Введение. Учебно-методический комплекс

СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция (бакалавр)

Краснодар

Авторы:

Генрих Н.В. – кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовного права Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»;

Ругина О.А. – преподаватель кафедры уголовного права.

Рецензенты:

Дроздов Т.М. – кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»;

Дзиконская С.Г. – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовного права Северо-Кавказского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 3 от 27.03.2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Северо-Кавказского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № ______ от _______________________________ 2012 г.)

© Российская академия правосудия, 2012.

© Генрих Н.В., Ругина О.А., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..4

Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………..9

Тематический план……………………………………………………………....10

Программа курса…………………………………………………………….......11

Планы семинарских (практических) занятий ………………………………....17

Методические рекомендации по изучению дисциплины и

организации самостоятельной работы студентов……………………………..27

Примеры контрольных заданий………………..………………….....................30

Литература……………………………………………………………………......32

Вопросы для подготовки к зачету ……………………………………………...38

Введение

Курс «Судебная статистика» представляет собой вариативную учебную дисциплину, изучаемую в высших учебных заведениях по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), которая позволяет обучающимся получить углубленные знания, умения и навыки, полезные для дальнейшей профессиональной деятельности или продолжения образования в магистратуре.

Преподавание курса «Судебная статистика» имеет большое значение в деле подготовки высококвалифицированных юристов. Как наука и учебная дисциплина статистика призвана играть важную роль в исследовании преступности, её причин и условий, а также в выработке практических рекомендаций по борьбе с этим негативным массовым правовым явлением.

Целью курса «Судебная статистика» является привитие бакалаврам статистической грамотности, умения пользоваться статистическими методами при работе с социально-правовой информацией, ознакомление с действующей в судебных и иных правоохранительных органах системой показателей правовой статистики, методикой их исчисления и основными направлениями анализа на макро- и микроуровнях.

К задачам курса относятся:

- изучение основ современной статистической теории и закрепление у обучающихся знания понятийного аппарата правовой статистики;

- получение бакалаврами знаний о принципах организации и деятельности статистических служб системы судебных и иных правоохранительных органов;

- анализ принципов и методов сбора статистических данных о правонарушениях;

- познание принципов и методов обработки результатов статистического наблюдения (его материалов);

- рассмотрение различных обобщающих статистических показателей – абсолютных, относительных, средних, индексных величин, показателей вариации, динамики, взаимосвязи и др.;

- исследование методов анализа статистических данных.

В результате освоения дисциплины «Судебная статистика» у бакалавров формируются комплексные научные представления об истории формирования статистической теории, её основных положениях на современном этапе, предмете и методах статистики, приемах сбора, обработки и анализа информации, способах расчета различных статистических показателей. Они учатся владеть юридической терминологией, получают навыки работы с правовыми актами и навыки анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Дисциплина «Судебная статистика» формирует у бакалавра следующие компетенции:

1) Общекультурные

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11), в том числе в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

2) Профессиональные

в нормотворческой деятельности:

способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способность разрабатывать и правильно оформлять юридические документы (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

способность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

в педагогической деятельности:

способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).

При изучении курса значительная роль отводится самостоятельной работе, которая заключается в ознакомлении с нормативными материалами, прочтении учебных пособий или монографий, периодических публикаций. Поэтому для закрепления полученных знаний после каждой лекции настоятельно рекомендуется изучить соответствующую тему в каком-либо учебном пособии или монографии, в том числе из указанных в списке рекомендуемой литературы.

Безусловно, немаловажное значение в процессе обучения также играют семинарские (практические) занятия, поскольку они позволяют закрепить полученные на лекциях и в результате самостоятельной работы знания и помогают выработать необходимые практические навыки и умения. В ходе семинарских занятий бакалавры приобретают дополнительные знания, более углубленно усваивают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, учатся излагать полученный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов.

Формами текущего контроля работы бакалавров в зависимости от формы обучения выступают написание ими рефератов, подготовка презентаций, решение тестовых и контрольных заданий.

Итоговой формой контроля знаний является зачет. Для его успешной сдачи необходимо ответить на вопросы, примерный перечень которых приведен в конце данного учебно-методического комплекса.

Наши рекомендации