Тема 11. Анализ социологической информации и социологический прогноз

Обработка и анализ социологической информации – завершающий аккорд всех социологических исследований. На этом этапе делаются фактические выводы, формулируются общие и специальные заключения, вырабатываются рекомендации, составляются отчеты о проделанной работе, а также намечаются контуры новых перспективных исследований.

Началом анализа социологической информации выступает процесс верификации (от лат. verification – доказатель­ство, подтверждение) –проверка достоверности собранных данных, которая может проводиться еще одновременно с выполнением работ по сбору данных или уже по окончании сбора данных. Она представляет собой обяза­тельное условие качественного проведения любого научного исследования. Критериями верификации, достоверности социологической информации при этом выступают ее адекватность (соответствие действительному состоянию исследуемых объектов), надежность (способность устойчиво воспроизводить особенности исследуемого объекта) и валидность (информация должна отражать те качества или свойства изучаемых объектов, явлений, процессов, которые важны для социолога, запланированы исследованием). Дополнительными свойствами, обеспечивающими продуктивность исследования на финальной его стадии, являются точность собранных данных (например, точность заполнения бланков), их полнота (наличие ответов на все поставленные или большинство поставленных перед началом исследования вопросов), а также качество собранных материалов (наличие или отсутствие общих недочетов, невыполненные виды работ и т.д.).

Другим важным этапом, обеспечивающим достоверность сведений на этапе анализа социологической информации, выступает контроль организаторовисследования за сбором данных и работой команды социологов. Руководители работ должны определить, насколько компетентен тот или иной сотрудник, в какой степени он владеет навыками сбора информации и насколько эффектив­но, умело и добросовестно использует имеющиеся у него возможности, соответствует ли порученная ему часть работ его квалификации.

Дополнительным необходимым условием сбора достоверной информации являет­ся стандартизация исследовательской ситуации,т.е. выработка единого подхода всех исследователей к исследовательским процедурам. Стандартизация осуществляется за счет детального инструктирова­ния всех исполнителей и проведения тренировочных работ под наблюдением организаторов с последую­щим обсуждением результатов тренировок в иссле­довательской группе.

Реализовать конечные цели исследования можно только после завершения обработки первичной информации. Обработка социологической информации –совокупность процедур приведения собранных дан­ных в состояние, удобное для последующего анализа и обобщений.

Процесс обработки информации может занять гораздо больше времени, чем проведение технической, оперативной части исследования, связанного с подготовкой и непосредственным сбором данных. Иными словами, обработка социологической информации – длительный и трудоемкий процесс, который следует рассматривать в виде расположенных в определенной последователь­ности действий, или этапов. Приведем схему тра­диционных этаповвыполнения этой работы:

1-й этап –проверка собранных после заполнения документов (бланков социологического инструмента­рия) на точность, полноту и качество заполнения. Вместе с исправлением ошибок, допущенных при за­полнении бланков инструментария, проводится редак­тирование ответов на открытые вопросы анкеты, уст­раняются стилистические погрешности, делаются попытки их классифицировать (стандартизировать);

2-й этап –корректировка выборки, т.е. добор недостающих данных или ремонт выборки (проведе­ние дополнительных опросов взамен забракованных). Проверяя анкеты или другие формы социологичес­кого инструментария на точность, полноту и каче­ство заполнения, не следует упускать из виду репре­зентативность выборки. Иначе говоря, после исключения части заполненных бланков из обработ­ки по причине низкого качества заполнения необхо­димо провести дополнительные опросы, для того, чтобы выборка оставалась в пределах расчетной;

3-й этап –уточнение программы обработки и анализа информации. Составление первоначальных схем обработки и анализа информации проводится еще на первых этапах исследования;

4-й этап –кодирование данных, т.е. присвоение числового кода каждой единице информации в соот­ветствии с заранее разработанной программой (зада­нием, инструкцией). Присвоенный код удобен прежде всего для планируемой компьютерной обработки данных. Однако и при руч­ной обработке информации применение кодов зна­чительно упрощает работу, а также защищает от преднамеренного искажения результатов исследования в случае личной заинтересованности обработчика информации;

5-й этап –ввод первичной информации на элект­ронные и бумажные носители. В настоящее время работа, безусловно, сориентирована на полномасштабное использование ЭВМ. Эту работу осуществляют операто­ры с помощью компьютерных средств, программ, которые позволяют «сжимать», архивировать информацию, быстро создавать таблицы и т.д. Особое вни­мание здесь обращается на качество ввода и исправление допущенных ошибок;

6-й этап –систематизация однородных величин, определение процентных значений, группировка, ранжирование данных по возрастанию или убыванию признака, вычисление средних арифметических, средних взвешенных и других значений, необходи­мых для повторного «сжатия» информации, приведение в состо­яние, максимально удобное для ближайшего долгосрочного анализа;

7-й этап - оформление данных в виде таблиц, диаграмм с использованием других способов преоб­разования информации, повышающих ее нагляд­ность.

Заметим, что общей тенденцией проводимых в настоящее время социологических исследований является обработка собранных данных посредством максимально простых, экономичных по затратам процедур, с возможностями применения расширяющихся средств со­временной компьютерной техники.

Акцентируя внимание на компьютерной обработке социологических дан­ных, укажем, что для этого используются программные средства, которые условно делятся на следующие типы:

· специальные программы, ориентированные исключительно на социологов (АРИАДНА (Минск), СОЦИО­ЛОГ (Москва), ОСА (Киев) и др.);

· статистические программные средства универ­сального назначения (наиболее известные – СТАТИСТИКА, SAS, SPSS, SYSTAT);

· программы общего назначения (пакет программ Microsoft Office, Excel, Acces, интернет браузеры, медиа-приложения, графические редакторы и т.д.).

Применение компьютерной обработки требует выражения информации в сжатом виде, желательно в математических символах. Для этого применяют измерение, т.е. приписывание числовых значений свойствам исследуемого социального объекта по определенным, заранее оговоренным правилам.

В этой связи значимым элементом обработки социологической информации является построение и использование измерительных шкал. В зависимости от особен­ностей измеряемых ими свойств изучаемых явлений они подразделяются на типы:

· номинальные – состоят из присвоенного каж­дому признаку порядкового номера. К приме­ру, ответы «да» обозначаются цифрой 1, отве­ты «нет» – 2, ответы «затрудняюсь ответить» – 3;

· порядковые – создаются по критерию возрас­тания или убывания для оценки интенсивнос­ти признаков. Например, используется пятибалльная шкала (5, 4, 3, 2, 1), где значение измеряемого признака убывает слева направо: 5 - очень высокая оценка, 4 – высокая, 3 – нейтральная, 2 – низкая, 1 – очень низкая;

· интервальные – применяются для измерения интенсивности повторения признаков в пре­делах одинаковых интервалов. Так, можно из­мерить количество курящих школьников в 8, 9. 10 и 11 классах, отдельно в каждой группе;

· шкалы отношений – выражают пропорции из­меряемых величин. К примеру, формулирование положения о том, что в семьях, где злоупотребляет алкоголем один из родителей, количество детей, склонных к раннему потреблению спир­тных напитков, в 1,3 раза больше, чем в семьях, где родители редко выпивают и т.д.

Такие шкалы позволяют не только измерить, но и группировать признаки в систему, приспособленную для анализа. В результате группировки исследуемых признаков получаются ряды чисел, которые принято называть – рядами распределения. Они подразде­ляются на специфические виды:

· атрибутивные – объединенные признаки группируются по качественным характеристикам;

· вариационные – группировка признаков производится по количественному критерию.

Однако важно не только подсчитать переменные, суммировать и упорядочить материалы, важно также сделать их доступными для восприятия другими людьми в процессе ознакомления с результатами проведенной масштабной работы, иными словами обеспечить наглядность и презентабельность. Такая наглядность собранных данных, т.е. их компакт­ное состояние, максимально удобное для анализа и обобщений, можно обеспечить, применяя различные способы:

· использование различных видов таблиц, в пер­вую очередь перечневых, комбинационных, суммирующих;

· изображение информации графически в виде диаграмм, графиков, полигонов распределения, гисто­грамм;

· расчет средних величин и других значений, позволяющих с помощью простых вычислений «сжимать» информацию, подчеркивая типич­ные, характерные для исследуемых явлений результаты;

· использование метода ранжирования данных – т.е. расположение данных по степени убывания или возрастания значений;

· вычисление коэффициентов корреляции, ха­рактеризующих уровень взаимосвязей между переменными и др.

Конечные результаты научно-исследовательской работы (НИР), частью которой являются комплексные социологические исследования, обычно оформляются в виде отчета. Иногда итоги социологического исследования излагаются в виде аналитической записки, в форме справки или плана проведенных мероприятий.

Отчет – итоговый документ, в котором содержатся сведения об использованной методике исследования (из­лагается программа полностью или ее краткое содер­жание), дается описание использованных процедур сбора и обработки данных, приводится анализ (опи­сание) обработанной информации, делаются обобще­ния, формулируются практические выводы и реко­мендации.

Структура отчетаобычно включает в себя сле­дующие составные элементы:

1) титульный лист; 2) список исполнителей (ответственных участников, организаторов, кураторов работ); 3) реферат (краткое изложение сути проделанной роботы); 4) содержание (последовательность изложения материалов в отчете); 5) перечень условных обозначений; 6) введение (обоснование выбранной темы проделанного исследования, ее актуальности, теоретического и прикладного значения и т.д.); 7) основная часть (содержание и особенности проведенных исследовательских мероприятий, процедур); 8) заключение (выводы); 9) список использованных источников (информационных источников, обеспечивших фундамент исследования); 10) приложения (иллюстрации, дополнения и т.п.).

Итоговой частью отчета о социологическом иссле­довании должны стать, как уже неоднократно отмечалось, практические рекомендации и советы по их внедрению, так как подавляющее большинство социологических исследований является в выраженной степени практико-ориентированными, несмотря на кажущуюся порой малую отдачу. Данные социологических исследований позволяют осуществлять стратегическое планирование в процессе социального управления, выявлять в зародыше социальные конфликты, оптимизировать использование ограниченных ресурсов общества, осуществлять научное прогнозирование, моделирование поведения и перспектив развития социальных систем и их отдельных компонентов. Все это довольно масштабные и неоднозначные вопросы. Поэтому следует иметь в виду, что внедрение результатов исследования, т.е. доведение выводов, сделанных по результатам исследования, до их практической реализации, нуждается в поддерж­ке со стороны социологов и после составления отчета о сделанной работе.

Обеспечить должное доведение практических рекоменда­ций до самого внедрения – сложное и трудное занятие, которое определенная доля представителей научного сообщества иногда не рассматривает как непосредственную часть социологического исследования. Известно, что новое часто ломает привычное. Наверное, именно поэтому исследователи периодически сталкиваются с серьезным психологическим и административным противостоянием, создающим проблемы в сфере внедрения результатов исследования. Иногда серьезным препятствием в работе исследователей может стать невежество и непрофессионализм отдельных руководителей, чиновников, откровенно недопонимающих смысл и важность проведения регулярных социологических мероприятий, их практической пользы, а возможно, таким образом, стремятся к элементарному сокрытию просчетов и недостатков в собственной работе.

В целом внедрение практических рекомендаций зависит от внимания и компетентности тех или иных представителей заказчика, которым оказываются услуги социологического консалтинга, их материальных и интеллектуальных возможностей.

Накопленный практический опыт свидетельству­ет, что позитивного результата в деле организации, проведения и внедрения результатов социологических исследований можно добиться лишь на основе взаимного понима­ния, тесного и ответственного сотрудничества всех заинтересованных в проведении социологических исследований сторон, среди которых можно назвать научное сообщество ученых, самих социологов, представителей смежных научных дисциплин, органы власти и управления, бизнес сообщество, различные общественные организации, взаимодействующие между собой большие и малые социальные группы, общество в целом.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации