Демографические и сексуальное поведение российской молодежи
Одним из важнейших аспектов создания семьи является рождение и воспитание детей, которое, также, является критерием зрелости молодых людей, принятия ответственности за кого-то ещё, помимо себя.
Данные общероссийского исследования, проведенного ИСПИ РАН в 2002 г., свидетельствовали о том, что около 86,2% молодых россиян планируют, при создании семьи, иметь детей. При этом одного ребёнка хотят иметь 25,9% молодых жителей России, на двух ориентированы 51,4%, на трех и более – 8,9%. В то же время, желаемое не всегда совпадает с действительным. В подавляющем большинстве случаев – 57,8% - молодые семьи имеют одного ребёнка, 11,5% - двух, 0,7% - трех и более, у 30,0% молодых семей детей нет. Ситуация не очень благоприятная, если исходить из того, что для простого воспроизводства населения России одна молодая семья должна иметь в среднем 2,3 ребёнка.
Среди главных причин, негативно влияющих на решение о рождении ребенка, лидируют неблагоприятные социальные и экономические условия жизни – 21,7% ссылаются на материальные трудности, столько же – на неопределенность ситуации в стране, боязнь за будущее детей. Важнейшим фактором, влияющим на репродуктивные установки молодежи, можно считать материальный достаток в семье. Однако не все демографы согласны с подобным определением места материального благосостояния (дохода) в структуре факторов репродуктивного поведения населения. Некоторые исследования показывали наличие обратной связи между уровнем дохода и числом детей – так называемый "парадокс обратной связи". На число детей в семье и репродуктивное поведение, видимо, влияет не просто размер дохода, а оценка индивидом и семьей своего уровня жизни.
Однако, основная движущая сила репродуктивного поведения – это, прежде всего, потребность в детях. Данное "социально психологическое свойство социализированного индивида, проявляется в том, что без наличия детей и определенного их числа индивид испытывает затруднения в своей личностной самореализации". Количественная определенность потребности в детях раскрывается в понятии "репродуктивные установки", а качественная – "репродуктивные мотивы". Репродуктивные установки выражаются в желании (или его отсутствии) иметь детей и их желательном количестве, в репродуктивных мотивах. Последние представляют собой состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей. Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Как считает В.М. Медков, репродуктивные мотивы, будучи самостоятельной психической сущностью, являются одновременно и составной частью структуры установок (их поведенческого, побудительного компонента).
Выделяются экономические, социальные и психологические типы репродуктивных мотивов. Экономические побуждают к рождению того или иного числа детей, чтобы добиться определенных целей, связанных со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить свой экономический статус. Социальные мотивы стимулируют рождение определенного числа детей в рамках бытующих социокультурных норм детности. Психологические связаны с тем, что через рождение определенного числа детей достигаются глубинные внутренние цели личности.
В целом, демографическое поведение молодежи характеризуется рядом противоречий, в числе которых противоречия:
- между сохранением преобладающей установки на традиционные формы брака и утверждением в сознании значительной части молодежи мысли о естественности альтернативных форм семейно-брачных отношений;
- между объективной необходимостью воспроизводства населения и усилением ориентации молодежи на однодетную и бездетную семью;
- между потребностью иметь детей и отсутствием необходимых условий для их полноценного воспитания и развития.
Демографическое поведение молодёжи тесно взаимосвязано с сексуальным поведением молодого поколения.
Значимость секса в сознании и поведении молодых людей определяется завершением полового созревания и, соответственно, поиском партнера. В значительной степени такого рода мотивация легитимируется в сознании молодых людей ценностью романтической любви, "возвышающей" чувство полового влечения. Способность к "большой любви" в молодом возрасте гораздо выше, чем в более зрелом возрасте, поскольку эмоциональность у молодых превалирует над рациональностью.
Сексуальное поведение молодежи определяется как комплекс действий, направленных на удовлетворение сексуальных потребностей и включающих: поиск и выбор сексуального партнера, собственно сексуальные контакты (их характер, мотивацию, интенсивность, использование средств контрацепции и др.).
Сексуальные установки и поведение молодежи стали изучаться эмпирической социологией с начала XX в. В частности, в этих целях стали проводиться массовые социологические опросы. Причем, российская наука находилась на передовых позициях изучения сексуальности молодежи. Первый такой опрос в России был проведен в 1902 г. В. Фавром, опросившим в Харькове около 2000 студентов трех высших учебных заведений. С этого момента и до начала 30-х гг. по количеству и содержанию массовых социологических обследований в области изучения сексуальности русские и советские ученые занимали лидирующие позиции в мире.
До начала первой мировой войны в России было проведено, по крайней мере, 5 крупномасштабных обследований сексуальности. Кроме обследования в Харькове, были проведены три «половые переписи студенчества»: в 1904 г. – в Московском университете (М. Членов), а затем – по аналогичной программе – в университетах Томска и Юрьева (Тарту). В 1908 г. В. Жбанков провел первое в мире обследование "половой жизни учащихся женщин". Он опросил студенток и учительниц Москвы, 80% которых находилось в возрасте до 25 лет. На Западе первый опрос среди женщин был проведен в США только в 1929 г.
Настоящий расцвет исследований сексуального поведения наблюдался в Советском Союзе в 20-е годы XX в., когда было проведено более 30 массовых социологических опросов преимущественно среди молодежи в самых разных городах и селах.
И до революции, и в 20-е годы изучался широкий круг вопросов, относящихся к сексуальному поведению, в частности, отношение к семье и браку; мотивация сексуальных отношений; характеристики первого сексуального партнера; эротическое восприятие; мастурбация; венерические болезни; аборты и методы контрацепции; проституция и т.д..
Среди различных характеристик сексуального поведения особенно выделяют возраст начала половой жизни. В России начало половой жизни у мужчин было достаточно ранним. По результатам опроса В. Фавра, 73% студентов в возрасте 17-20 лет уже имели опыт половой жизни. Медианный возраст сексуального дебюта в первую треть XX в. у студентов колебался между 17 и 18 годами. До 16 лет в половые контакты вступали 28,9% юношей, в 16-17 лет - 32,1%, после 17 лет - 39%. По данным исследований в Германии, медианный возраст у немецких студентов был более высоким – 19,8 лет. По данным большинства российских обследований, примерно 10-15% всех опрошенных мужчин начинали половую жизнь до 15 лет, чего не было в то время ни в Германии, ни в Австрии.
Девушки начинали половую жизнь позже. Особенно заметным их отставание от юношей было в дореволюционном городе в среде людей с высоким уровнем образования. По оценкам В.Жбанкова, почти 90% московских студенток и учительниц в возрасте от 17 до 20 лет были девственницами, в возрасте 21-25 лет – 45,4%. Медианный возраст сексуального дебюта приближался к 26 годам. У тех, кто никогда не состоял в зарегистрированном (церковном) браке, доля имевших сексуальный опыт равнялась 18%.
Однако в среднем по стране возраст начала половой жизни у женщин был намного ниже, что было связано с относительно низким средним возрастом вступления в первый брак. По данным переписи населения 1897 г. он составлял в Европейской России 21,4 года, по данным переписи 1926 г., в СССР у жительниц городов равнялся 21,5, у сельчанок – 20,9 года, тогда как в Англии и Уэльсе на рубеже веков средний расчетный возраст вступления в первый брак превышал 26 лет, во Франции равнялся 24 годам.
После войны и революции возраст начала половой жизни у женщин в городах несколько снизился. Медианный возраст сексуального дебюта у студенток с опытом половой жизни по данным обследований колебался в пределах от 19,5 до 21 года. Поскольку значительная часть респонденток (40-60%) не имела этого опыта, можно предположить, что вероятный возраст начала половой жизни у этой группы был равен примерно 21-22 годам. У образованной части женского населения он оставался более высоким, чем в среднем у населения страны. Советские исследователи отмечали, что во второй половине 20-х гг. женщины начинали половую жизнь несколько позже, чем в первые годы революции.
На основе существующих отрывочных данных, можно предположить, что за период с начала 1930 по конец 1950 гг. возраст начала половой жизни в стране несколько увеличился. Одним из факторов этого увеличения стало ограничение добрачных связей у молодежи. Как показали исследования А. Харчева и С. Голода, среди ленинградских студентов конца 50-х начала 60-х годов доля начавших половую жизнь до брака, а также распространенность случаев раннего сексуального дебюта была меньше, чем среди их предшественников в первой трети двадцатого века. Кроме того, повысился возраст вступления в первый брак, чему способствовала сильная деформация половозрастной структуры населения страны в годы второй мировой войны.
В целом эта тенденция противоречила общемировой. В западных странах в это время возраст сексуального дебюта снижался. К примеру, у французских женщин 1942-1951 гг. рождения он равнялся 19,3 года, т.е. был почти на 2 года меньше, чем у женщин, родившихся в 1922-1931 гг. Для немок тех же поколений произошло уменьшение с 20,9 до18,6 года. Для соответствующих мужских поколений средний возраст начала половой жизни у французов оставался практически неизменным (18 лет), а у немцев уменьшился с 20,4 до 18,4 года.
Молодежь СССР также не оставалась в стороне от общемировых процессов. По данным С. Голода, в 60-е-90-е гг. XX в. в среде студенческой молодежи наблюдалась довольно устойчивая тенденция к более раннему началу половой жизни. Кроме того, было зафиксировано уменьшение различий в поведении юношей и девушек, например, в сфере добрачных половых отношений. По данным обследований, проведенных О.К. Лосевой в Москве, средний возраст начала половой жизни у мужчин в 1983/1984 гг. снизился по сравнению с 1975/1976 гг. с 19,2 до 18,1, а у женщин – с 21,8 до 20,6 года.
В конце 80-х гг., в период "перестройки", изменения в массовом половом поведении ускорились, ускорился и процесс снижения возраста полового дебюта.
В 1993 г. И. Кон, В. Червяков и В. Шапиро начали самую фундаментальную серию обследований сексуального поведения в России. Они опросили 1615 учащихся школ и ПТУ в Москве и Санкт-Петербурге. Опрос, проведенный в 1995 г., охватил 2871 подростка 16-19 лет в Москве, Новгороде, Борисоглебске и Ельце; а в 1997 г. – 4000 школьников 7-9 классов, их педагогов и родителей в восьми регионах России. Эти обследования продемонстрировали на примере поколений, насколько "помолодел" секс за прошедшие годы, особенно у девушек. Среди мам современных школьников лишь немногим более 7% узнали мужчину до совершеннолетия, среди отцов к интимной жизни до 18 лет приобщился лишь каждый пятый. Опрос 1995 г. показал, что порядка 47% девушек и 48% юношей в возрасте 16-17 лет имели сексуальный опыт.
В целом, исследования второй половины 1990-х гг. выявили более либеральные сексуальные установки молодежи в России, чем в Англии, Франции, а тем более в католической Италии. Но при этом характеристики сексуального поведения молодежи России и стран Западной Европы и США существенно не различались. По данным общенациональных опросов начала 1990-х гг., в США возраст вступления в половые отношения составлял 16,7 лет, в Норвегии – 17,2 лет, в Великобритании – 18 лет, во Франции (опрашивались студенты) – 18,8 лет, в Италии (студенты) – 20,4 лет, в России (по данным опроса студенческой молодежи) – 18,9 лет. По результатам опроса ВЦИОМ в трех городах России, от 50 до 60% молодежи в возрасте 18 лет имели опыт половых отношений. Исследование Института социологии РАН «Молодежь новой России» (2007 г., опрошено 1796 респондентов в возрасте 17-26 лет) показывает, что для 53% молодежи актуальны добрачные сексуальные отношения. Для сравнения – среди представителей старшего поколения (40-60 лет) о добрачных связях сказали 29%.
Снижение возраста сексуального дебюта и автономизация подростковой и юношеской сексуальности от "внешних" форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства создает множество опасных ситуаций, прежде всего – нежелательной беременности, абортов и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, в том числе ВИЧ.
Важнейшей характеристикой сексуального поведения является количество сексуальных партнеров. Студенты МГУ 1990-х гг. в этом отношении не уступают юношам из других стран. У московских студентов их - 2,8, у итальянских – 3,1, у британских – 3,4, у норвежских – 2,1, у американских – 3,3. Студентки МГУ имели больше партнеров (1,8), чем девушки из Норвегии (1,6) и Италии (1,0). Более 28% юношей и 16% девушек из числа опрошенных в МГУ имели 6 и более сексуальных партнеров.
Судя по данным опросов, элемент случайности и спонтанности отличает начало половой жизни многими молодыми людьми. Значительная часть студентов МГУ приобретает первый сексуальный опыт с малознакомым партнером, которого они встретили недавно (42% девушек и 68% юношей). Из тех студентов, кто вел половую жизнь за месяц до момента интервью, у 80% девушек и 60% юношей половым партнером был любимый человек.
В начале века лишь 9% респондентов считали проституцию нормальным явлением, еще 26% мирились с ее необходимостью. Отрицательно относилось большинство (66%). В настоящее время проституцию считают недопустимой, по данным Института социологии РАН, 53% молодежи.
Достаточно низок уровень использования российской молодежью контрацепции, в особенности, при первом сексуальном опыте. По данным опроса студентов МГУ, около 67% студентов обоих полов использовали контрацепцию во время первой половой связи и соответственно 33% - не использовали. В российской провинции в 1990-х гг. уровень использования современных средств контрацепции во время первой половой связи был еще ниже. Вообще, по данным опроса 1999 г., противозачаточные средства используют 86,7% юношей и 78,0% девушек. По результатам обследований начала XX в., меры против деторождения принимали 56,5% женатых студентов и 21,1% неженатых. По данным исследования, проведенного сектором "Социологии семьи и гендерных отношений" Института социологии РАН в 2002 г., используют контрацептивы 84% юношей и 77,6% девушек, имеющих сексуальные контакты. Основным способом предохранения является презерватив. Его назвали 91,7% девушек и 61,5% юношей. Девушки чаще упоминали и прерывание полового акта (49 и 15,1% соответственно). Затем с незначительным отрывом следуют гормональные контрацептивы, чаще отмечаемые девушками. Изучение мотивации отказа от использования средств контрацепции показало, что основной мотив – "доверие друг к другу". Однако под этим понятием юноши и девушки понимают прямо противоположные вещи. Первые надеются на то, что женщина сама позаботиться о предохранении. Последние рассчитывают, что партнер либо предотвратит возможные последствия, либо женится.
В гипотетическом случае неожиданной беременности большинство юношей (42,5%) затрудняются определить свои действия. Лишь треть из них предложат оставить ребенка. Девушки в целом с очень небольшим перевесом решат родить.
На вопрос "Как Вы поступите в случае рождения ребенка?" были получены следующие ответы: женятся - 60% юношей, признают отцовство, но вместе жить не будут - 17,6%, откажутся от ребенка - 4%. Это говорит о довольно большом количестве серьезных и ответственных молодых мужчин. В связи с тем, что количество юношей, поддерживающих постоянные связи, незначительно, не представляется возможным проверить гипотезу о предпочтении ими заключения брака.
И юноши, и девушки рассчитывают в случае появления ребенка на помощь родителей, что подтверждает выявленную еще в начале 1990-х гг. тенденцию. 82,1% девушек и 56% юношей надеются, что родители помогут им и финансами, и в воспитании ребенка.
Почти все опрошенные молодые люди слышали об аборте, знают, что это такое; знакомы также и с его современными фармакологическими способами. Большинство молодежи считает, что операционное прерывание беременности можно делать только при определенных условиях (88,8% девушек и 87,8% юношей). О том, что этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах сказали 10,6% и 12,2% соответственно. Никакой связи между отношением к аборту и религиозной самоидентификацией выявить не удалось.
Сексуальное и репродуктивное здоровье молодежи и подростков – это серьезный вопрос для России. Так, например, в настоящее время уровень подростковой беременности в большинстве западноевропейских стран составляет от 12 до 25 (на 1000 девушек в возрасте 15-19 лет). В Великобритании этот показатель достигает 47, представляя серьезную социальную и медицинскую проблему. Вместе с тем в Великобритании этот показатель составляет менее половины официального показателя Российской Федерации (102 на 1000). Соответственно, высок и уровень абортов. Хотя, по сравнению с серединой 1990-х гг., количество абортов у молодых женщин несколько снизилось. Если в 1995 г. среди женщин 15-19 лет количество абортов составляло 56 на 1000 человек, а среди женщин 20-34 лет – 123 на 1000, то в 2003 г. – 31 и 82 соответственно. Следует отметить, что, по данным исследования Института социологии РАН, отношение молодежи к абортам характеризуется даже большей ригористичностью, нежели у старшего поколения – так, 34% молодежи заявили о недопустимости абортов (против 28% среди респондентов 40-60 лет). То же относится и к проституции.
Таким образом, сексуальное поведение молодежи характеризуется тем, что в этот период жизни завершается половое созревание, завершается сексуальная самоидентификация и приобретается сексуальный опыт. Общемировой тенденцией XX века – периода завершения перехода к современному обществу и начала формирования этапа, именуемого постмодерном, является снижение возраста начала сексуальных контактов, увеличения сексуальной свободы (в выборе партнера, в добрачных и внебрачных сексуальных контактах, в снятии ряда сексуальных запретов и ограничений). Тем не менее, в настоящее время и в России, и в странах Запада не фиксируется каких-либо радикальных трансформаций в сфере сексуального поведения молодежи. Первые сексуальные контакты молодежи в значительной степени характеризуются спонтанностью и случайностью. Тем не менее, любовь, романтические отношения продолжают оставаться значимой ценностью для подавляющего большинства молодежи.