Поиск упоминаний социологии архитектуры в работах некоторых классиков социологии города и урбанистики
Можно предположить, что данное «единодушие» есть результат негласного «конвенциального соглашения» урбанистов. Поэтому мы решили некоторые работы проанализировать более подробно. Для целей исследования были отобраны работы некоторых классиков урбанистики:
1) Lewis Mumford «The culture of the cities» (1938) [46]; 2) Lewis Mumford «The city in history» (1961) [47]; 3) Kevin Lynch «The Image of the City» (1960) [48; 49]; 4) Jane Jacobs «The Death and Life of Great American Cities»
(1961) [50];
5) Edmund N. Bacon «Design of cities» (1967) [51];
6) Herbert J.Gans «The Levittowners» (1967) [367];
7) Amos Rapoport «House Form and Culture» (1969) [52];
8) Spiro Kostof «The City Shaped» (1991) [368];
9) Spiro Kostof «The city assembled» (1992) [369];
10) Richard Rogers «Cities For A Small Planet» (1997) [370];
11) Gerald E. Frug «City Making: Building Communities without Building Walls» (1999) [371];
12) Richard Rogers and Anne Power «Cities For A Small Country» (2000) [372];
13) Joseph Rykwert «The Seduction of Place: The History and Futur» (2002) [373].
Среди основных рассматриваемых авторами проблем: город, жизнь в городе, организация жизни в городе, «плохие города», идеальные города, будущее городов и пр. – нет проблем социологии архитектуры. Проблемы самой архитектуры как основные проблемы урбанистики в большей части работ не рассмат риваются.
«Культура городов», «Город в истории» Льюиса Мамфорда
Л. Мамфорд, например, в книге «Культура городов» (1938), считал, что город нельзя сводить к материальной структуре, более важна его социальная и культурная стороны. В этом его сущность, а не в форме улиц или типе строений. Главная функция города, по Мамфорду, не в экономическом благополучии и не в удобстве жизни, а в механизме передачи культурного наследия (heritage). Город – это одновременно и физическая единица совместной жизни, и символ коллективных стремлений и единодушия, вырастающих в его условиях. Наряду с самим языком он остается величайшим творением человека [46. – C. 5]. «Природа города не заключается в его экономической основе, город – это, преж де всего, социальное образование. Признак города в его целевой социальной сложности. Он представляет максимум возможностей для очеловечивания естественной среды и для натурализации человеческого (культурного) наследия. Он дает культурную форму первому и материализует в постоянных коллективных формах второе»
[46. – С. 6]. Архитектурные формы при этом – эстетические символы эпохи общества и цивилизации. Город у Л. Мамфорда – это не постройки, а взаимоотношения человека, пространства и окружающей среды. Скорее размеры, чем формы, играют для Мамфорда главную
роль при анализе города. Так, при обсуждении основ планирования индустриальных городов западной цивилизации (прежде всего, Великобритании и США) середины XIX века Мамфорд отмечает возникновение нового подхода к решению проблемы социального жилья – принципа минимума жизни. «Возможно, именно здесь находится ключ к важнейшему достижению человечества новой городской культуры – оно разработало минимум жизни. В прошлом были периоды величайшей животной дикости, люди резали и жгли плоть тех, кто провинился перед превалирующим кодексом морали или теологических верований. Но XIX век, гордо осознавший свои новые гуманитарные принципы, перевел эти неприкрытые зверства в медленный и тихий процесс изнурения и истощения. Минимум школы, минимум отдыха, минимум чистоты, минимум укрытия. Мрачная пелена покрыла городские улучшения этого периода, высочайший предмет гордости был продолжением этих минимальных условий и этих негативных приобретений. Квинтэссенция этого минимума жизни была достигнута в тюрьме» [46. – С. 179]. Последствием стало то, что жилье, соответствующее минимальному стандарту, с тех пор стало считаться нормальным, т.е. произошла деградация качества жилья.
С точки зрения той же размерности, идеальными Л. Мамфорд считает средневековые города, а также, что технологическое развитие должно уравновешиваться соответствующими социальными структурами. Пример средневековья (особенно до позднего Возрождения) очень важен, поскольку тогда этот баланс сохранялся. Впоследствии баланс нарушился, и технический прогресс привел к росту городов и социальному распаду [46. – С. 14; 149]. «Изучая прошлое западной цивилизации (начиная с XV в.), становится очевидно, что механическая интеграция и социальный разрыв шли рука об руку.
Наша способность к эффективной физической организации чрезвычайно возросла, но наша возможность создавать гармоничный противовес этим внешним связям посредством кооперативных и городских ассоциаций в региональном и всемирном масштабе, каковой была христианская церковь в средние века, не поспевала за этими механическими триумфами» [46. – С. 7].
Одним из лучших изобретений городского планирования Мамфорд считал «Город-сад» Эбинизера Говарда. Он считал, что в начале ХХ столетия были сделаны два новых изобретения, ставших предвестниками новой эпохи, – это самолет и город-сад. Первое дало человеку крылья, а второе – лучшее место для жизни [46. – С. 394].
Город должен планироваться так, чтобы возможности, ставшие доступными при помощи новых технологий, не смогли разрушить его социальную ткань (высотное строительство, индустриальный метод, моторный транспорт и пр.) [46. – С. 7]. С точки зрения размеров, современные города-мегаполисы страдают гигантоманией, которая нарушает социальную и культурную среду. Эти города потеряли контроль над размерами и разрастаются пригородами. Идеальными для Мамфорда являются небольшие – до 35 тыс. человек – города (подобно средневековым) с шаговой доступностью и развитым местным сообществом (комьюнити), участвующим в управлении. Идеальные города будущего для Мамфорда – это биотехнические города с гармоничным взаимодействием человека и техники [46. – C. 356, 357]. Об этом Мамфорд пишет в своей книге «Город в истории» (1961). Он продолжает обоснование гипотезы появления города как главного средства символической коммуникации и культурного обмена, а значит, и развития цивилизации. Книга «Город в истории» использует задел культурно-исторического исследования городских форм, сделанный Мамфордом 22 года назад в книге
«Культура городов». Метод исследования сохранился: на многочисленных исторических примерах городских форм выделены основные культурные и социальные эффекты данной эпохи. Сохранена идея предназначения городов, в которой главная миссия города, по мнению автора, состоит в трансляции культурного наследия человеческой цивилизации. Мамфорд дал основательную интерпретацию возникновения города. Он описал сущностные характеристики города, среди которых одной из важнейших является церемониальный центр, сакральное пространство, отделенное от мирского, «дом богов». Автор выступает против тех, кто считает, что появление городов вызвано «обычными функциями» (common functions): эффективное ведение хозяйства и защита; или что города – естественная форма оседлой жизни (крупная деревня) [47].
«Возникнув как святое место, к которому рассеянные группы периодически возвращались, чтобы совершить церемонии и ритуалы, древний город был первым постоянным местом встречи» [47. – С. 95].
Концепций, которые были бы достойной альтернативой гипотезе Мамфорда, в современном урбанистическом дискурсе не найдено, хотя можно найти предшественников, среди которых – концепции происхождения городов, разработанные немецкими социологами (Зиммель, Теннис, Маркс, Вебер).
Гениальность автора проявляется и в том, что даже не отдавая себе в этом отчет, но учитывая объективность существования законов социологии архитектуры, Мамфорд отмечает некоторые из них и обращает внимание на их значение для процессов создания го родов.
Так, например, одним из базовых процессов он считает чередование материализации и этериализации, где архитектура является кульминационной точкой материализации.
«Ритм жизни в городах, по-видимому, есть чередование материализации и этериализации (etherialization). Твердая структура, отделенная в человеческом восприятии, приобретает символическое значение, соединяя знающего и знаемое. Субъективные образы, идеи, интуи ции, только частично сформированные в их натуральном выражении, подобно этому приобретают материальные атрибуты, запечатленные в видимых структурах, размер которых, позиция, сложность, организация и эстетическая форма расширяют поле значений и ценностей, которые бы в противном случае оказались невыразимыми. Городской дизайн, следовательно, есть кульминационная точка социально адекватного процесса материализации» [47. – C. 113].
Автор отмечает, что изначально географического планирования города не существовало. Позже появилась гипподамова схема (прямоугольная решетка улиц) и начался процесс, который автор называет «регрессия к утопии», то есть появление заранее задуманного плана города.
Идея Мамфорда состоит в том, что ничто не могло бы более эффективно делать города, чем культура и цивилизация. По его мнению, с появлением «планировщика», который под личиной прогресса вводит некоторую отстраненную схему, происходит регрессия
[47. – С. 171].
Для автора такой случай означает помеху в работе циклов материализации и этериализации, поскольку начинает материализовываться не культурно-символическое наследие цивилизации, а чей-то конкретный план.
Так, Мамфорд критикует Платона с его идеальным городом, имеющим разумное устройство: ремесленники работают, стражи охраняют, мудрецы всеми правят.
В современном мире автор видит серьезную угрозу того, что за счет новых технологий человечество вплот
ную приблизилось к возможности реализовать чей
то план – например, того же Платона:
«Кибернетика, медицинская психиатрия, искусственное оплодотворение, хирургия и химиотерапия дали возможность превращать людей в покорные автоматы, находящиеся под внешним управлением, оставив им лишь столько ума, чтобы заменить машину в случае, если ее использование окажется неоправданным. Вежливое название этого создания – «человек в пространстве», но его реальное название – «человек, сошедший с ума» [47. – C.176].
Трагический опыт распада Рима очень важен для Мамфорда, так как служит примером возможной участи, грозящей современным переросшим мегаполисам. В этом примере поразительно, что материальные формы Великого Рима очень быстро пришли в негодность, как только прервался этап этериализации.
«Рим – классический пример того, что выдающийся биолог Уилер называл «abbau», или процессом распада (разложения). Разрушение Рима было последним результатом его перерастания, что выразилось в потере функций и контроля над экономическими факторами и людьми, важными для продолжения его существования. В каком-то смысле римская организация должна была бы стать этериализованной (одухотворенной) и способной при помощи образования поддерживать порядок без применения силы или захвата. Но такого не случилось – для остальных Рим не стал желаемой структурой дисциплинированной гражданской кооперации, но угрожающим примером неконтролируемого роста, бездумного пользования и материального пресыщения» [47. – С. 238, 239].
«С точки зрения и политики, и урбанизма Рим остается показательным уроком того, чего следует избегать. Его история содержит серию классических сигналов
опасности, предупреждающих о том, что жизнь начинает двигаться в неправильном направлении. Где толпы собираются в смертельных количествах, где резко растут ренты, а жилищные условия ухудшаются, где на место поддержания баланса и установления гармонии в том, что под руками, приходит односторонняя эксплуа тация отдаленных территорий, там почти автоматически оживают прецеденты римских зданий. Сегодня они снова возвращаются: арена, многоэтажное жилье, массовые конкурсы и выставки, футбольные матчи, международные конкурсы красоты, повсеместный стриптиз в рекламе, постоянное возбуждение чувств сценами секса, наслаждения и насилия – все это в настоящем римском стиле» [47. – С. 242]. «...Умножение ванных комнат и перерасходы на дороги с хорошим покрытием и, сверх всего, массовая коллективная концент рация на легкомысленных эфемерностях всех типов, выполненных с высочайшей технической дерзостью... Вот симп томы конца: притяжения деморализованной власти и минификации жизни. Когда эти знаки умножаются, Некрополь приближается, хотя ни один камень не был тронут. Для варвара, уже захватившего город изнутри. Прийди, палач! Прийди, хищник!» [47. – С. 242].
Говоря о современных городах, Мамфорд считает, что размер метрополии не улучшает ее главную способность – служить хранилищем собственной культуры и агентом взаимодействия с другими культурами. По его мнению, гораздо важнее не размер мирового города, а способность создавать «умы большого диапазона».
Города выполняют особую культурную функцию, но существует тенденция в сторону дематериализации ведущих институтов, организующих человека, его личность и жизнь. По мнению Мамфорда, это приведет к формированию нового типа города – Невидимого Города.
«Есть и другая сторона такой реорганизации метропольного комплекса, вызванная дематериализацией или этериализацией существующих институтов, которая уже частично создала Невидимый Город. Само по себе это выражение того факта, что новый мир, в котором мы уже начали жить, не просто открыт на поверхности, намного далее видимого горизонта, но также открыт внутренне, пронизываемый невидимыми лучами, отвечающий воздействиям и силам ниже порога обычного наблюдения» [47. – С. 563].
«Многие первоначальные функции города, будучи естественными, требовали физического присутствия всех участников. Теперь они превратились в формы, способные к быстрому перемещению, механическому изготовлению, электронной передаче и мировому распространению. Если отдаленная деревня может смотреть тот же фильм или слушать ту же радиопрограмму, что и самый важный центр, то никому не требуется жить в этом центре или посещать его для участия в конкретном действии» [47. – C. 563]. Главное, чтобы человек не стал придатком мегамашины.
Мегамашина (машина, machine) [47. – C. 60] – специальное понятие, введенное Л. Мамфордом для того, чтобы обозначить проблему поглощения человеческой жизни техникой и технологиями. Негативный эффект мегамашины в том, что человек становится ее придатком, все больше от нее зависит, вплоть до того, что даже трансляция социального и культурного наследия (heritage) [47. – C. 53], что жизненно важно для воспроизводства человека, происходит посредством машины (СМИ, газеты, радио, впоследствии – ТВ).
Дематериализация институтов приводит к тому, что формирование человека, по мению Мамфорда, все больше перемещается в сферу символьной коммуникации, а не материальных городских форм. Т.е. архи
тектура и, соответственно, социология архитектуры не являются главными или сколь нибудь существенными понятиями в урбанистической теории Мамфорда. Определяющим для него, в конечном итоге, становится размер: маленький город – хорошо; мегаполис – это город, потерявший контроль над размерами, численностью и управлением.