Словарьтрудныхтерминов 1 страница
Анкетирование— вопросно-ответная форма организации текста.
Бесповторный отбор(non-repeated selection) — отбор по схеме невозвращаемого шара: каждая отобранная единица не возвращается в генеральную совокупность, следовательно, вероятность попадания в выборку оставшихся единиц все время меняется.
Биографическое интервью— метод сбора данных об истории жизни индивидов; заключается в устном рассказе о своей жизни исследователю в процессе интервью и последующем анализе текста путем выстраивания биографических эпизодов в определенной последовательности (хронологической, тематической и т.д.).
Вариация— разброс значений; изменение величины признака в статистической совокупности, т.е. принятие единицами совокупности разных значений признака. Измеряется системой показателей вариации, к которым относятся: размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации.
Верификация— подтверждение научной теории всем множеством эмпирических фактов, которые к ней относятся.
Вероятность— числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.
Вторичные данные— информация, которая уже была кем-то получена и обработана. Примером служат официальная статистика, письма, автобиографии, статьи в журналах и газетах или результаты исследования других социологов.
Выборка(sample) — группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить.
Выборка мнений(суждений) (judgment samples) — разновидность невероятностной выборки, где критерием отбора единиц служит мнение квалифицированных специалистов (экспертов), которые и выносят суждение о том, кого следует включать в состав выборки.
Выборочная совокупность(sampling population) — люди, которыми социолог интересуется как исследователь и которые реально включены в опрос; синоним термина «выборка».
Выборочное обследование(наблюдение) (sample observation) — в социологии, способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.
Выделение факторов(extraction of factors) — первоначальный этап факторного анализа; ковариационная матрица воспроизводится посредством небольшого числа скрытых факторов или компонент.
Генеральная совокупность— множество людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.
Гипотезы(hypothesis) — научные предположения, выдвигаемые для объяснения изучаемых явлений и процессов, которые надо подтвердить или опро-
вергнуть; непротиворечивое множество предположений, относящихся i распределению генеральных совокупностей или выборок. Нулевая гипотез предназначена для определения согласованности данных с выдвинуть» предположением. Альтернативная гипотеза определяет согласованност данных с нулевой гипотезой и опровергает последнюю. Различают гипоте зы о частоте распределения, гипотезы о средних величинах и гипотезы < пропорциях.
Гипотезы о средних(hypothesis about means) — гипотезы относительно оценки сред ней величины генеральной совокупности на основе выборочных данных. Со ответствующая статистическая проверка осуществляется с помощью Z-крите рия либо с помощью /"-критерия Стьюдента.
Гипотезы о частоте распределения(hypothesis about frequency distributions) — ги потезы относительного согласия между наблюдаемым и ожидаемым рас пределениями. Для определения соответствия между распределениями ис пользуются критерии согласия.
Главные компоненты(principal components) — линейная комбинация наблюдае мых переменных, обладающая свойством ортогональности; первая главна компонента воспроизводит наибольшую долю дисперсии исходных данных вторая — следующую по величине долю и т.д.
Государственная статистика— централизованная система сбора и обработк] статистической информации. Руководящим организационным центром осуществляющим централизованное руководство делом учета и статистики является Госкомстат России. В субъектах Федерации имеются территориаль ные комитеты государственной статистики. Низовыми органами государ ственной статистики являются структурные подразделения территориальны комитетов в районах и городах.
Группировка данных(grouped data) — один из основных методов обработки пер вичной статистической информации, представляющий собой процесс обра зования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении а также имеющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака
Группировочные признаки(grouping variables) — признаки, принимаемые за ос нову образования групп в процессе статистической группировки. В марке тинговых исследованиях в основе группировок лежит деление признаков н 2 группы: характеристики потребителей и оценка их отношения к товар} Разграничение сегментов обычно требует комбинирования этих групп.
Данные— информация, представленная в формализованном виде, позволяющег передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной тех ники.
Дельфи-метод(the Delphi method) — метод экспертных оценок, основанный н предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а медианное значение индивидуальных оценок стремится к фак тическому значению прогнозируемого показателя.
Дескриптивные исследования(descriptive research) — исследования, построенны на простом описании изучаемого объекта.
Диалоговое интервью— форма глубинного интервью, протекающего в форм свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимаю одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями от носительно обсуждаемых проблем.
Дискриминантная функция(discriminant function) — статистика, служащая для построения правила классификации объектов по группам.
Дискриминантами анализ(discriminant analysis) — статистический метод, который позволяет изучать различия между двумя и более объектами по нескольким признакам одновременно.
Дисперсия— средняя из квадратов отклонений значений признака от их средней величины.
Дневник(diary) — метод исследования, при котором респонденты в течение некоторого времени (от недели и дольше) заполняют специальные дневники. В дневниках может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п.
Доверительная вероятность(confidence level) — вероятность того, что оцениваемый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале.
Зависимые переменные— переменные, на изменение которых влияют другие переменные.
Закон больших чисел— утверждение, гласящие, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая.
Закономерность— мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи.
Измерение— сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Индекс— относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.). Отчетные данные, оцениваемые с помощью индексов, сопоставляются с базисными данными прошлого периода, нормативами и договорами, данными по другой совокупности или территории. В зависимости от изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные и сводные.
Исследовательские вопросы— гипотезы, построенные на основе сформулированных научных проблем.
Исследовательский проект— концептуальный аппарат, процедура сбора и анализа данных.
История жизни—тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники. Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов биографического пути, социально-исторической ситуации, а также при исследовании жизненного мира личности в целом. Разные подходы используют историю жизни также при изучении культуры отдельной группы или в антропологическом исследовании.
Кабинетные исследования(Desk research) — в маркетинге, вторичные исследования, т.е. обработка уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения.
Качественное исследование— исследование, где результаты получены не путем статистических процедур или другими методами математического подсчета, а путем раскрытия смысла и интерпретации номинальных ответов, вы-
ражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самой субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретацш субъективного аспекта социальных процессов.
Качественные данные— это ответы на анкету, протоколы наблюдений и друга записи, отражающие взгляд на мир тех, кого изучают (представляются i письменном виде).
Квалификация— перевод на уровень количественного измерения.
Квотная выборка(quota sampling) — невероятностная выборка, сконструирован ная из единиц определенных категорий (квот), которые должны быть пред ставлены в заданных пропорциях.
Кейс-стади— глубинное, детальное исследование одного объекта (фабрики школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющей четкие временные и пространственные границы. Цель — изучить его уни кальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупност: его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычн< имеют прикладной характер как рекомендации относительно данного фено мена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихс: в сходных условиях.
Классификация— процесс организации эмпирических данных и приведения и: к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последую щего выявления формальных связей между ними.
Кластерная (серийная) выборка(cluster sampling) — один из методов вероятност ной выборки, при котором сплошному обследованию подвергаются rpynnt (серии, гнезда) единиц, отобранные первоначально в случайном порядке Серийная выборка широко используется там, где генеральная совокупност состоит из обособленных групп единиц. Такая выборка часто производите; внутри уже сложившихся территориальных образований (районов, городов кварталов), когда степень однородности выделенных групп не поддается ре гулировке со стороны исследователя.
Кластерный анализ(Cluster Analysis) — группа технических процедур, исполь зуемых для объединения объектов или людей, похожих между собой по двур и более классификационным признакам. Его цель состоит в классификаци] объектов или людей по нескольким общим группам так, чтобы те, кто попа ли в одну группу, были похожи друг на друга настолько, насколько это воз можно: все единицы, попавшие в один кластер, должны быть однородны, i существенно отличаться от тех единиц, которые попали в другой кластер.
Клиринг профессиональный— оптимальное соотношение работников и рабочи мест; для его достижения необходимо знать, что представляет собой данньи работник, что он хочет, какие требования к нему предъявляет рабочее мест* и что может предложить администрация, отвечающая за это место.
Кодирование— процесс соотнесения текстовых данных с более общим поняти ем путем присваивания им обобщенного короткого названия (кода).
Количественная методология— идеология научного исследования, гипертрофи рующая роль статистических и математических методов в социологии.
Количественные данные— данные, отражающие количественные характеристик] изучаемых объектов (представляются в статистической форме, т.е. таблии графиков, диаграмм).
Контролирование репрезентативности— сравнение средних генеральной и выбороч ной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.
Корреляция(correlation) — линейная зависимость между случайными переменными, не имеющая строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.
Коэффициент ассоциации(coefficient of association) — оценка степени тесноты связи между качественными признаками, каждый из которых представлен в виде альтернативного признака.
Коэффициент вариации(variation) — отношение среднего квадратического отклонения к величине соответствующей ему средней.
Коэффициент корреляции(correlation coefficient) — числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь. Если коэффициент больше нуля, то при увеличении значений одной из величин, вторая имеет тенденцию к увеличению; если меньше нуля — к снижению.
Коэффициент множественной детерминации(multiple determinant coefficient) — общий показатель тесноты связи всех входящих в уравнение регрессии факторов с результативным показателем. Представляет собой отношение части вариации результативного признака, объясняемой за счет вариации включенных в уравнение факторов, к общей вариации результативного признака.
Критерии(tests) — в статистике, решающее правило, по которому на основе результатов выборки принимается решение о задаче статистической проверки гипотез.
Критерии (меры) близости(closeness measures) — статистические показатели, используемые для измерения сходства объектов и надежности их группировки. Различают следующие меры близости (сходства): коэффициенты корреляции, меры расстояния, коэффициенты ассоциативности, вероятностные коэффициенты сходства.
Критерии согласия(goodness-of-fit tests) — статистические критерии, предназначенные для проверки гипотезы о том, что выборочный ряд наблюдений образует случайную выборку из генеральной совокупности, где общий вид функции распределения считается известным, а параметры распределения могут быть известными или неизвестными. Наиболее распространенными критериями согласия являются критерий Пирсона и критерий Колмогорова-Смирнова.
Критерий Пирсона(%2) (Pearson's chi-squared test) — наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что случайная выборка извлечена из генеральной совокупности Хс функцией распределения F{X), вид которой считается известным, а параметры — неизвестными. Используется для определения степени согласия между наблюдаемым и ожидаемым распределениями.
Критерий Стьюдента(/-критерий) — критерий, предназначенный для проверки гипотез о средних величинах. Используется для малый выборок (я<30).
Критерий Z(Z-test) — статистический критерий для проверки гипотез о средних величинах. Используется там, где выборка достаточно большая и взята из нормальной генеральной совокупности.
Линейная комбинация(linear combination) — сумма, в которую переменные входят с постоянными весами.
Лонгитюдное исследование— исследование некоторой группы людей через некоторый период времени.
Маркетинговое исследование(Marketing Research) — система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне.
Маршрутная выборка— выбор объектов исследования по особой схеме, согласно которой случайным образом меняются направления движения, подъезды, этажи и т.д. В такой схеме город разбивается, к примеру на 20 участков, в каждом из них случайным образом выбирается начальная точка маршрута. После этого с большим случайным шагом выбирается первый многоэтажный дом, внутри него — с небольшим случайным шагом отбираются респонденты, но не более 5 человек. После чего ищут следующий дом, меняя маршрут.
Медиана(median) — величина варьирующего признака, делящая совокупность на две равные части, со значениями больше и меньше медианы.
Метод(в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.
Метод мозгового штурма(method of brain storm) — метод экспертных оценок, при котором выводы делаются в ходе заседания экспертов. Последние разделяются на две группы: одна группа вырабатывает идеи, а другая — их анализирует.
Метод наименьших квадратов(least-squares solution) — решение, для которого минимизируется сумма квадратов отклонений между наблюдаемыми и предполагаемыми значениями; в факторном анализе — метод получения первоначального факторного решения.
Метод снежного кома(snowball sampling) — способ формирования неслучайной выборки, когда предыдущие респонденты называют последующих, как правило, тех, кого они знают. Используется в ситуациях (например, в маркетинговом исследовании), где ничего неизвестно о генеральной совокупности, к примеру, курильщиков сигарет «Кент».
Методика— организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. Выполняет функцию методической инструкции.
Методология:1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов; 2) система принципов научного исследования.
Методология анализа социологических данных— совокупность принципов, выполнение которых является необходимым для того, чтобы анализ данных был корректен: отслеживание свойств реальности, моделируемых при измерении; обеспечение органической связи всех этапов исследования друг с другом, однородности множества изучаемых объектов и т.д.
Механическая выборка(systematic sampling) — вероятностный метод выборки, при котором наблюдению подвергаются единицы, находящиеся на равном расстоянии в определенной последовательности расположения единиц генеральной совокупности. При ее проведении следует установить: а) шаг отсчета (т.е. расстояние между отбираемыми единицами) как отношение размера совокупности к размеру выборки; б) начало отсчета, т.е. номер той единицы, которая должна быть обследована первой.
Многомерная группировка(multi-way grouping) — один из приемов образования сходных в определенном смысле групп единиц совокупности, если у каждой единицы изучается несколько признаков одновременно.
Многомерная средняя(multiple grouping) — средняя величина нескольких признаков для одной единицы совокупности. Поскольку нельзя рассчитать среднюю величину по абсолютным значениям разных признаков (выраженных в разных единицах измерения), то многомерная средняя вычисляется из относительных величин, как правило, из отношений абсолютных значений признаков для единицы совокупности к средним значениям этих признаков.
Мода(mode) — величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака.
Наблюдение— целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Наблюдение статистическое— планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах социально-экономической жизни путем регистрации по заранее разработанной программе наблюдения их существенных признаков. Данные наблюдения статистического представляют собой первичную статистическую информацию о наблюдаемом объекте, которая является основой для получения его обобщающих характеристик.
Нарративное интервью— представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность.
Невероятностные методы выборки(non-probability sampling methods) — методы выборочного наблюдения, которые предусматривают отбор специфических единиц из генеральной совокупности в неслучайном порядке. При формировании выборки здесь не используется теория вероятностей. К невероятностным методам выборки относятся удобная, квотная выборки, выборка снежного кома и выборка мнений (суждений).
Независимые переменные— переменные, на изменение которых не влияют другие переменные.
Номографическая наука— теоретическая наука, призванная описывать социальные или математические законы. Согласно Н. Кондратьеву, она включает статику, динамику и генетику. А.А. Чупров полагал, что «наука номографическая стремится схватить то, что есть в явлениях вечного».
Нормальное распределение(normal distribution) — непрерывное, симметричное распределение, имеющее форму колокола, в котором средняя, мода и медиана равны одной и той же величине. 68 % наблюдений попадают в интервал Х+о; около 95 % наблюдений — в интервал Х±2а; а 99 % — в интервал Х±Зо.
Обработка социологической информации— математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.
Объект исследования— в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
Объем выборки— количество единиц выборочной совокупности.
Основание(основа) выборки(sampling frame) — полный и точный перечень единиц выборочной совокупности, т.е. списка имен респондентов.
Относительная ошибка выборки(relative sampling error) — величина относительной погрешности, выраженная в процентах к средней.
Ошибка выборки(sampling error) — отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.
Ошибка репрезентативности— мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.
Панель(panel) — группа людей, отобранная для проведения исследования. Суть панельного исследования состоит в том, чтобы непрерывно получать в течение некоторого периода времени информацию от каждого респондента. Так изучается телевизионная и радиоаудитории. Информация может собираться при помощи дневников, а в случае измерения телевизионной аудитории при помощи специальных приборов — people meter.
Паспортичка— совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты.
Первичные данные— информация, лично полученная социологом в ходе интервью или наблюдения, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.
Переменная— понятие в социологии, которое может принимать различные значения.
Повторный отбор(repeated selection) — отбор по схеме возвращенного шара. При этом вероятность попадания каждой отдельной единицы в выборку остается постоянной, так как отобранная единица после обследования снова возвращается в генеральную совокупность и снова может быть выбранной.
Показатели(социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, процессов, отражающих их структуру или динамику развития.
Полевое исследование(Field research) — в социологии, крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях; в маркетинге, первичные исследования, т.е. сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа.
Полуструктурированное интервью— интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация.
Предел ошибки выборки(allowable sampling error) — величина возможных отклонений показателей генеральной совокупности от показателей выборочной совокупности. Предельная ошибка (Д) зависит от средней ошибки выборки (ц) и от величины вероятности, с которой гарантируется результат выборочного наблюдения. Обычно вероятность принимается равной 0,954 или 0,997, которой соответствуют коэффициенты (/), равные 2 или 3. Между названными показателями существует взаимосвязь: Д= /и.
Предмет исследования— те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
Прикладные исследования— маломасштабные и нерепрезентативные исследования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.
Проверка статистических гипотез(statistical testing) — проверка, позволяющая рассчитать вероятность наступления какого-либо события. Выделяют следу-
ющие этапы процесса: выдвижение нулевой и альтернативной гипотез; выбор соответствующих статистических критериев; разработка правил принятия решений — выбор уровней значимости; расчет величины статистического критерия и сравнение ее с критической величиной критерия.
Программа социологического исследования— изложение концепции, общей схемы, инструментария и рабочего плана всего исследования.
Проект выборки— указание принципов выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом.
Процедура— последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования.
Разведывательные исследования(intelligence research) — исследования, направленные на сбор предварительной информации, которая предназначена для определения проблем и проверки гипотез.
Размах вариации(range) — один из показателей вариации, характеризующий пределы колеблемости индивидуальных значений признака в статистической совокупности. Представляет собой разность между наибольшим и наименьшим значениями признака в вариационном ряду.
Размер выборки(sample size) — число единиц, образующих выборочную совокупность. Необходимый размер (объем) выборки рассчитывается по особым формулам, различающимся в зависимости от способа отбора и метода выборки.
Рандомизация(randomization) — процедура отбора признаков для исследования (или получения сопоставимых групп в эксперименте), когда совокупности и каждая комбинация признаков заданного размера имеет равные с другими шансы на попадание в выборку.
Распределение частот— показывает число случаев появления каждого значения признака, который измеряется.
Репрезентативность выборки(sample reliability) — свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной. Зависит от объема выборки: чем больше объем выборки, тем меньше ошибка репрезентативности, точнее данные выборочного наблюдения.
Респондент— опрашиваемый.
Санитарная статистика— отрасль социальной статистики, изучающая количественные характеристики состояния здоровья населения, развития системы здравоохранения, определяет степень интенсивности влияния на них социально-экономических факторов, а также занимается приложением статистических методов к обработке и анализу результатов клинических и лабораторных исследований.
Секвенции(англ.) — в контексте качественных методов понимается как содержательно-законченные эпизоды, следующие в определенной последовательности друг за другом. Являются элементарной единицей анализа биографи -ческого текста и содержат внутренне законченный сюжет. В зависимости от целей исследования могут быть выстроены по темам, по хронологической или причинно-следственной связи и т.д.
Система показателей— совокупность взаимосвязанных качественных и количественных характеристик, отражающих с разных сторон одно явление, процесс, объект.
Систематические ошибки— ошибки при опросе, допускаемые социологом в силу недостаточного профессионализма или незнания параметров генеральной совокупности.
Случайная выборка(simple random sampling) — вероятностный метод выборки, при котором отбор производится из всей массы единиц генеральной совокупности без предварительного расчленения ее на какие-либо группы, и каждый элемент имеет одинаковую вероятность попадания в выборку (Р), которую можно рассчитать как отношение размера выборки к размеру генеральной совокупности.