественноисторические, целенаправленные); по степени влияния на общество(эволюционные и революционные), по направленности (прогрессивные и регрессивные)
Факторы:
Физическая среда. Люди — это физические существа, живущие в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технология. Однако социальная организация и технология, помогающие людям приспосабливаться к одной окружающей среде, не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Общества охотников и собирателей, огороднические, аграрные и индустриальные отличаются по типу адаптации. Если окружающая среда цо какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями. рт > работкой новых форм социальной организации и новым*, техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили.
Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение «бэби-бума» оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старение» общества также создает серьезные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, всеми силами добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее количество людей ожидают своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять.
Конфликты. Конфликт — это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг с другу, их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны люди бывают вынуждены отказаться от привычного образа жизни; приходится терпеть-неудобства военного положения. Конечно, конфликт также часто предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что исходом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Чаще всего, конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому.
Ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как «стимуляторы». Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических нововведений с нашим
Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности Эйнштейна и генетическая теория Менделя — это открытия. В противоположность этому, изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ, — это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов.
Инновации — как открытия, так и изобретения — не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколения в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше число культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украшений для платьев, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических лампочек, ламп для радио и телевизионных приемников, зеркал и множества других изделий. Линзы, в cb^ очередь, способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер, фонариков и т. д. В основе такого типа развития лежит экспоненциальный принцип — по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеют тенденцию к росту в геометрической прогрессии.
Диффузия— это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они — от иудейских сект первых веков нашей эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем о том, что мы получили от них.
Кроме упомянутых, существует группа факторов, которые можно условно назвать идейно-политическими. Например, О. Конт рассматривал развитие общества по восходящей линии как прогресс идей. М. Вебер считал религиозные представления важнейшим фактором экономического развития, отводя индивидуалистической этике протестантизма решающую роль в становлении духа предпринимательства и последовавшем экономическом скачке в западных обществах. Смена идей — не только интеллектуальный процесс. Она сопровождается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматических лидеров, которые благодаря незаурядным личным качествам способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, расшатывающие установленный в обществе порядок и могущие привести к революционным изменениям.
Конфликты, соревнование и кооперация также могут рассматриваться как механизмы социальных изменений. В частности, марксисты стремились представить жизнь капиталистического общества как постоянную борьбу между правящим классом, пытающимся сохранить свое господствующее положение, и угнетенным, старающимся радикально изменить существующий строй. Социальные изменения рассматривались как продукт этой борьбы. Аналогичные идеи лежат в основе конфликтологической модели Р. Дарендорфа. Понятие конфликта становится более продуктивным в объяснительном плане, если его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперничающих групп. Их конкуренция стимулирует внедрение и распространение инноваций. Так, лидеры незападных государств стремятся к заимствованию западной науки и технологии, хотя и настроены политически против Запада, ибо понимают, что только так достигнут независимости и экономической мощи. Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и усложнение соревнующихся организаций. Еще Маркс показал, что капитализму присуща тенденция к образованию монополий, которые неуязвимы для конкуренции. Наконец, понятие конкуренции используют теории, объясняющие социальные изменения действиями индивидов, преследующих собственные интересы. С помощью теории игр и других математических методов было показано, что в определенных условиях конкуренция побуждает индивидов к сотрудничеству в преследовании своих целей.
В структурном функционализме рассматриваются такие механизмы социальных изменений, как напряжение и адаптация. Изменение понимается как ответная приспособительная реакция на возникшее в системе напряжение. Когда происходит изменение какого-либо из элементов системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальными. Оно разрешается с помощью самопроизвольного адап тивного изменения других частей системы. Например, американский социолог У. Огборн показал, что ускоренное развитие технологий вызывает несоответствие между технологическим уровнем общества и его социокультурными составляющими, которые развиваются более медленно.
Социальные изменения могут быть в какой-то степени и результатом целенаправленного и долговременного социального планирования. В современных обществах возможности такого планирования возрастают. Однако в большинстве случаев это планирование на краткую перспективу. Часто запланированные цели не достигаются, и даже если планирование оказывается удачным, оно всегда влечет за собой незапланированные последствия. Чем дольше срок, на который осуществляется планирование, тем труднее достигнуть цели и избежать непредвиденных последствий. Особенно наглядно это проявилось на опыте коммунистических обществ.
Планирование предполагает институционализацию изменений, но институционализация не предполагает планирования. В современных обществах институционализировано множество незапланированных изменений. Чаще всего это бывает в области науки и технологии: та или иная инновация институционализируется, вызывая социальные изменения, которые вовсе не планировались или только отчасти предполагались.
Механизмы социальных изменений вовсе не исключают друг друга. Напротив, некоторые из них явно взаимосвязаны. К примеру, инновации стимулируются конкуренцией. В одной объяснительной модели социальных изменений могут сочетаться несколько механизмов.
Социальная структура и социальные изменения — центральные теоретические понятия социологии, относящиеся к базисным взаимодополняющим характери^икам социальнойг жизни в целом. С одной стороны, соци льной жизни присущи повторяемость, постоянство и непрерывность, с другой — динамичность и изменчивость. Оба понятия взаимосвязаны. Социальная структура не может изучаться без учета реально происходящих или потенциальных изменений. А социальное изменение как более или менее регулярный процесс немыслимо без понятия структуры.
В зависимости от характера внутренней структуры и степени влияния на общество, социальные изменения подразделяют на две группы - эволюционные и революционные изменения.
Под эволюциейпонимается такое разви явлений или процессов, котороеосуще вляется в результате постепенныхнепрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности явления в ходе качественно-количественных его изменений.
Эволюционные изменения в обществе, организуемые сознательно, приобретают форму социальных реформ. Реформа (от \лат.reformo - преобразование) - такое преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жиз- \ ни (порядков, институтов, учреждений), которое не уничтожает основ существующей социальной структуры. Под реформами можно понимать нововведения любого порядка. Реформы могут оказывать существенное воздействие на развитие. Пример: реформа 1861 г. и т. д.
Контрреформа - частичный или полный отказ от общественных нововведений, которые были осуществлены в ходе реформ.
a.Реформы Александра I (1801-1802).
b.Реформы Сперанского (1808-1811)
c."Великие реформы" Александра II (1860-е годы)
d.Реформы Витте - Столыпина (1905-1910)
e."Оттепель", Реформы Хрущева (1953 - 1968)
f."Перестройка". Реформы Горбачева (1985 - 1991)
Революция (от лат. revolutio - переворот) - коренные качественные изменения в жизни общества, приводящие к ликвидации изжившего общественного строя и утверждению нового, более прогрессивного.
Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных тем, что: а) они представляют собой не просто радикальные нововведения, а такие, которые предполагают коренное изменение социального объекта; б) эти изменения носят не частный, а общий даже всеобщий характер, захватывая экономическую, социальную политическую и духовную сферы жизни общества; в) революци-яяые изменения, как правило, опираются на насилие.
Опыт всех революций показывает, что "откат'' - это универсальное явление, сопутствовавшее всем великим революциям. Оно пот название "термидор", или "бонапартизм". Полного возвращение к предреволюционному устройству конечно быть не может. Например Великая французская революция 1789 г. в течение двух лет уничтожила феодальные права - этого не смогла вычеркнуть из жизни даже свирепая реакция Бурбонов - и набросала план политического равноправия всех граждан, который в продолжение следующих четырех поколений проводился по всей Европе с запада на восток, вплоть до России.
Но вместе с тем, как было подмечено уже в древности, "революции никогда не удаются". Октябрьская революция 1917 г. в России не была исключением. Термином "российский термидор" историки обозначают укрепление власти Сталина в результате переворота 1929 г. Ни одной из известных нам революций не удалось полностью достичь декларируемых ею целей. Более того, люди, свершившие их, объявлялись заговорщиками. Так, например, останки вождей английской и французской буржуазных революции были через несколько лет удалены с места захоронения, а сами они объявлены узурпаторами. Однако сегодня в Лондоне и Париже стоят памятники Кромвелю и Робеспьеру.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что сложность социальных изменений, связанных с революционным переустройся общества, порождала, порождает и будет порождать диаметр» противоположные оценки и значения революционных процессов в обществе. В связи с этим, можно обозначить три тезиса:
> революция - аномальноеявление общественной жизни;
> революция способствуют более эффективномурешению назревших социальных проблем;
> революция - экстремальнаяформа социального прогресса
Цикличность как форма социальной ДИНАМИКИ |
Наличие определенных ритмичных закономерностей (циклов) и связь их с Космосом известно с древности. Циклы солнечной активности, циклы изменений магнитного поля Земли не могли не влиять на измене-gj, в климате,в условиях ведения сельского хозяйства, социальных соотношений людей, т.е. на всю человеческую историю. Системно-циклический подход к социальной динамике, пробивающий себе дорогу в социологической науке, основан на признании того, что мир Един в своих проявлениях.
Попытки социологов дать ответ на вопрос о том, какие закономерности обусловливают ход исторического развития общества, привели к "открытию" новой формы динамикив общественных системах -цикличности.
Циклические изменения предполагают не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в целом образует цикл - определенную совокупность явлений и процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-то промежутка времени (конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, однако в других условиях или на другом уровне).
Многие изменения в обществе (социальные, экономические, политические, духовные) происходят по циклической схеме. Например, сезонный характер сельскохозяйственных работ, экономические кризисы, смена типов культур,смена поколений людей и т.д.
Понятие "цикличность" обозначает специфическийвид динамикн в социальных системах, который обеспечивает нетолько их стабильность и воспроизводство, но и описывает изменения них.
современной науке предпринимаются попытки выявления в цикличности различных форм социальной динамики. Выделяют две пары понятий, описывающих циклическое движение общества:
> первая пара - "маятник" и "круг" - характеризует формы динамики, отражающие ритмичность воспроизводства и функционированиясоциальных систем;
> вторая пара - "спираль" и "волна" - описывает ритмичность развития измененийв циклическом движении общества.
ДВИЖЕНИЯ ТИПА "МАЯТНИК' И"КРУГ" |
Маятниковое движение- эта форма динамики является результатом столкновеню противоречивых начал движения. Социальный процесс, имеющий определенную направленность, периодически заменяется (вытесняется) процессом, имеющим противоположное направление (революция - контрр6 люция, либерализм - консерватизм, рост инвестиций - свертывание инвестиций). Маятниковое движение общества, или циклы маятникового типа, особенно характерны для периодов становления общественной системы.
движение типа "круг"более характерно для зрелых общественных систем. В данном случае имеются в виду повторяющиеся процессы, описывающие движение в замкнутом пространстве в одном направлении; достижение цели является рубежом, от которого начинается движение в сторону той же цели. Классическим примером движения типа "круг" являются управленческие циклы (от принятия решения до его осуществления); инновационные циклы (от изобретеня До широкого внедрения); функционирование демократических систем (от выборов до выборов).
ДВИЖЕНИЯ ТИПА "ВОЛНА' И "СПИРАЛЬ" |
Долгое время считалось, что волновое движение свойственно только неживой природе (свет). В XX веке волновые движения стали изучаться сначала в экономике, а затем в I других сферах общественной жизни - социальной и политической. Волнообразный процессдвижения изменений в обществе может быть представлен в виде математической синусоиды (подъем - спад). Ученые считают, что история человеческой цивилизации свидетельствует о наличии чередования периодов расширения и сжатия мирового хозяйственного процесса. Например, Ф. Бродель выделяет четыре европейских последовательных вековых цикла: 1250 (1350) -1507- 1510 гг.; 1507 - 1510 (1650)- 1733-1743 гг.; 1733 - 1743 (1817) 1896 гг.; 1896 - (1974) - ... Первая и последняя дата цикла обозна-I Чают начало подъема и окончания спада, дата в скобках - кульминацИонный момент, т.е. начало движения в точку кризиса. Высказываются опасение, что глобальная экономика в настоящее время (1974 г.) возможно, вступила в длительный цикл спада протяженностью от 150 до 350 лет
Движение по спирали – наиболее сложная для понимания форма социальной динамики. Пример: развитие капитализма. Сотрясаемая регулярными кризисами перепроизводства (7 − 11 лет), она привела не к краху а обеспечила переход в новое качественное состояние.
Специфику динамики восточноеврпейской цивилизации многие характерезуют каксложный спиралевидный процесс постоянного колебания между различными полюсами − западной и восточной культурами (Н. Бердяев) или различными формами правления − «авторитаризмом» и «соборностью» (Ахиезер, Янов).
Следует обратить внимание на то, что в понятийном аппарате современной теоретической произошло разведение категорий «социальное изменение» и «социальное развитие». Под социальным развитием все чаще понимаются не все изменения в социальных системах а лишь их определенный тип. На этот счёт можно встретить различные точки зрения. Причины дискуссионности данного вопроса в социологии состоят в неоднозначности понимания в современной науке того, что есть "развитие".
В одних случаях под развитием понимается движение по восходящей линии, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому, более высокому. Понятие "развитие" применяется здесь к процессам совершенствования, улучшения, усложнения и в данном значении совпадает с содержанием понятия "прогресс".
В других случаях под социальным развитием имеются в виду лишь такие изменения объектов, в результате которых возникает их новое качественное состояние (без его оценки): осуществляются более или менее глубинные структурные изменения, ведущие к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Результатом развития в этом случае является новое количественное и качественное состояние объекта, которое может предполагать и повышение, и понижение уровня его организации.
Учитывая неоднозначность понятия "развитие", в Социологическом энциклопедическом словаре дана широкая трактовка процессов развития, имеющих место в социальной сфере жизни общества. Под социальным развитием понимается совокупность экономических, социальных, политических и духовных процессов, развертываю-I Щихся в обществе (53, с. 286). Таким образом, социальное развитие I может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным.
Социологи считают, что процесс социального развития характеризуется тремя существенными и взаимосвязанными чертами:
> необратимостью - постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
> направленностью - та линия или линии, по которым совершается накопление перемен;
> закономерностью - не случайный, а необходимый процесс накопления перемен
Под социальным прогрессом понимается определенный тип или направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному, неуклонное восхождение к более сложным формам общественной жизни.
Интерес к проблеме социального прогресса возникает тогда, когда ставится вопрос о направленности социальных изменений в обществе. Уже с древности обозначились три варианта ответа на этот вопрос:
- идея циклического развития (от греч. kuklos - круг, круговорот - движение с повторением и возвращением в точно такое же состояние, которое было в начале прогресса ("все возвращается на круги своя");
- идея прогресса (от лат. progressus - движение вперед, успех; абсолютный и неизбежный процесс совершенствования человеческого общества, переход его от простых форм к более сложным ("золотой век впереди");
- эсхатологическая идея (от греч. eschatos - последний, конечный; logos - слово, учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира, о неумолимом движении к своему концу, страшному суду
В классической социологии сформировалась точка зрения, утверждающая абсолютность и неизбежность прогрессивного развития общества, его необратимое линейно-направленное восхождение к более сложным формам жизни. Пример: Известные основания для подобных представлений дало то, что в последние 200 − 300 лет рост материального производства носил взрывной хъарактер. За период с 1715 по 1971 год объём мирового промышленного производства увеличился в 1730 раз, причем больше половины пришлось на время с 1948 г.
Но Сорокин усомнился в универсальности линейной концепции.
- Сегодня отрицается возможность универсального использования понятия «прогресс» для характеристики всей совокупности изменений общественной жизни (эволюционные изменения в области религии, философии и др. невозможно оценить через призму развития от менее к более совершенному).
- Устойчивый прогресс очевиден только в области естественнонаучных знаний, техники и технологии
- По многим покозателям в общественной жизни наблюдается застой или даже регресс (среда обитания, нравственность).
- наряду с благоприятными вариантами общественного развития, с появлением глобальных проблем современности, очевидно, нельзя исключать возможность развития общества и по другим, менее желательным, в т.ч. катастрофическим и даже апокалиптическим вариантам;
- будущее человечества стало все в большей степени восприн маться как результат нашего выбора - коллективного и индивидуального. Сам же выбор отражает уровень развития Человека, развитие его физического и психологического здоровья, интеллекта, нравственных установок.
В мировой социологии широкую популярность получила теория модернизации. Она предполагает, что традиционные общества вовлечены в единый универсальный процесс восхождения к состоянию модерна.
Термин «модернизация» в переводе с английского означает «осовременивание». суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации — США и Западная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов. Но ничто не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать этих лидеров, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.
Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма.
Различают два вида модернизации: органическую или неорганическую.
Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Именно такую цель преследовал j сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг.
Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные образцы. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая − «сверху».
Среди попыток современных социологов осмыслить сущность и направленность модернизации следует отметить концепцию рефлексивной модернизации немецкого социолога У. Бека. По мнению Бека, индустриальное общество, основанное на принципе распределения благ, шаг за шагом уступает место «обществу риска», где действует принцип распределения негативных последствий и опасностей. Это явление отражает кризис индустриального общества: люди начинают понимать, что индустриальное общество и процесс модернизации сами порождают бесчисленные опасности, и риск постоянного соприкосновения с ними нарастает. Бек отмечает, что в сравнении с опасностями прошлого риск, связанный с современным уровнем модернизации, имеет качественно иной характер: ситуации риска непредсказуемы, слишком многочисленны, чтобы их контролировать, не воспринимаются органами чувств (например, радиация) и глобальны простой модернизации к рефлексивной. Это означает, что доминирующим принципом должна стать социальная рефлексия и самокритика. Общество риска продуцирует потребность в критическом саморассмотрении, становится для самого себя «темой и проблемой».
Теории рефлексивной модернизации в чем-то созвучна концепция «латентных структур» современного американского социолога Э. Тириакьяна. Как и Бек, Тириакьян размышляет о роли сознания в процессе социальных изменений. Согласно его концепции,»еоциальные изменения — это прежде всего трансформация общественного и индивидуального сознания, поскольку и социальные структуры для него представляют собой нормативные образования коллективного сознания. Источник социальных изменений, считает Тириакьян, кроется в латентных, то есть скрытых, структурах культуры — сокровенных ценностях и смыслах, доминирующих всоциальном сознании и тем самым направляющих жизнь общества. Такие структуры могут в кризисные моменты истории проступать на поверхностном плане, проецируясь в форме новых социальных программ. Социальные инновации могут, согласно Тириакьяну, предлагаться только субъектами, сознательно остающимися за рамками существующей нормативной системы отношений. Это члены религиозных движений и сект, различных ассоциаций, квазирелигиозных групп.
Для западных социологов теории «запаздывающей модернизации», которые начали создаваться еще в 60-е гг., стали аппаратным средством анализа современной российской ситуации. Теоретики запаздывающей модернизации исходят из того, что существует линейный прогресс и поступательность стадий развития обществ. Соответственно, непосредственная добыча продуктов природы сменяется аграрной экономикой, а та замещается индустриальной. С этой точки зрения страны, не успевшие «вовремя» пройти путь индустриальной модернизации, могут и должны сделать это «с опозданием», чтобы «догнать» опередившие их в этом отношении общества. Такая концепция получила название «догоняющей модернизации».
Российский социолог Н.Ф. Наумова в дополнение к этому выдвинула понятие «рецидивирующей модернизации» — именно в нашем обществе, часто предпринимавшем попытки «догоняющего» социального развития, идея обновления тесно связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России и обеспечивавшем его могущество социалистическом строе. Тем не менее ожидания, что применительно к России сработает механизм догоняющей модернизации, едва ли обоснованны. По мнению В.Л. Иноземцева, в настоящее время Россия представляет собой страну, обладающую значительным, но устаревшим по сравнению с современным западным обществом производственным потенциалом, огромными сырьевыми ресурсами, достаточно квалифицированной рабочей силой.
Тема 8.