Социалъная мобильность и ее формы
По П. Сорокину, который был пионером в изучении данного явления, социальная мобильность — это любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из одной религиозной группы в другую, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск.
В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах:
1) проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт и
2) создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.
Соответственно и нисходящие течения так же имеют две формы:
первая заключается в падении индивида из более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал, в более низкую;
другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства.
Социальная мобильность может быть двух видов:
1) мобильность как добровольное перемещение индивидов в рамках социальной иерархии;
2) мобильность, которая вызывается структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации и индустриализации происходят количественный рост профессий и соответствующие изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке. Вследствие индустриализации происходит относительный рост рабочей силы, занятости «белых воротничков», уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих.
Факторы мобильности
На социальную мобильность оказывают влияние следующие факторы.
1. Прежде всего, это постоянные процессы социальной дифференциации общества и перестройки его внутренней структуры.
Передовые технологии способствуют увеличению числа профессий. Индустриализация приводит в большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение, в результате чего усиливается социальная мобильность. При этом основным фактором оказывается увеличение числа профессий в середине иерархии стратификационной системы, за счет вынужденной мобильности. Однако необходимо отметить, что добровольная мобильность также активизируется, так как большой вес приобретает ориентация на достижение.
Например, рост сферы услуг в постиндустриальном обществе приводит к тому, что все большая часть населения оказывается занятой «е тяжелым физическим трудом, а более квалифицированными видами работ. Рост сферы услуг требует большего числа образованных работников. А эти требования рынка труда влияют на поведение конкретных людей, которые стремятся получить образование, чтобы благодаря этому найти хорошую работу.
Естественно, рост спроса на квалифицированных работников предполагает увеличение численности людей с более высоким уровнем дохода. А это может привести к изменению соотношения между основными группами населения.
2. Другой фактор — это общественное устройство, а точнее, различие между устройством открытого и закрытого общества. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности, и отсутствуют или почти отсутствуют неформальные ограничения. Закрытое общество имеет жесткую структуру, которая препятствует увеличению мобильности и тем самым противостоит нестабильности.
В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, те, кто поднимается вверх, часто отходят от политических воззрений класса, в который они перешли. Аналогичным образом ведут себя и те, кто снижает свое положение. Таким образом, те, кто поднимаются в высшую страту, оказываются в меньшей степени консервативно настроенными, чем ее постоянные члены. С другой стороны, «сброшенные вниз» являются в большей степени приверженцами левых взглядов, чем стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом способствует нестабильности и динамизму открытого общества.
В закрытом обществе мобильность вверх ограничена не только количественно, но и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но не получающие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, начинают рассматривать существующий порядок как помеху к достижению своих законных целей и стремятся к радикальным изменениям. Среди лиц, мобильность которых направлена вниз, в закрытом обществе часто оказываются те, кто по образованию и способностям более подготовлен к руководству, чем основная масса населения, — они и берут на себя роль вождей революционного движения в тот период, когда противоречия общества приводят к конфликту.
3. Социальная мобильность тесно связана с взглядами общества и социальной стабильностью. По сути, социальная мобильность является обратной стороной социального неравенства, поскольку, как неоднократно отмечалось исследователями, социальное неравенство усиливается в процессе социальной мобильности. При этом функцией социальной мобильности, которую она выполняет в обществе, оказывает ся сдерживание недовольства и направление его в новое русло.
4. Наконец, социальная мобильность тесно связана с изменениями системы стратификации. Эти изменения могут быть как медленными, так и очень быстрыми. В частности, примером такого быстрого изменения может служить Октябрьская революция, в результате которой была упразднена сословная система стратификации и относительно быстро установилась система стратификации, основанная на совершенно иных признаках. Подробнее на этом вопросе мы остановимся ниже, при рассмотрении социальной стратификации в России.
Маргинальность
Маргинальность — это термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или социальной группы. Соответственно говорят о маргиналах, то есть о людях, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями. Обычно состояние маргинальное не является длительным, хотя существуют вынужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, разного рода радикалы и т.д.), которые находятся в нем длительное время. Любой человек, переходящий из одного слоя з другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом.
Можно выделить следующие разновидности маргинальное:
1) собственно социальная маргииальность, например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою;
2) биологическая маргинальность, связанная с нарушением здоровья;
3} политическая маргинальность, при которой индивидов не устраивают существующие формы политической жизни и управляющие ею законы;
4) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государством или иными структурами);
5) этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств;
6) возрастная маргинальность, возникающая в результате разрыва между поколениями;
7) криминальная маргинальность;
8) религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.
Как показал М. Вебер, маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т.д.). Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами.
Россия пережила две основных волны маргинализации.
Во-первых, после революции 1917 года своего места в социальной структуре лишились два крупных класса российского дореволюционного общества — буржуазия и дворянство. Данный процесс сопровождался быстрым движением вверх некоторых представителей класса пролетариев. Было бы неправильно думать, что данный процесс завершился быстро. Как показали социологические исследования, каждый класс советского общества стал воспроизводиться за счет себя самого (то есть за счет своих собственных представителей) лишь с начала 70-х гг.
Вторая волна маргинализации захлестнула наше общество в 90-х гг., когда была разрушена стабилизировавшаяся стратификационная система советского общества. В этот период сформировалась новая элита, в которую вошли представители самых разных слоев и социальных групп. Впрочем, можно утверждать, что в наибольшей степени новая элита формировалась за счет представителей бывшей партийной номенклатуры и криминалитета. При этом индивиды, совершившие нисходящую социальную мобильность, стали принадлежать к низшему классу лишь на основании уровня доходов, поскольку их профессиональный и образовательный уровень был подчас выше, чем уровень новой элиты.
Макєєв
Соціальна мобільність
У стратифікованих суспільствах, а інших просто не існує, винагорода у вигляді доходу, престижу та влади немовби закладена в конкретні позиції. Індивіди можуть володіти ними, рухаючись між позиціями. Процес переміщення між ієрархічно і функціонально організованими елементами соціальної структури (класами, верствами, групами та категоріями населення, позиціями) називають соціальною мобільністю. Збільшити чи зменшити дохід, владу, престиж як результат переходу на іншу позицію, до іншої групи означає здійснити соціальну мобільність. Соціологи вивчають міжгенераційну мобільність, порівнюючи соціальне становище опитуваного із соціальним становищем батьків (частіше батька), а також внутрішньогенераційну мобільність, фіксуючи зміну соціального становища і статусу респондента протягом життя.
У соціології найкращим способом отримання інформації про соціальну стратифікацію є вивчення соціальної мобільності. Справді, щоб простежити за рухом, слід якнайточніше описати, визначити, виміряти ті позиції, між якими просуваються індивіди, встановити суспільно значущий критерій (чи критерії) їх ієрархізації (ранжування). Тільки в деякому просторі нерівностей має сенс твердження про мобільність, адже в іншому разі неможливо буде говорити ні про напрямки руху, ні про швидкість, ні про подолані відстані.