Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Свойство социального объекта. Его измерение.

2. Методология и логика социологического исследования.

3. Три типа социологического дискурса: исторический очерк.

4. Проблемы измерения, возникающие при выборе способа анализа данных.

5. Традиционный подход к пониманию специфики измерения в социологии.

6. Обострение необходимости решения проблем, возникающих при анкетных опросах, обусловленное массовостью таких опросов.

7. Мягкие» и «жесткие» («качественные» и «количественные») методы сбора данных. История их использования в социологии. Достоинства и недостатки каждого подхода.

8. Кризис измерения, обусловленный столкновением двух стратегий. Пути выхода из кризиса.

9. Современное состояние общей теории измерения в социологии.

10. Методологические аспекты использования математики в социологии.

11. Источники формирования эмпирического языка в социологии.

12. Операционализация понятий в социологии. Индикатор и показатель: определение понятий. Понятийные и эмпирические индикаторы.

13. Формирование представлений о признаке и переменной в социологии. Проблемы измерения признака: неадекватность традиционной интерпретации его значений содержательному характеру многих социологических задач; проблемы размерности и существования признака.

14. Латентные и наблюдаемые переменные. Проблема измерения латентной переменной в социологии. Зависимость переменной от типа шкалы.

15. Шкалы в социологии. Область применения шкал в конкретных исследованиях. Общий подход к шкалированию.

16. Одномерное и многомерное шкалирование: определение, сущность и специфика.

17. Относительность представлений о шкале. Установочные и оценочные шкалы Роль представлений о восприятии респондентом предлагаемых ему для оценки объектов.

18. Проблема выбора способа анализа результатов измерения. Ее связь с интерпретацией результатов измерения.

19. Поиск эталона измерения. Надежность и валидность измерения. Критерии валидности и надежности.

20. Основные типы шкал: шкала наименований, шкала порядка, шкала интервалов и шкала отношений. Зависимость индексов и шкал.

21. Шкалы Л. Гутмана, Э. Богардуса, Л. Терстоуна, Р. Лайкерта и другие. Особенности их использования. Шкалограммный анализ.

22. Важнейшие ограничения квантификации первичных социальных характеристик.

23. Социально-психологические предположения метода Терстоуна. Понятие психологического континуума.

24. Описание техники получения шкалы Терстоуна. Построение оценочной шкалы как первый этап построения искомой установочной шкалы. Использование судей для отбора пунктов в шкалу равных интервалов: роль и смысл репрезентативности и однородности множества судей.

25. Тип и свойства шкалы Терстоуна. Неоднозначность полученных чисел. Отличие полученной шкалы от числовой шкалы.

26. Сочетание мягкой и жесткой стратегии в шкале Терстоуна.

27. Метод парных сравнений как метод сбора данных.

28. Отличие получаемых с помощью метода парных сравнения данных от данных, собираемых более традиционными методами (например, с помощью ранжировки объектов). Его преимущества по сравнению с традиционными анкетными опросами.

29. Интерпретация частот, отвечающих количеству респондентов, предпочитающих один объект другому; возможные гипотезы о связи этих частот друг с другом и с искомыми шкальными значениями модели Терстоуна. Свойства получаемых матриц.

30. ПС как шкальный критерий.

31. ПС как метод построения оценочной шкалы.

32. BTL-модели. Общий вид простейших предположений и их содержательный смысл.

33. Построение социологических индексов как наиболее часто использующийся социологами способ измерения латентной переменной.

34. Измерение установки методом Р. Лайкерта. Связь наблюдаемых признаков с искомой латентной переменной.

35. Шкалограммный анализ Гуттмана.

36. Возможность типологии вопросов и респондентов: ее смысл.

37. Понимание измерения П. Лазарсфельдом.

38. Основные понятия ЛСА в его простейшем варианте (одна номинальная латентная переменная с заданным числом значений, дихотомические вопросы в анкете). Простейший вариант ЛСА как формальная постановка задачи, решаемой с помощью ЛСА (вход и выход).

39. Модельные предположения ЛСА.

40. Психологические предпосылки применения метода семантического дифференциала Осгуда. Явление синестезии. Смысл и значение. Денотативные и коннотативные характеристики.

41. Практическое использование техники СД. Возможность формального использования техники в отсутствие психологических предпосылок (деловой портрет, репертуарные решетки, методики ГОЛ).

42. Семантический дифференциал Осгуда: определение, сущность и характеристика.

43. Психосемантические методы и их применение в социологии. Проективные методики оценки мнения респондентов.

44. Цели использования одномерного развертывания. Основные модели восприятия респондентом рассматриваемых объектов при их сравнении - векторная модель (модель континуума) и модель идеальной точки.

45. Подход Кумбса.

46. Цель, подход и техника одномерного развертывания. Модель восприятия.

47. Формализация как необходимый элемент научного исследования. Роль формализма для систематизации вопросов, встающих при осуществлении измерения в социологии, и разработки подходов к их решению.

48. Тестовая традиция в социологии.

49. Адекватность метода анализа нечисловых данных и определение адекватности для конкретных методов. Роль адекватности метода при решении с его помощью социологической задачи.

50. Формулировка основного принципа репрезентационной теории измерений - рассмотрение совокупности результатов измерения как некоторой модели реальности.

51. Роль Стивенса в становлении репрезентационной теории измерений. Дальнейшее развитие предложенных им идей.

52. Понятие гомоморфизма (изоморфизма). Шкала как гомоморфное отображение эмпирической системы с отношениями (ЭСО) в числовую систему с отношениями (ЧСО).

53. Тип шкалы. Определение типов номинальных, порядковых, интервальных шкал, шкал разностей, отношений и абсолютных.

54. Дефиниция шкалы как формальное определение измерения. Обобщение этого определения: рассмотрение совокупности результатов измерения как модели реальности.

55. «Классическое» измерение (основанное на использовании единицы измерения) как частный случай того, которое изучается репрезентационной теорией измерений. Место абсолютных шкал в процессе сбора социологических данных.

56. Краткое описание основных задач, решаемых репрезентационной теорией измерений: решение проблем существования шкалы, ее единственности, адекватности математического метода.

57. Недостаточная изученность социологических ЭСО и возможностей их отображения в математические системы. Причины необходимости отклонения от рассматриваемого формализма, его модификации.

58. Изучение пространства восприятия как основная задача МШ.

59. Формальное определение близостей. Исходные данные для МШ - матрица близостей между объектами.

60. Важность для социологии неметрического шкалирования. Формальные аспекты проблем размерности искомого евклидова пространства и вращения определяющих его осей координат.

61. Постановка задачи в индивидуальном многомерном шкалировании; важность учета специфики метрик отдельных респондентов. Вид входных и выходных данных, функции стресса в индивидуальном МШ.

62. Модель идеальной точки в многомерном случае. Неметрическое многомерное развертывание. Вид исходных данных. Функция стресса. Специфика выходных данных. Особенности интерпретации результатов.

63. Роль социолога при получении данных, исходных для многомерного шкалирования, и интерпретации его результатов. Возможные способы получения исходных данных.

Наши рекомендации