Социоинженерная деятельность и ее структура
Социология управления изучает и формулирует основные закономерности, формы и методы социального управления, целенаправленного воздействия на социальные системы, структуры, институты, процессы и отношения. Что же касается конкретного «доведения» их до уровня социальных проектов и технологий, внедрения в практику, то это сфера социоинженерной деятельности, которая представляет собой своеобразную форму «соединения» науки и практики.
Основное определение:
СОЦИОИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ, ИНЫМИ СЛОВАМИ, ВИД, НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ КОТОРОЙ ВЫСТУПАЕТ
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ, В РЕШЕНИЯ И ПРОГРАММЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМИ.
Социоинженерная деятельность разнообразна (см. рисунок) и представляет особый интерес для специалистов-менеджеров, предпринимателей и др., поскольку непосредственно связана с управлением коллективами и фирмами, предприятиями.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Социальный фактор – социологическая категория, обозначающая концентрированную характеристику какой-либо из причин или движущих сил социальных процессов, определяющая ее характер и взаимодействие с др. социальными процессами и отношениями, необходимые условия реализации соответствующих социальных процессов.
Социальные резервы труда (производства) специфические, присущие разным трудовым коллективам и иным субъектам трудовой деятельности возможности более полного использования ими своего социального и трудового потенциала за счет социальных факторов, которые в определенное время не используются по причинам, зависящим от самого социального субъекта труда.
Социальная диагностика – основной метод поиска социальных резервов труда, представляющий собой анализ состояния социальных объектов, отношений и процессов с целью выявления основных проблем их функционирования и развития.
Социальное проектирование – этап управленческой деятельности, связанный с разработкой научно-обоснованной модели рациональных характеристик социальных организмов или их состояний в плане решения социальных задач.
Социальная технология - определенный способ осуществления социальной человеческой деятельности, суть которого состоит в рациональном расчленении процесса этой деятельности на процедуры и операции с их последующей синхронизацией.
8.5. Экономическая социология: ее предмет и функции
Роль экономики в обществе невозможно преувеличить. Производство жизненно необходимых материальных благ, их распределение и потребление происходят в экономической сфере и в областях, к ней непосредственно примыкающих, с ней неразрывно связанных. В современном социуме многие миллионы людей отдают значительную часть своих физических и умственных сил на нужды экономики и видят, без преувеличения, смысл своей жизни в пользовании ее плодами; социальная организация в экономической области достигла беспрецедентной масштабов и сложности. Однако и в прошлом, с поправкой на более низкий уровень материального развития, процессы в экономической области и смежных с ней областях всегда являлись во многих смыслах решающими для общества, непрерывно вовлекали в социально-экономическое взаимодействие подавляющее большинство его членов. Само по себе зарождение социологии в немалой степени обусловлено экономическими процессами в Западной Европе XIX в. и живым интересом к ним. В современной социологической науке мы выделяем отрасль, занимающуюся экономикой специально, – это экономическая социология.
ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ – экономика как социальное явление, ее возникновение, развитие и место в жизни общества.
Говоря о социальном в сфере экономики, имеют в виду то, в чем выражается простейшее на первый взгляд обстоятельство: чтобы удовлетворить свои материальные потребности и решить встающие в связи с этим экономические задачи, люди должны объединиться, образовать некое социальное целое, в котором немедленно начинают действовать особые, отличные от чисто экономических, закономерности. Можно сказать, для экономической науки люди, участвующие в производстве или потреблении, до недавнего времени представляли собой некие условные постоянные величины, необходимые для расчетов и построения экономических теорий (люди как рабочая сила, люди как единицы потребления). Для социологии же люди, выступающие как субъекты экономической деятельности, одновременно являются членами определенных социальных групп, исполнителями тех или иных социальных ролей, носителями определенных культурных ценностей; даже участвуя в четко регламентированной экономической деятельности, люди остаются во власти эмоций, социальных иллюзий, равняются на некие образцы.
Последнее, к примеру, иллюстрирует теория американского социолога Т.Веблена, введшего в словарь современной социологии понятие «показного потребления», которым он обозначил превращение избыточного пользования материальными благами в «маркер» высокого социального статуса. В современном экономически развитом обществе в «показном потреблении» участвуют отнюдь не одни высшие классы (хотя они «задают темп»); представители социальных групп, располагающихся ниже по иерархической лестнице, также вовлекаются в этот процесс, разумеется, равняясь на образец, которым им служат высшие слои общества. До конца понять экономическое (в данном случае – потребительское) поведение современного человека, не учитывая такого социального фактора, как равнение на ту или иную референтную (т.е. служащую образцом) группу, почти невозможно. Далее предлагается общий обзор основных видов экономического поведения в их связи с социальными факторами.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – система действий, связанных с использованием функционально различных экономических ценностей, физических и интеллектуальных возможностей и ориентированных на получение пользы (вознаграждения, прибыли) от их оборота.
Выделим такие виды экономического поведения (включая выше-рассмотренное): производственное, распределительное (дистрибутивное), потребительское. Их содержание раскрыто в следующей таблице.
ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ | Производственное | Реализация экономических, физических и интеллектуальных возможностей с целью создания материальных благ |
Распределительное (дистрибутивное) | Приобретение и утрата права контроля над теми или иными экономическими благами | |
Потребительское | Изъятие из оборота экономических благ, присвоение их и использование с целью удовлетворения потребностей |
В принципе, все перечисленные виды экономического поведения испытывают воздействие одних и тех же основных социальных факторов, которые, таким образом, могут рассматриваться как единый комплекс. При этом, разумеется, следует учитывать, что воздействие каждого компонента данного комплекса может проявляться по-разному в зависимости от того, в какой сфере экономического поведения в конкретном случае его воздействие ощущается. К числу входящих в этот социальный комплекс компонентов относятся правовые и моральные нормы, ценностные ориентиры, требования общественного мнения. Длительность и глубина воздействия упомянутых факторов могут существенно разниться, колеблясь в широком диапазоне от постоянного глубокого влияния до поверхностных кратковременных импульсов.
В сфере производственного поведения перечисленные факторы могут влиять на формы производственных объединений, характер отношений, складывающийся в них, определение границ прав и обязанностей всех субъектов производственного поведения. К примеру, действующие в обществе моральные нормы и ценности накладывают отпечаток на представления об оптимальном соотношении между затраченными трудовыми усилиями и полученным материальным вознаграждением. В сфере распределительного поведения действие социальных факторов может проявляться в оценке участниками экономической деятельности тех или иных видов собственности, в установлении считающейся справедливой границы между общественными и частными интересами в обладании экономическими благами. Наконец, в сфере потребительского поведения, как уже говорилось, влияние социальных факторов сказывается в выборе стиля потребления, объектов потребительского интереса, расстановке потребительских приоритетов. В то же самое время действие социальных факторов может ощущаться и в более существенных, «фундаментальных» вопросах, касающихся потребительского поведения (например, в нормативном предоставлении или лишении самой возможности потреблять те или иные экономические блага).
В соответствии с логикой данного курса мы прежде всего рассмотрели примеры социального воздействия на процессы в экономической области. Необходимо, однако, остановиться и на том воздействии, которое экономика в свою очередь оказывает на общество. Различные направления этого воздействия обозначаются как социальные функции экономики.
В генетической функциираскрывается значение экономических процессов в качестве материальной основы существования общества. Особо сильный акцент на этой функции экономики делала марксистская социология, видевшая в материально-экономической деятельности решающий фактор общественного развития. Понятия ценностно-нормативной и воспитательной функций указывают на ту роль, которую экономика играет в формировании общих целей и ценностей социальных групп и отдельных людей, включенных в экономические процессы. (В сочетании этих функций с воздействием уже сложившихся социальных ценностей и норм на саму экономику (см. выше) мы получаем сложную систему взаимозависимости экономического и социального.) Являясь областью формирования долгосрочных социальных отношений, экономика выполняет интегративную функцию; требуя для решения своих задач стабильности и порядка она выполняет также функцию регулятивную. Обеспечивая удовлетворение жизненных нужд, экономика способствует дальнейшему развитию общества, обновлению и совершенствованию всех его сфер (творческая функция).
Рекомендованная литература:
1. Полторак В.А., Прошин Д.В., Бродецкая Ю.Ю. Социология: Конспект лекций. – Днепропетровск: ДУЕП, 2007. – С. 81-97.
2. Социология труда: Учебник /Под ред. Н. И. Дряхлова и др. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 167—185.
3. Полторак В. А. Социология труда: Справочник. – Днепропетровск: Арт-Пресс, 1997. – 147 с.
4. Соціологія: Посібник для вузів /За ред В.Г. Городяненка. -
К.: Академія, 1999. - С. 229-258.
5. Пилипенко В.С., Вишняк О.І., Куценко О.Д. та ін. Спеціальні та галузеві соціології: Навч. посіб. - К.: Каравела, 2003. - С.16-45, 257-299.
6. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке: Историко-критический
очерк. - М.: Наука, 1987. - С. 122-137. .
7. Полторак В.А. Маркетингові дослідження: Навч. посібник. - К.: Центр навчальної літератури, 2003. - С. 3-36.
8. Лукашевич Н. П. Основы социологии труда: Конспект лекций для менеджеров. – К.: МАУП, 1994. – С. 61—82.
9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – С. 61 – 87, 359—388.
10. Методические рекомендации по изучению темы “Современные концепции и методы мотивации трудовой деятельности” /Сост. В. Н. Продайко. — Днепропетровск: ДХТИ, 1993. — 24 с.