Где, кем и как работают социологи

Где, кем и как работают социологи - student2.ru

Где, кем и как работают социологи - student2.ru

НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ ЭМПИРИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ1

Наука выступает не только системой высоко организованного, эмпири­чески верифицируемого знания, обладающего высокой объяснительной и прогностической силой, но также социальным институтом. В широком значении институт приравнивается к социальной системе, социальной организации, легитимизированной практике, традиционному порядку от­правления каких-либо дел и действий. Социальный институт — культур­но санкционированный способ выполнения работы или совокупности ра­бот. В узком смысле институт — это конкретное научно-исследователь­ское или учебное учреждение, выполняющее конкретную задачу, оказывающее потребителям, как правило, специализированным группам населения, например, студентам или фирмам-заказчикам, определен­ный тип интеллектуальных услуг. В любой крупной стране, в том числе России, существуют сотни, если не тысячи подобных учреждений, обслу­живающих свою клиентуру на республиканском и местном уровнях. Ниже приведены сведения о наиболее заметных, в том числе знамени­тых, научных центрах как у нас в стране, так и за рубежом, которые вне­сли заметный вклад в развитие эмпирической и прикладной социологии

ИНСТИТУТ ГЭЛЛАПА2

Официально международная исследовательская структура Gallup International была образована в мае 1947 г. Но еще в 1935 г. Дж. Гэллап вме­сте с предпринимателем Г. Андерсоном, рискнувшим собственным капита­лом, основали в Принстоне (штат Нью-Джерси) Американский институт

Материал главы подготовлен при участии А.А. Гнутова. Официальный веб-сайт: http://www.gallup-international.com/

общественного мнения (American Institute of Public Opinion). Тогда это была одна комната, один стол, телефон и пишущая машинка. Именно 1935 г. во всех справочниках считается годом образования Института Гэллапа. Через 12 лет его успехи были признаны мировым сообществом и частное учрежде­ние было преобразовано в Международную Ассоциацию Гэллапа — Gallup International Association. На официальном сайте этой организации можно прочитать о том, что она создана в 1947 г. Дж. Гэллап являлся ее первым президентом. Таким образом, в истории этого учреждения, считающегося мировым лидером на рынке социологических, политических и маркетинго­вых исследований, можно выделить два периода: 1) национальный, 1935— 1947 и 2) интернациональный, 1947 г. и до настоящего времени. В первый период оно именовалось Американским институтом общественного мнения Гэллапа, во второй — Международной ассоциацией Гэллапа.

Джордж Гэллап рано увлекся опросами. Получив подготовку в области методов изучения рынка, он применил их к изучению общественного мнения и политических процессов. При этом он не терял связи с журналистикой, на­чав с редактирования студенческой газеты в Университете штата Айова, а за­тем — в роли преподавателя на факультете журналистики того же универси­тета. Докторская диссертация Гэллапа была посвящена новому методу изуче­ния читательской аудитории газеты. В частности, он проводил тестирование, чтобы узнать, какие разделы газеты читатели находят интересными3. Первый проведенный Гэллапом опрос был опубликован в 1935 г. во многих газетах и привлек заинтересованное внимание прессы. Это внимание вполне объясни­мо, так как газеты платили за получаемые материалы. К тому же предполага­лось, что публикация результатов опросов повысит тиражи газет4.

В 1936 г. Дж. Гэллап, опросив в ходе президентской компании несколько тысяч человек, верно предсказал переизбрание Франклина Рузвельта, в то время как журнал «Литерари Дайджест», имевший 20-летний опыт постро­ения точных прогнозов, правда, на опросах 10 млн избирателей, неожидан­но ошибся. Гэллап был единственным, кто предсказал ошибочность прогноза журналистов за два месяца до начала опроса. Преимущество Гэллапа заклю­чалось в том, что на небольшой выборке (3000 респондентов) он смог дать точный прогноз о политических предпочтениях всего населения США. С это­го момента начинаются триумфальные шествия выборочных методик в со­циальных исследованиях и царствование Института Гэллапа во всем мире.

За первую половину XX в. Дж. Гэллап сделал три успешных прогноза ито­гов президентских выборов (1936, 1940, 1944) и одно неудачное (1948), в ко­тором он предсказал поражение Гарри Трумэну, но тот победил. Неудача под­стегнула его внимательнее разобраться в сущности статистических процедур и совершенствовать методический инструментарий. После 1948 г. американ­цы 12 раз избирали президента страны, и 12 раз прогнозы Института Гэллапа были верными. На президентских выборах 1956—1988 гг. погрешность не пре­вышала 1,8%. В целом по 16 президентским выборам среднее расхождение между официальными итогами голосований и прогнозами Института Гэлла­па составляет 2,7%. Созданная им система организации опросов и анализа информации уже более 50 лет работает без серьезных сбоев.

3 Moore D. The Super Pollsters. N.Y.: Four Walls Eight Windows, 1992. P. 45.

4 Bradburn, Norman M., Sudman, Seymour. Polls and Surveys. N.Y.: Jossey-Bass, 1988. P. 18-19.

Прогнозы Института Гэллапа распространяются всеми крупнейшими аме­риканскими и мировыми информационными каналами, комментируются ведущими журналистами и политологами. С самого начала данные социоло­гических опросов были открыты СМИ, профессионалам, широкой публике. Понимая то, насколько важным для целей науки и образования является си­стематическое и грамотное накопление и сохранение материалов опросов, Гэллап и Роупер создали в 1946 г. Роуперовский центр, являющийся в наши дни крупнейшей в мире коллекцией опросов общественного мнения. Центр со­держит полные файлы более чем 10 000 опросов, проведенных с середины 1930-х гг., и тысячи отчетов по другим обследованиям. В 1950 г., когда Инсти­туту исполнилось 15 лет, специалисты подчитали, что за все время его суще­ствования рядовым американцам было задано свыше 5000 вопросов по самым разным темам — от наркотиков и абортов до мировых войн и терроризма.

Где, кем и как работают социологи - student2.ru

В настоящее время Gallup International Association, зарегистрированная в Цюрихе, — огромная империя, объединяющая 55 исследовательских организа­ций, расположенных во всех частях мира. Годовой доход в 1995 г. превысил 350 млн долл. Дж. Гэллап полностью или частично владел исследовательскими институтами более чем в 20 странах, и в них работало свыше трех тысяч специалистов5.

Выборочные данные исследований Института Гэллапа:

♦ В середине 1970-х гг. на американс­ком телевидении сцены насилия показыва­лись со средней интенсивностью 8 эпизодов в час. Но это именно в среднем, а самая высокая частота показа таких сцен обнару­жена в детских мультфильмах. Опросы Института Гэллапа показали, что 2/3 аме­риканцев выступали против «телевизионного насилия», но они были бессильны преодолеть интересы фирм, производящих телевизоры, и рекламодателей.

♦ Институт Гэллапа провел исследование, посвященное изучению отно­шения американцев к другим странам. Оно показало, что, хотя не все аме­риканцы выезжали за пределы страны и в более чем 10 странах побывало меньшинство, тем не менее, у всех есть мнение о других государствах. Толь­ко небольшое число опрошенных продемонстрировали сильное позитивное или негативное отношение к тем или иным странам. Самыми популярными странами среди американцев стали англоязычные — Канада, Австралия, Ан­глия. Бывшие страны-противники — Япония, Германия, Россия и Китай — не вызывают негативного отношения, более того, по отношению к ним про­слеживается позитивное мнение у большинства опрошенных.

♦ В 1999 г. Институт Гэллапа организовал и провел опрос тысячелетия, которым было охвачено 57 000 взрослых респондентов в 60 странах мира.

• Повсюду люди поставили выше всего хорошее здоровье и счастли­вую семейную жизнь.

5 Использована информация с источников: History Gallup International // http://www.gallup-international.com/profile.htm; Докторов Б. Джордж Гэллап: человек идей и идеалов // http:// www.znanie-sila.ru/online/issue_1483.html; Он же. Дж. Гэллап — наш современник: к 100 летаю со дня рождения // http://www.romir.ru/gallup.htm

7БЗ

• Ответы респондентов выявили глубокую неудовлетворенность тем, как соблюдаются права человека.

• Две трети респондентов заявили, что их правительство предпринима­ет слишком мало усилий для решения экологических проблем в их стране.

• Две трети респондентов высказали мнение о том, что их страны не управляются волей народа.

♦ Насколько человек становится зависим от зрелища, говорит большая се­рия скандалов в США, связанных с разоблачением махинаций в популярных телевизионных шоу-викторинах. Институт Гэллапа провел опрос телезрителей и выяснилось, что 92% зрителей знало об этих махинациях, но при этом 40% «хотели смотреть телевикторины, даже зная, что они фальсифицированы».

♦ Институт Гэллапа провел опрос общественного мнения на тему, кого бы вы выбрали для подражания среди трагически погибших личностей? На первом месте оказался Авраам Линкольн, на втором — Джон Кеннеди. Тре­тье место занял Иисус Христос.

♦ По данным Института Гэллапа, курящий мужчина считается более сек­суальным у 46% процентов европеек.

Наши рекомендации