Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения

4.1.Основная литература

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.

Васильев В.П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды. М., 1986.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста: Учебное пособие СПб 2004.

Социология журналистики. Очерки методологии и практики: Учебное пособие/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. М., 1998.

Таловов В.П. О читательской психологии и теоретических основах ее изучения Л., 1973.

4.2. Дополнительная литература

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000.

Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.

Журналистика и социология’2000. Журналистика как массовая коммуникация/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.

Журналистика и социология’96. О чем молчит аудитория?/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 1997.

Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

Корконосенко С.Г. Теория и практика средств массовой коммуникации. СПб., 1999.

Коробейников В.С. Редакция и аудитория. М., 1983.

Маркс К. Дебаты шестого Рейнского ландтага: Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

Основы творческой деятельности журналиста: Учебник/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

Психология влияния: Хрестоматия/ Сост. А.В. Морозов. СПб., 2000.

Психология масс: Хрестоматия/ Ред. -сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1998.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист и его работа. М., 1979.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2001.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины

Основная цель преподавания курса «Социологические публикации в СМИ» состоит в ознакомлении студентов с технологией подготовки социологических публикаций, их ролью и местом в социожурналистике.

1.2. Задачи курса

Изучение системы источников социологической информации для прессы; овладение стандартами и приемами использования социологических данных в СМИ.

1.3.Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Социологические публикации в СМИ» связан с другими специальными дисциплинами по магистерской программе «Социология журналистики». Он призван помочь выпускникам осознать необходимость регулярного сотрудничества с социологическими центрами и обрести навыки практического взаимодействия с ними.

1.4.Требования к уровню освоения дисциплины

Для достижения поставленных целей студент должен:

– знатьсложившиеся в науке требования к производству и обнародованию социологической информации;

– уметьоценить достоверность и общественную ценность данных, предполагаемых к публикации в СМИ;

– иметь представлениео технике и формах использования социологических данных с учетом специфики функционирования СМИ.

1.5. Методические рекомендации

Курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения. Социология и журналистика оперируют одним и тем же материалом – людьми, мнениями, цифрами; используют одни и те же методы исследований. И журналист и социолог, готовя социологические материалы, призваны обеспечить их достоверность и этическую чистоту. Сложность заключается в различении задач журналиста и социолога при оперировании социологическими данными. В этой связи повышенное внимание рекомендуется обратить на ценность для аудитории публикуемых данных, а также на разнообразие их источников, которое дает возможность выбора наиболее приемлемых для публикации материалов. Особый профессиональный интерес представляют правовые нормы, регламентирующие работу с данными, в том числе в условиях избирательных кампаний.

Наши рекомендации