Сущность и циркуляции элиты в концепции В. Парето
Технологический детерминизм - это теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях и исследованиях на сведение понимания общественного развития к прогрессу техники, определяющим образом воздействующему на бытие, мышление и язык своих носителей. Возник в 1920-х в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства.
диалектико- материалистическая концепция- философское направление, созданное в XIX веке К. Марксом на основе материалистически интерпретированной идеалистической диалектики Г. В. Ф. Гегеля и философского материализма Л. А. Фейербаха. Философская основа марксизма.
общественно-экономическая формация- в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений. В основе каждой формации лежит определённый способ производства.
Доклады и сообщения:
1.Особенности и значение классической социологии.
В истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.
Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим:
1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов.
2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук.
3) Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.
4) Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».
Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога Эмиля Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895 г.). Дюркгейм определил социологию как науку о социальных фактах. В данной работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешние для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология, прежде всего, должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида. Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат - коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия, и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
2.Вклад М. Вебера в развитие гуманитарных наук.
Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Георгом Зиммелем (1858-1918) и Максом Вебером (1864 - 1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.
Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологических принципов, на которые, по их мнению, опирается социологическое знание:
1) Требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражение самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью.
2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».
Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:
3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным законам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.
4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность. Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает так:
5) Изменение ценностных предпочтений социолога определяется «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует.
Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.
Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни
3. Проблема объективности и неизбежности взаимосвязи гуманитарных научных исследований на примере классических социологический теорий.
Возникнув в ХХ веке как самостоятельная наука, и заняв особое место в структуре научного знания, социология не только не утрачивает связей с другими отраслями науки, но и постоянно расширяет их. В результате возникают новые дисциплины, научные направления, школы, которые зачастую нельзя отнести к какой-либо отдельной сфере научного знания. Основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 т. лет, пока не стала самостоятельной наукой. Именно из философии социология черпает свои парадигмы, концепции, подходы, отдельные идеи, методы и терминологию (является методологией).
Наиболее тесные связи социология имеет с социальной философией (является разделом философии).
Место социологии в системе общественных наук определяется, прежде всего, путем сопоставления объекта и предмета социологии с объектом и предметом социальной философии. Социальная философия анализирует проблемы смысла существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития, при этом ориентирована на установление закономерностей развития человеческого общества вообще, тогда как социология на основании знания этих закономерностей осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества. У соц. философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. О предмете исследования социологии речь шла выше. Предметной же сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы. Еще в большей мере различие между философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности (на основе методов эмпирической (опытной науки).
Самостоятельность развития социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и др. дисциплин, изучающих общество и человека. В ряду общих проблем, исследуемых философией и социологией, находятся проблемы социального прогресса и его критериев, соотношение стихийности и сознательности в общественном развитии. Эти проблемы, в частности, рассматривались западными исследователями П.Сорокиным, А.Тойнби, представителями Франкфрутской школы (М.Хоркхаймер, Э.Фромм, Г.Маркузе, Т.Адорно, Ю.Хабермас и др.).
По некоторым срезам своей предметной области социология пересекается с экономическими науками, в функциональной структуре социологии выделяется экономическая социология. При этом социология рассматривает не экономику, не товарное производство, процессы потребления и обмена, а экономическую сферу жизнедеятельности общества. В своих исследованиях социологи опираются на данные экономических наук, используют методы и учитывают тенденции развития последних. Социологи в свою очередь, влияют на развитие экономических наук и экономики в целом. В социологии существуют области знаний, занимающиеся исследованиями труда (социология труда), экономики (экономическая социология) и т.д. Т.е. без социологических данных очень трудно прогнозировать экономику, составлять стратегию экономического развития государства.
Также существуют точки соприкосновения объекта и предметной области социологии с правоведением, этикой, эстетикой, экологией, медициной. Сложились прочные взаимосвязи социологии с естественными и точными науками, прежде всего, математикой и статистикой. Математические методы в социологии обеспечивают объективность и достоверность получаемой эмпирической информации.
В конце Х1Х – начале ХХ вв. на границе социологии и психологии возникла социальная психология, которая тоже изучает закономерности поведения и деятельности людей. Первоначально она носила название «психология толпы» или «психология масс», и изучала закономерности социального поведения и деятельности больших социальных групп, Со временем ее предмет расширился и включил психологию малых социальных групп. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я», сфера социологии – это проблемы межличностного взаимодействия – «Мы». Большую роль соц. психология играет при исследовании конфликтных ситуаций в коллективе. Для наблюдения и объяснения групп фактов социология также использует психологический подход. Социология тесно связана с политологией. Если социология большое внимание уделяет вопросам соц. поведения групп и общностей, то вполне закономерно, что ее предмет исследования связан с характером власти, степенью развитости политической сферы жизни, особенностями политико-правового режима того или иного общества. Человеческая история свидетельствует, что общество и его субъекты (как группы так и отдельные индивиды) всегда вовлечены в осуществление властных функций. Все эти субъекты в той или иной степени используют политико-правовые институты для реализации своих интересов. Таким образом, система социальных отношений не просто взаимосвязана с областью политики, но и пронизывает ее, что в свою очередь обусловливает взаимодействие социологии и политологии.
Выделилась специальная область знания – социология политики.
В тоже время социология, занималась исследованиями политики, политических процессов, обязательно сталкивается с потребностью прояснения сущности субъектов политики, в качестве которых выступают государство, организация, личность и др. Именно это обусловливает необходимость взаимодействия социологии и политологии при исследовании общих проблем и выработке практических рекомендаций, призванных оптимизировать функционирование политических институтов.
Политология и психология близки к социологии по возрасту и историческому развитию.
Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, которая анализирует исторический опыт, выявляет соц. закономерности исторического развития, дает возможность сравнивать, сопоставлять соц. системы прошлого и настоящего, что методологически важно для соц. прогнозирования будущего. Различия: история изучает прошлый опыт человечества, социология его современное устройство.
Социологи интересуются результатами исследований антропологов (изучение происхождения и развития человеческого рода), этнографов (изучение общих закономерностей развития человеческой культуры), этнологов, этнографов и т.д.
Менее тесные, но не менее значимые для своего развития связи социологии с физиологией, географией и т.д.
Как показывает история наук, именно в точках их пересечения и соприкосновения возникают наиболее интересные теории. Понятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Из философии в социологию пришли такие понятия, как «человек», «общество», «прогресс» и др. Из психологии — «ценностные ориентации», «интерес», «мотив», из права — «статус», «институт». Сегодня интенсивно развиваются междисциплинарные связи гуманитарных наук.
Вывод
Если все вышеназванные науки изучают лишь отдельные аспекты, отдельные сферы общественных отношений, то социология делает упор на то, что общество – единая система, развивающаяся по своим законам. Главный объект социологического исследования является – человек. Социология изучает общество в целом, чтобы понять отдельного человека, его заботы, проблемы, создать условия для улучшения условий жизни людей и повышения эффективности их деятельности.
Специфика социологии состоит в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских (индукция, дедукция) и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук (эксперимент, наблюдение). Социология изучает и общие законы бытия (онтологию) и общие принципы познания (гносеология, логика, методология).
Сущность и циркуляции элиты в концепции В. Парето.
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях, поэтому социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют ЭЛИТУ (правящий класс, господствующий класс, высший слой, аристократию). В каждой сфере деятельности существует своя элита.
Парето различает 2 вида элиты: правящую, т.е. принимающую участие в осуществлении политической власти и неправящую. Социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита ("высший слой"), а остальную часть - основная масса населения ("низший слой"). Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.
С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как результат естественного отбора. В этом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности. В целом, у Парето доминирует такое представление о формировании элиты, но встречаются утверждения, что люди могут носить "ярлык" элиты, не обладая соответствующими качествами.
Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания, умение использовать для своих целей слабые места других людей, способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции, способность применять силу, когда это необходимо.
Если элита неспособна применить одно из последних качеств (убеждение или силу), она сходит социология сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: "История - это кладбище аристократий".
Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последней пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит.
Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что замедляется циркуляция элиты. Сущность революции состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты.
В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена - закон существования человеческого общества. Но изменяются не только составы элит; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит.
Первый тип элиты, в котором преобладает "инстинкт комбинаций", управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Правящая элита больше заботится о настоящем и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, нации. Такой тип элиты Парето называет лисами.
С течением времени "инстинкт комбинации" в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается "инстинкт настойчивости в сохранении агрегатов". Когда это расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты, для которого характерны агрессивность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам. Этот тип элиты Парето называет львами.
В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории "спекулянтов" (лисам) и "рантье" (львам), каждая из которых выполняет в обществе полезную функцию. "Спекулянты" часто служат причиной изменений и экономического и социального прогресса, "рантье" составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором исключительно преобладают "рантье", остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют "спекулянты", лишено стабильности и находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть разрушено изнутри или извне.