История становления науки как науки
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное.
Социология – это наука о социальных системах, их функциях, законах (закономерностях, тенденциях) функционирования и развития (деятельности и взаимодействия) социальных систем и общностей (мир, общество, институт, группа, организация, семья, личность).
Социология имеет много общего с естественными и техническими науками. Причиной данного взаимодействия является то, что объектом социологического познания является общество. Однако выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех гуманитарных наук. Объектом познания является все то, на что направлена деятельность исследователя. В соответствии с этим под объектом социологии понимается общество как целостная социальная реальность, в которой можно выделить объективные социальные явления (социальные отношения, социальную организацию, социальные общности, социальные процессы, социальные институты, социальные субъекты).
В литературе можно встретить смешение понятий «предмет» и «объект», хотя их следует разграничивать. Понятие «объект» отражает обширную сферу, сторону реальности, которая может привлекать внимание представителей различных наук. Предмет той или иной науки – не просто некое явление и процесс объективного мира, а результат теоретического мышления, позволяющего выделить именно те существенные черты объекта, которые являются специфическими для данной науки.
Предметом социологии выступают законы и закономерности функционирования и развития личности, социальных групп, общности и общества в целом, а также социальная жизнь общества (взаимодействия социальных субъектов по проблемам, связанным с социальным статусом, ролью, социализацией).
Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, продукт усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии.
СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.
Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности и межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:
1) общетеоретическая социология как макросоцио-логическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;
2) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общностей, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отрасли социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);
3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.
В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.
Структура социологии иногда анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение к различным сферам общественной жизни. В структуре социологии особо следует отличать фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразований социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. И в этих направлениях могут производиться как теоретические, так и эмпирические исследования. Прикладная социология ищет пути и средства практического использования познанных фундаментальной социологией механизмов и тенденций общественной жизни.
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Любая наука вносит свою посильную лепту в улучшение человеческой жизни. Не является исключением и социология. Питирим Сорокин обозначил одну из основных функций социологии – практическую. Именно практическая функция выражает связь социологии с жизнью, с многообразной человеческой деятельностью.
С первых своих шагов социология ставила перед собой задачу объективно исследовать существующее положение вещей и активно вмешиваться в ход социальных процессов.
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде их можно подразделить на основные: теоретико-познавательную, практическую, политическую и идейно-воспитательную. Однако разграничение этих функций не должно быть излишне жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта изучения этой науки – социальной действительности. Здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным научным теориям.
Практически-политическая функция социологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, которые направлены на совершенствование социальной жизни, повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей. Обогащение и совершенствование выступают не как самоцель, а как необходимая предпосылка в дальнейшем осознании себя во внешнем мире.
Не только фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования подчеркивают особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории, социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживаются социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому выделяются и такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование, управленческая функция, организационно-техническая функция.
Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, которую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы и слои группы широко используют социологические исследования и их результаты.
Вопрос(тетерадка)
4.социология в системе социально –гуманитарных наук
Как уже было отмечено, человеческое общество является объектом изучения многих наук. Каждая из них стремится изучать свой предмет – отдельные сферы общественной жизни. Современное об-ществознание представляет собой сложную, широко разветвленную систему знаний: юридическая наука соседствует с экономической теорией, правоведение – с психологией и т. д. Каждая из этих наук располагает своими категориями и методами, каждая имеет свое лицо и традиции. Социология развивается в постоянной взаимосвязи с другими науками.
Если рассмотреть соотношение социологии с историей, то можно увидеть у них много общего. Каждая из этих наук изучает общество в целом, но социология изучает его дефактум, (что происходит сейчас), а история – постфактум (после того как что-то произошло).
Различия этих наук в том, что история не может отойти от хронологического изложения исторических событий, в то время как социология обобщает социологический опыт прошлого и настоящего. Объединяет социологию и историю то, что социологические теории опираются на определенный исторический опыт. Взаимосвязь наук проявляется в образовании социологии истории, которая дает социологический анализ исторического процесса.
Социология и философия. Общей чертой этих наук является то, что они рассматривают общество в целом. Но при этом социальная философия рассматривает общество как часть мироздания, а социология исследует само общество, те явления, которые в нем происходят. Социология опирается на итоги, обобщенные результаты общественных наук, социальная философия опирается на достижения специальных наук. Поэтому социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Проблематики наук тоже совпадают.
Социология и политология. Взаимосвязь наук в том, что социальная организация и институты являются субъектами и объектами политики; политическая деятельность – важная форма и часть жизни человека; политика существует во всех сферах жизни и, как правило, определяет развитие общества. Каждая из наук имеет свой метод и предмет и по-разному рассматривает различные общественные явления.
Социология и экономика. Экономика изучает экономическую деятельность людей в социальных процессах. Экономика исследует только одну сторону общественной жизни, а социология исследует широкие закономерности в обществе в целом.
Как мы видим, науки очень тесно связаны с социологией. Существовало немало споров о месте социологии в ряду наук. Немецкий историк Э. Мейер вообще отрицал социологию как науку, а американский социолог Э. Гидденс ставил ее на центральное место среди других наук. Но наиболее правильной позицией было бы поставить социологию в ряд других наук как равную среди равных. Взаимодействуя между собой, науки обогащаются фактическим материалом.
Тесная связь между науками должна быть использована в полной мере. М. М. Ковалевский говорил, что социология должна быть самостоятельной наукой, но не должна отгораживаться от других наук, хотя при взаимодействии разных наук грани между ними становятся размытыми. В результате появляются новые науки, которые указывают на те проблемы, которые существуют на данный момент и требуют объединения усилий ученых разного профиля.
Социологические методы.
5.1.Основные методы исследования в социологии: наблюдение.
События происходят непосредственно в данный момент. Возможен непосредственный
контакт с наблюдаемым объектом: научное и житейское, включенное и не
включенное, скрытое и открытое, систематическое и случайное, полевое и
лабораторное. Плюсы метода: 1.Оперативность получаемой информации
2.Относительная дешевизна. 3.Возможность использовать метод в экстремальных
ситуациях. Минусы метода: 1.Невозможность повторного исследования
2.Наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, данные о
мотивах весьма ограничены. 3.Возможны ошибки из-за эмоционального состояния
исследователя, неверных его методологических установках, низкой квалификации,
заражением состоянием изучаемого объекта.
*5.2.Основные методы исследования в социологии: анализ документов.
Особенности применения документ. информации используется в том случае когда
у исследователя затруднен непосредственный контакт с исследуемой
реальностью. Выбор документ. инф. зависит от ее составителя. Исследователь не
может изменить форму изучаемых документов. Виды документов: 1.По форме
изложения (статистические и вербальные) 2.По общей значимости (официальные,
неофициальные) 3.По способу фиксации информации (письменные, графические,
фонетические, видео- и кинодокументы). При анализе документов необходимо
обращать внимание на вид документа, форму автора, цель создания, фактическое
содержание, возможный резонанс. Плюсы метода: 1.Стабильное состояние объекта
исследования 2.Получение информации не только о каких-либо фактах, но и об
отношении к ним автора. Возможен анализ разных точек знания. 3.Информация
структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде. Минусы метода:
1.Выводы исследователя строятся на основании вторичной информации, которая
может быть искаженной. 2.Язык документа не совпадает с языком исследователя.
5.3.Основные методы исследования в социологии: опросные методы.
Виды опросов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос,
социометрический опрос, социологическое тестирование. Формы опросов:
контактный, почтовый, телефонный, прессовый. По месту проведения различают:
опросы по месту работы, опросы по месту жительства, опрос целевых аудиторий.
Фазы опроса: адаптация, сбор основной информации, завершение опроса.
Классификация вопросов: по содержанию (о событиях и фактах, о мотивах,
оценках, мнениях), по форме (прямые, косвенные), по структуре (открытые,
закрытые), по функциям (основные, фильтрующие, контрольные). Правила
построения вопросов: 1.Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или
определенным образом стимулировать его (Изучение социологии расширяет
кругозор человека ? Да, Нет, Не знаю) 2.Вопрос не должен дискриминировать
респондента или его возможную позицию (Человек не знающий социологию не может
считаться культурным . А Ваше мнение ? Да, Нет, Не знаю) 3.Вопросы должны
формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не
должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты
респондентом (за исключением вопросов- “ловушек”) 4.Количество вариантов
ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого 5.Вопрос и
предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу
(Как часто Вы смотрите передачи ? -по радио, - телевидению, - в газетах и
журналах).
Вводная часть: обращение, пояснения, гарантии анонимности опроса, что делать
с анкетой, благодарность. Основная часть: расположение вопросов (контактные,
сложные, простые, разгрузочные), принцип “воронки”, “дымовая” техника (общий
открытый, блок закрытых, открытый на уточнение). Социльно-демографическая
часть: пол, возраст, образование, социально-проф. положение, культурная
идентификация (семья), национальность, место жительства. Правила группового
анкетирования: представиться, дать общие пояснения по цели анкетирования и
работе с анкетой, пояснить гарантии анонимности, ответить на вопросы,
ненавязчиво контролировать поведение аудитории (обсуждения, подсказки друг-
другу), пресекать демонстративность в поведении отдельных людей, оказывать
помощь в заполнении анкеты, организовать сбор и косвенный контроль качества
заполнения анкет. Анализ завершается подготовкой отчета по результатам
проведенного исследования. Отчет включает описание всех основных этапов
исследования: во введении дается развернутая характеристика проблемной
ситуации, описывается объект, предмет, цели и задачи исследования.
Теоретический раздел отчета включает анализ публикаций по данной проблеме,
теоретический анализ основных понятий исследования, теоретическую и рабочую
модель с необходимыми обоснованиями и выкладками. Процедурно-методический
раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов,
расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц
наблюдения. Аналитический раздел - содержит результаты анализа полученных
данных. В заключительном разделе подводятся итоги исследования и даются
рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соответствии с
целью исследования. В отчет также включают список использованных литературных
источников и приложения.
История становления науки как науки.
Понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как «наука об обществе». Оно было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом (1798–1857). Он же определил специфику и задачи социологического исследования общественной жизни, дал первоначальную разработку социологических категорий и законов, за что стал именоваться «отцом социологии». Однако другие ученые среди основоположников социологии упоминают и Ш. Монтескье, и Т. Гоббса, и Дж. Локка, и многих других. В любом случае социология одна из самых молодых наук.
Уже в XVII в. в теориях социальной физики впервые рассматривались идеи об обществе как системе.
Социальные философы того времени рассматривали общество как часть природы («естественное право» Т. Гоббса) и исходили из естественно-научных представлений.
Известные в то время законы естественных наук (геометрии, механики, астрономии и др.) сталкивались с противоречивыми социальными законами.
Поэтому стали предприниматься попытки формализации общественных закономерностей. В век Просвещения общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый элемент выполняет свою работу. Так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.
Социальные мыслители в XVII в. старались рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если физиократы исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо выявил значение экономических отношений собственности и вплотную подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества.
В XIX в. настало время выхода из рамок философии социологии (изучающей самую сложную форму движения материи – общественную). Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.
Другими предпосылками становления социологии стали переход к рынку и связанные с этим усложнения социальных процессов, необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Экономический уклад капитализма требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы (рабочих) от традиционных для феодального общества ущемлений и преследований. Очевидно, что эти изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом, порождая разного рода социальные конфликты.
Немаловажным является и тот факт, что именно в середине XIX в. формировался статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.
В XIX в. социология развивалась в тесной взаимосвязи с социальной философией.