Как отличить хорошего консультанта
Предметники. Как правило, имеют техническое или экономическое образование. Умеют или расписывать функции между подразделениями, описывать процедуры работы и рисовать структуры в виде электрических схем, или проводят аудит и строят модель финансовых потоков организации, после чего пишут предложения по их оптимизации. Их совершенно не интересует, захотят ли работники организации исполнять их рекомендации или нет. Для них главное — найти оптимальное (или единственно верное) решение. Они полагают, что когда оно будет найдено, его верность легко может быть доказана тем, кто не хочет менять ситуацию. Психотренингисты, лайф-спрингисты, НЛП-сты, ОДИ-сты и т.д. Им нет числа и имени, поскольку каждый день возникает несколько новых «Уникальных технологий», которые производятся от скрещивания друг с другом НЛП и Агни-иоги и тому подобных, на первый взгляд, несовместимых противоположностей. Они берут людей и что-то изменяют в их сознании, в их способе строить внутренний диалог с самими собой, в их самовосприятии, а затем преподносят получившийся результат как эффект кон-
сультативного вмешательства в межчеловечес кие отношения. Интересно (и забавно), что pi зультаты их вмешательства всегда соверше! но разные, более того, они не могут их пре; сказать. Но это не очень их заботит. Критерие наличия технологии консультирования для hi является то, что «после что-то происходит», последнее время сторонники такого типа koi сультирования уже не осмеливаются предл; гать себя руководителям фирм. Они предпоч! тают набирать случайных людей на семинар в городах, собирают с каждого из них по 2Е 50 долларов и уезжают, довольные собой своей «технологией».
Безобидные игрушечные консультанты. Он вывозят работников фирмы на два дня, разб1 вают состав на группы, сажают каждую групп например, перед компьютером, и люди игран в экономическую стратегию, соревнуясь друг другом в результативности «управления» комп ютерной моделью несуществующей практик Такого рода консультанты совершенно безоби, ны. Это скорее последователи массовиков-з; тейников. Они всячески избегают серьезнс проблематики, тяготеют к «игрушечности». Ко да их спрашивают о способах разрешения koi фликтов, они советуют относиться к ситуации юмором, сосредотачиваться на позитивных ст
Сваровский Ф., Фалькевич Ю. Как не заказать ненужный консалтинг// Ведомости. 2001. 2 апрел
сколько выделено денег, могут быстро составить программу из своих услуг, чтобы освоить консалтинговый бюджет клиента до копейки»54.
Вступая во взаимоотношения с консультативной фирмой, клиент должен точно определить, за что он собирается платить: за 400-страничный труд с анализом деятельности организации и рекомендациями по ее совершенствованию или за реорганизацию структуры управления; за работы, проведенные по внедрению проекта, или за хорошо работающую систему управления персоналом.
Чтобы клиенту не обмануться, выбрать надежного консультанта и получить желаемый результат специалисты рекомендуют ряд простых правил. Например, проверить его «родословную» (стаж работы на рынке), отзывы бывших клиентов (и тех, которых фирма назовет сама, и тех, кого назвать не захочет). Позвонив им, можно составить картину поведения консалтинговой компании на рынке. Причем стоит одинаково критично относиться и к именитым фирмам, и к новичкам в консалтинге.
По мнению А. Посадского, можно определить несколько параметров, в соответствии с которыми клиенты отличают хорошего консультанта от плохого (см. табл. 7).
Глава фирмы «Павлуцкий & Партнеры — Консультанты по организационному развитию и управлению» А.В.Павлуцкий дает следующие рекомендации по выбору для своей фирмы компетентного консультанта:
Правило 1.Попросите консультанта рассказать о его модели организации, с которой он работает, и на основе которой строит процессы или дает советы.
онирования в нем до того состояния, на которое они претендовали. К такого рода консультантам относятся некоторые консультанты по управлению (называть себя так может кто угодно), изменяющие систему управления организацией через управление мотивами работников и топ-менеджеров. Поскольку именно консультанты этой категории отвечают за результат своего вмеша- тельства, они являются теми немногочисленными самородками на рынке, которых руководители фирм должны искать для решения своих проблем. Но как отличить их от болтунов и охотников за чужими деньгами? Ведь слова, которые консультанты говорят о себе, они «списывают» друг у друга. Отличить консультантов первых четырех типов от пятого очень просто. Критерий — норма от- |
>онах отношений между конфликтующими и смалчивать конфликт вместо того, чтобы отрывать его и работать с ним. К этой же катего->ии относятся те, кто делает «деловые» и «ро-ювые» игры. После «вмешательства» таких кон-:ультантов в жизнь организации ничего не |роисходит.
Социологи, маркетологи, PR-консультанты... 1азывать себя они могут по-разному. В отличие it предметников, консультанты этого типа со-редоточены на внешней маркетинговой среде. 1о поводу этой среды они могут сказать только татистические сведения. В стране, где хоро--же отношения с таможенниками, бандитами, ожарниками, милицией и налоговиками опре-,еляют успех бизнеса значительно в большей тепени, чем статистические исследования рын-а или анализ (размещение) публикаций в сред-твах массовой информации, заказ подобного ода консультирования кажется смешным пово-,ом потратить деньги.
онсультанты, знающие результат своего воздей-твия и обеспечивающие этот результат с поморю технологически выверенной последователь-ости операций. К такого рода консультантам от-осятся некоторые консультанты-предметники, оторые могут по полгода работать с одним редприятием, пока не отладят систему функци-
Сваровский Ф., Фалькевич Ю. Как не заказать ненужный консалтинг // Ведомости. 2001. 2 апреля.
Таблица 7 Сравнительный анализ качеств консультантов55
ветственности за результат. Если вы руководитель фирмы и ведете переговоры с консультантом, поставьте ему, например, такие условия: «Вот мои проблемы. Целый список. Какие из них я смогу решить в результате вашего вмешательства? Если мы говорим о цене ваших услуг, давайте назовем цену каждой решаемой проблемы».
Дело не в том, чтобы заключить договор именно на этих условиях. Посмотрите, как себя поведет этот консультант. Если, внимательно просмотрев список, он начнет уточнять существо проблем, отсеивая «не свои», и вам понравится, как он это делает, если он начнет выводить ваши проблемы из одной общей, называя ее системной, если он обрисует существо и причину конфликтного противостояния в вашей фирме так, что это будет похоже на правду, если он не побоится заключить договор на перечисленных вами условиях (цена каждой решенной проблемы), вы можете быть уверены, что это консультант пятого типа.
Необходимо отметить, что под видом консалтинга первых четырех типов нередко перераспределяются деньги. То есть кто-то из фирмы, заказывающей «консультантов», получит неко-
торую сумму в свой карман в качестве благодарности за сделанный заказ. Эта, довольно распространенная практика, существующая на все> уровнях государственной власти и бизнеса, е значительной степени дискредитировала про фессию консультанта. Не брезгуют такими «пе рераспределительными» операциями и консуль тативные фирмы «большой шестерки», особен но в постсоветских странах, где они не боят« испортить свою репутацию. Это, кстати, объяс няет причину, по которой огромные суммы вы возятся западными консультативными фирма ми из России и других стран СНГ. В этих условиях, когда консалтинг дискредитиро ван как деятельность, а потребность в нем суще ствует огромная, консультанты, живущие по кри териям профессионализма, а не по критерии: «консалтинг — это повод поделить деньги», ветре чаются редко. Поэтому, прежде, чем делать заказ взвесьте все «за» и «против» и используйте кри терий, приведенный в этой статье. Сокращено по источнику: Гольдфайн М. Как от личить консультантов, которые могут помочь, о консультантов, которые помочь не могут? /, http://www.bkg.ru/articles/stories.phtml?story=02,
03/12/4300450
Посадский А. Каким консультантам можно доверять на российском рынке? // http://www.cap.ru, cap/DAILY/zeim_seminar/Consulting/k_6.htm
5Б1
Если вы мыслите категориями «функция-структура», то вам нужен экспертный консультант, который поможет вашей организации поставить управленческий учет, разработать бизнес-план, подготовить организационно-штатное расписание, оценить персонал, разработать учредительные документы и т.п.
Когда вам не безразлично, насколько эффективно и комфортно люди проводят треть своей жизни, вы можете пригласить специалистов-тренеров, которые проведут тренинги на эффективные коммуникации, командообра-зование, умение продавать, проводить публичные презентации и т.п.
Если перед вами стоят задачи реорганизации или создания совершенно новых процессов (проектов), вам необходимо обратиться к проектным консультантам. Они профессионально разработают для вас план реструктуризации или реорганизации предприятия, помогут создать холдинг или наоборот раздробить предприятие на бизнес-единицы или центры финансового учета, разработают региональную или муниципальную программу развития чего-либо в регионе.
Малоизвестными, апотому и не всегда понятными, являются консультанты по организационному развитию. Это люди, которые, аккумулируя и используя знания различных наук (менеджмент, социология, экономика, психология, педагогика, философия и т.д.), а также отечественный и зарубежный управленческий опыт, организуют и поддерживают эффективное взаимодействие людей в организации по усовершенствованию ее бизнес-процессов и решению любых проблем, стоящих перед организацией.
Если вы понимаете, что процессы в организации протекают горизонтально, а функции формализуются вертикально; если вы осознаете, что за процессы в вашей организации отвечает только один человек и это — вы, возможно, вам необходимо найти себе помощника среди консультантов по организационному развитию.
Правило 2.Попросите консультанта рассказать, что является предметом изучения и объектом воздействия в организации.
По большому счету всех консультантов можно разделить на два вида по их подходу к работе: экспертные и процессные консультанты. Нужно понимать, что когда вы работаете с экспертным консультантом, контроль за результатом находится в руках этого консультанта, потому что продукт создается или уже создан не вами и не в вашей организации. Когда вы работаете с процессным консультантом, вы контролируете результат, потому что процесс его получения проходит у вас на глазах и вы являетесь его участником.
Правило 3.Определите свою личную позицию к ответственности и контролю за результатом. И тогда сотрудничество с консультантом будет плодотворным и долгосрочным56.
По мнению директора департамента автоматизации группы «Сибирский алюминий» А. Кемеля существует несколько признаков, обычно позволяющих определить неопытного или недобросовестного консультанта: отсутствие плана предлагаемых работ, плана действий консультантов, четкой методологии проведения работ, неопределенность в выполнении работ по времени, в количестве затрат. Опытный, серьезный специалист всегда говорит, что он сделает, как, за какое время и сколько каждый из этих этапов может стоить57.
Веб-страница: http://www.economics.ru/avt-upr/konsalt/pavluts.htm См. информацию на веб-сайте: http://www.emsi.ru/420-015.html
Несомненно, консультант должен быть симпатичен заказчику, вызывать доверие и уметь объясниться на понятном для заказчика языке (с минимальным привлечением специальной терминологии). Но внешнего обаяния недостаточно. Нужны квалификация и опыт работы, верифицировать которые крайне непросто. Традиционный (для России он стал традиционным каких-нибудь 5—8 лет назад) и до сих пор считающийся надежным метод рекомендаций (запрашивается характеристика от бывших заказчиков), не всегда эффективен при выборе консультанта. По заключению ВЛ.Гончарука58, имеющего большой опыт работы в этой сфере, причины тому в следующем:
Разнородность задач, решаемых консультантом для различных предприятий. Достижение одинаковой цели, например, увеличения сбыта, на разных предприятиях может осуществляться чуть ли не противоположным способом.
Конфиденциальность. Часто консультант не имеет права назвать предприятие, для которого выполнялся проект, и почти никогда — суть проекта. Равно как и бывшие заказчики не готовы комментировать, какого рода работа и каким образом была выполнена.
Анонимность. Если речь идет об агентстве, то и получение рекомендаций не всегда позволяет определить, какие конкретно специалисты участвовали в проекте.
Формализм. Не имеет смысла определять квалификацию консультанта по формальным признакам. Сертификат «международного образца» от солид-
тинга. За полгода работы консультанта на предприятии была внедрена матричная структура маркетинга (при наличии единого рынка), организована поточная практика студентов вузов. Объем отчетности увеличился на порядок, объем сбыта уменьшился.
Предприятие оптовой торговли пригласило консультантов для оптимизации организационной структуры. «Консультанты» определили платежеспособность заказчика в размере 5.000S в месяц, и три месяца занимались психологическим тестированием персонала, пока заказчик не решил, что неверно определил цель задания, — и прервал контракт.
Источник: Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. М., 1998.
Гончарук В.А. Выбор консультанта // http://www.aup.ru/books/m27/4_4.htm
ной иностранной консалтинговой компании сегодня может получить любой желающий, заплатив 300 долл. и прослушав девятидневный курс. Членство в ФЕАКО — европейской ассоциации консультантов, возможное через членство в отечественной ассоциации, — стоит примерно столько же, хотя и сопряжено с дополнительными формальностями.
А что в итоге? Лучше всего руководителю полагаться на свой здравый смысл и интуицию. Руководитель предприятия — это, как правило, «дженералист», т.е. эксперт по широкому кругу вопросов, в некоторых из них — непревзойденный. Так пусть он при случае проверит кандидата, например, на предварительных переговорах поинтересуется точкой зрения консультанта на конкретную проблему — ответ послужит косвенной оценкой уровня его квалификации. А вот участие в реальном исследовании, пусть и пробном, является прямой оценкой качеств консультанта. В.А. Гончарук рекомендует такой метод: консультант, отобранный с помощью интервью, приглашается для выполнения разовой работы, например, для экспресс-диагностики. В случае успеха его принимают в штат. При неудачном выборе консультанта для «экспериментального» задания, негативных последствий для предприятия, практически, не ощущается: консультант еще не произвел вмешательства. Стоимость такого эксперимента невысока.
Практически выбор консультанта для заказчика ограничен 5-6 кандидатурами, среди которых лишь 2—3 вызываются на собеседование. О потенциальном рынке кандидатур судят, как правило, по публикациям в специальных журналах.
Привлечение консультанта встречает сопротивление не столько со стороны рядового персонала (который с ним практически не сталкивается), руководителя предприятия (он заинтересован в реальном решении проблемы) и среднего управленческого звена (им только в помощь знания приглашенного специалиста), сколько со стороны заместителей директора — руководителей крупных направлений, сфер деятельности, проблемных областей. В консультанте они могут видеть не помощника, а конкурента. (До того их квалификация не вызывала сомнений, а теперь будет с чем сравнить)59.