П. в. романов, е.р. ярская-смирнова чикагская школа
Этнографическая монография Уайта, несмотря на сугубо реалистическое детализированное описание социальной жизни итало-американских уличных группировок, оказалась настоящим произведением искусства. Повествование и описание, примеры, характеристики и поясняющие комментарии складываются в искусный и искусственный продукт. Поэтому мир, в который входит читатель, уже не является непосредственно переживаемым опытом «общества на углу улицы». К концу XIX в. между художественной литературой и социальной наукой сложились четкие стилевые и жанровые разграничения. Однако в Чикагской школе с ее акцентом на таких подходах к этнографическим материалам, как life stories (жизненные истории) и slices-of-life (срезы жизни), происходит развитие интерпретативной методологии, сближающей этнографию с рома-
ном. Идея такой методологии, как указывав П. Кло', — создание текстов, в которых автору исследователю, кроме изложения фактов, по лученных в ходе полевой работы, удается пред ставить свой субъективный взгляд. Повествовательный характер научного описа ния, акцент на субъективных переживаниях уча стников исследования (информантов и ученого) обязательно присутствующий в тексте индиви дуальный опыт исследователя и, наконец, прак тика включенного наблюдения, — все это стал< признаками этнографической работы социоло га. В социологической литературе понятия эт нографического метода и этнографии стал1 ассоциироваться с качественными методам1 (особенно с включенным наблюдением). Одна ко отождествить этнографический метод с ка
* Clough P.T. The end(s) of ethnography: Frorr realism to social criticism. Newbury Park, CA Sage, 1992. P. 21-22.
4 В 1922 г. австрийский философ М. Шлик организовал семинар при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. На его основе в конце двадцатых годов и возник Венский кружокобъединивший философов, математиков и других ученых. В 1929 г. Р. Карнап, Г. Ган и О. Нейра:опубликовали манифест Венского кружка, а с 1930 по 1939 г. венские ученые вместе с бepлинcким^коллегами издавали журнал «Erkenntnis». В первом номере журнала была опубликована статыМ. Шлика под названием «Переворот в философии». Философская доктрина Венского кружка получила название логического позитивизма или логического эмпиризма. Переворот в философиидекларируемый логическими позитивистами, заключался в постановке новых задач философскогсисследования и установлении его новых принципов.
5 Ландберг (Lundberg) Джордж Эндрю (1895—1966), американский социолог, сторонник перенесенаметодов естественных наук в социологию.
рационализм, квантификация и бихевиоризм. Последний запрещал изучать субъективные состояния (мотивы, ценности, стремления) как неподдающиеся точной фиксации и количественному измерению. Дж. Ландберг был убежден, что социология должна использовать в своем анализе концептуальную схему, выработанную в современной физике, т.е. действовать по аналогии. Уравняв социологию и физику, он ликвидировал качественное своеобразие социального метода.
Предвидение Дж. Ландберга о том, что социология постепенно перейдет на рельсы естественной науки, во многом оправдалось. Усилиями Дж. Ландберга, П. Лазарсфельда, В. Кэттона, Р. Мертона, С. Додда, С. Стауффера, Р. Бар-тона, М. Розенберга, Г. Блейлока, Г. Зеттерберга, У. Отборна, П. Бриджмена американская социология получает прочный методологический фундамент и на протяжении многих десятилетий развивается как точная наука, использующая современный математический аппарат и статистическую теорию. Благодаря сильному влиянию бихевиоризма западная социология разрабатывается прежде всего как поведенческая наука и входит наряду с экономикой и психологией в систему социальных наук. Эпоха развития ее как гуманитарной (т.е. философской) науки с акцентом на интерпретивный метод, характерный для Вебера, уходит в прошлое вместе с эпохой «высокой классики».
ественным означало бы слишком упростить и граничить наше рассуждение. Представители икагской школы, применившие этнографичес-ий подход к исследованию современного горо-а, использовали как включенное наблюдение и нтервью, так и статистические данные, работах этого периода содержалось убеждение, го социальная практика качественных исследо-ателей важна постольку, поскольку она пред-тавляет голоса «других» — социальных изгоев, амалчиваемых или осуждаемых в средствах мас-овой информации и общественном сознании. 1сследования социальных отношений внутри раз-ичных групп, субкультур, общественных движе-ий, организаций — индустриальных предприя-ий, школ, больниц, тюрем, интернатов для ум-твенно отсталых, домов престарелых — получали стойчивое название этнографии, а их эпистемо-огия характеризовалась как антипозитивизм, анонический текст этого времени — «Мальчики белом» Г. Беккера с соавторами'. Тесно увязан-ая с социальным контекстом и методологией оциальной науки пятидесятых годов, эта работа студентах медицинского колледжа стала попыт-ой придать качественному исследованию стро-ость количественных. В работе комбинировались шогие методы: полуоткрытые и полуструктури-юванные интервью сочетались со включенным аблюдением и осторожным анализом материа-
Becker H.S., Geer В., Hughes E.G., Strauss A.L. Boys in white. Chicago: University of Chicago Press, 1961.
лов в стандартизованной, статистической форме. В своей классической методологической статье Г. Веккер даже вводит понятие квазистатистика: «включенный наблюдатель должен пользоваться возможностью собирать данные так, чтобы их можно было преобразовать в легитимные статистические. Однако обстоятельства полевой работы обычно препятствуют этому... Поэтому то, что
получает наблюдатель, лучше назвать квазистатистикой. Его выводы, хотя и неявно числовые, не требуют точной квантификации»". В анализе данных, отмечает Г. Беккер, «качественный» исследователь явно уступает своим коллегам-статистикам и потому нуждается в дополнительных ресурсах для утверждения своих выводов. Источник: Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным...»: этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 153-154.
Becker H.S. Problems of interference and proof in participant observation //H.S. Becker. Sociological work. Chicago: Aldine, 1970. P. 21.
Наряду с принципами бихевиоризма и «открытого» поведения в социологии главенствуют принципы операциона-лизма и квантификации. Операциона-лизм — это процедура конкретизации социологических понятий или сведения их к таким индикаторам, которые можно описать некоторой совокупностью операций (П. Бриджмен). Квалификация — количественное выражение, измерение качественных признаков (например, оценка в баллах личных и деловых качеств работника). Проникновение математики в социологию обогатило ее кластерным, факторным, корреляционным, лонгитюдным и другими методами анализа данных. В то же время интерпретация ее в качестве поведенческой науки привела к обогащению социологии методами, применяемыми в психологии и экономике. Из экономики взяты эконометрические методы, моделирование, эксперимент, а из психологии — психодиагностические методы. Уже к 1940—1950-м гг. была завершена разработка всех наиболее известных тестов (шкала измерения интеллекта Векслера, тест Роршаха, тест тематической апперцепции, шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла). Все это обогатило прежде всего эмпирическую и прикладную социологию, в том числе
индустриальную. Сейчас социологи-прикладники на предприятиях уже не могут обойтись без экономических моделей и психодиагностики. Преобладание позитивистских, а, стало быть, и количественных принципов на методологию и методику социологических исследований продолжалось до конца 1960-х гг.
Вместе с тем в 1960-е гг. ученые уже начинают проявлять интерес к качественным методам. В те годы выходят такие книги по теории социологии, как «Феноменология повседневности» А. Шюца (1967) и «Социальное конструирование реальности» Бергера и Лукмана (1966), а также «Представление себя в обыденной жизни»(1959) и «Ритуал взаимодействия: эссе о поведении лицом к лицу»( 1967) И. Гоффмана и др. Проработкой теоретико-методологических проблем качественной социологии и одновременно критикой количественной занимались А. Сикурел и Н. Дензин. К тому моменту социологами был накоплен большой, если не сказать избыточный, массив количественных данных. Кому-то показалось, что познавательные возможности опросных техник и контент-анализа уже исчерпаны. Что удивительно, о методологической недостаточности количественных методов высказались их ярые адепты, прежде всего Р. Мер-тон и П. Лазарсфельд, слывшие оплотом позитивизма в социологии.
Еще в конце 1950-х гг. Р. Мертон в методическом описании своей главной работы писал: «Эта часть нашего отчета, следовательно, является значимой для социологического сообщества как практика инкорпорирования в публикациях, детально рассматривающих пути реального развития качественного анализа. Только тогда, когда появится значительная часть таких отчетов, станет возможным определить методы качественного анализа более ясным образом»6. Подобную идею высказывал и П. Лазарсфельд в работе «Некоторые функции качественного анализа в социальных исследованиях»7. Позже П. Лазарсфельд сделал свой вклад в совершенствование метода фокус-групп, который издавна считался вотчиной качественной социологии, а Р. Мертон еще раньше провел эмпирическое исследование методом фокус-группы, ставшее мировой классикой8.
Книга Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл «Фокусированное интервью. Проблемы и методы», впервые изданная в США в 1956 г.9, основывалась на данных проведенного во время Второй мировой войны исследования по изучению восприятия фильмов антифашистской направленности и воздействия на людей пропаганды. В полном соответствии с принципами фокус-группы ученые устроили коллективный просмотр фильмов. В зрительские кресла были вмонтированы кнопки, нажатие одной из которых означало «нравится», а другой — «не нравится» (не нажатие означало нейтральное отношение к фильму). Затем по фрагментам фильма, как отмеченным, так и не отмеченным зрителями, проводились детальные интервью (вначале индивидуальные, затем групповые). Патриотический фильм, созданный американскими режиссерами, пропагандировал борьбу с фашизмом, идеалы демократии, силу американского духа и был сознательно рассчитан на пропагандистский эффект, включающий в себя разъяснение справедливости ведущейся Америкой войны. Как раз этот эффект и предстояло измерить социологам, изучавших эмоциональные реакции зрителей. Главной задачей исследования являлось сопоставление запланированных (теоретически ожидаемых) авторами фильма реакций зрителей с фактически испытанными ими. Книга «Фокусированное интервью» представляла собой не отчет о проведенном исследовании, а осмысление накопленного методического опыта. Интервью, проводившиеся членами исследовательской группы по поводу кадров и эпизодов фильма, авторы книги назвали фокусированными. Они отличаются от традиционного анкетирования или интервью тем, что респонденты, отвечая на вопросы, находятся под впечатлением только что пережитого события: они просмотрели кинофильм, прослушали радиопрограмму, прочитали памфлет, статью или книгу, приняли участие в психологическом эксперименте или в политическом митинге, похоронном ритуале, свадебной церемонии, являлись свидетелями военного переворота, мятежа, забастовки. Они взволнованы, потрясены или раздражены — как раз то, что надо ученому для орга-
Merton R.K. Social Theory and Social Structure. New York: Free Press of Glencoe, 1957. P. 390. Sociology: the progress of a Decade / Ed. by Lipset S.M., Smelser N.J. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1961.
Первую фокус-группу Р. Мертон и П. Лазарсфельд провели в 1941 г., изучая эффективность работы радио во время Второй мировой войны.
Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990; Русский перевод: Мертон Р.Л., Фиске М., Кендалл Р.З. Фокусированное интервью: Пер. с англ. М. 1991.
низации качественного исследования. Точно так же и антропологическое наблюдение жизни индейского племени проводится, когда члены племени находятся в конкретной ситуации, как-либо ее переживают, в ней участвуют, одним словом, неотделимы от нее. Потому и говорят, что только с помощью качественных методов можно обстоятельно исследовать уникальные случаи, неповторимые жизненные ситуации.
В конце 1960-х гг. конфликт между количественной и качественной социологией еще более обострился. С критикой позитивистски ориентированной методологии выступили сторонники феноменологической социологии. Иллюстрацией могут служить использовавшиеся А. Сикурелом такие методы сбора данных, как участвующее наблюдение, запись на пленки дискуссий, изучение протоколов судебных заседаний и т.д. Позднее под влиянием работ основоположников феноменологической социологии возродился интерес к биографическому методу и методу устных историй. В 1970 — 1986 гг., которые называют временем «размытых жанров» (blurred genres), происходило оформление парадигм, методов и стратегий исследований. Прикладные качественные исследования приобретают поистине индустриальный размах. Проводятся тысячи и тысячи кейс-стади, фокус-групп, глубинных интервью, монографических, исторических, биографических, организационных, этнографических и клинических исследований. В научную практику вводятся, а последующие десятилетия (конец 1980-х — 1990-е гг.) уже широко применяются компьютерные технологии для качественного анализа исторических, литературных и биографических документов, транс-криптов интервью и наблюдений, видео и фотоматериалов как текстов культуры10.
В 1980-е гг. Ж. Катц1' выдвинул против качественной методологии (прежде всего этнографических методов) обвинения в нарушении четырех фундаментальных принципов, без которых невозможна никакая наука, — реактивность, надежность, повторяемость и репрезентативность. Он утверждал: этнографы искажают собираемые ими данные через взаимодействие с теми, кого они изучают; у этнографов нет критериев для отбора данных из массы собранных доказательств; этнографы доходят до интересных открытий, но не имеют способа их воспроизводства, так как их исследования уникальны; этнографы не могут обобщать из-за ограниченного числа случаев.
В результате длительных дискуссий специалисты пришли к выводу о том, что качественный подход опирается на неформализованные («мягкие») способы общения с респондентом (неформализованные, полуформализованные, фокусированные интервью, метод фокус-групп и др.), изучение дневников, биографий и т.д., а количественный — на использование формализованной («жесткой») анкеты, статистических данных и т.д. Тем не менее однозначного понимания не только самих терминов, но и стоящих за ними разных методологий, сферы применимости, достоинств и недостатков в литературе еще нет12.
10 Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным...»: этнографический метод в
социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 155. " Katz J. A Theory of Qualitative Methodology: The Social System of AnalyticalFieldwork // Contemporary
FieldResearch. Prospect Heights/ Ed. by Robert Emerson. Illinois: Waveland Press, 1983. P. 127-148. 12 Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная социология: взгляд сквозь призму
понимания эмпирического исследования как измерения // Социологические исследования. 2000.
№ 10. С. 101-109.
В отечественной социологии дискуссия о соотношении количественной и качественной социологии началась еще в докладах по методологии, представленных на VII Международный социологический конгресс (1970). Восемь лет спустя был опубликован перевод коллективной монографии английских феноменологов13, содержащий острую критику ограниченности познавательных возможностей позитивистской социологии. С тех пор этот вопрос периодически поднимался в нашей научной литературе, но в массовом порядке стал обсуждаться только в 1990-е гг.
Дискуссия между сторонниками качественной и количественной социологии продолжается и сегодня. Возможно, этот методологический спор, подобно извечному спору о «физиках» и «лириках», материализме и идеализме, никогда не будет завершен.
Выбор между ними, в конечном счете, диктуется даже не объектом, а личным убеждением исследователя, ибо исследование есть не что иное, как процесс убеждения (себя и других) в том, что выбран наилучший из возможных вариантов14.