Ценности как стержень культуры
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 98-99 и отвечают на вопросы.
- Что такое ценности?
- Какие ценности выделяет наука?
Организуется дискуссия: «Свобода - это есть осознанная необходимость».
подчеркнуть, что абсолютной свободы нет. Свобода имеет смысл только для людей, которые умеют делать выбор между «хочу» и «можно» и отвечать за него.
III. Закрепление изученного материала
- Перечислите виды культуры и приведите соответствующие примеры.
- Чем отличается материальная культура от духовной?
- Что общего между материальной и духовной культурой?
- Какие противоречия можно выделить в развитии культуры?
- Какие ценности являются стержнем культуры?
- В чем заключается гуманистическая направленность культуры?
- Что является этической основой культуры?
Для закрепления материала проводится терминологический диктант.
Культура, материальная культура, духовная культура, ценности, фундаментальные ценности, мораль, этика, нравственность.
Домашнее задание:параграф 12
Урок ___. Нравственные чувства и моральное поведение
Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать навыки работы с обучающими текстами, умение аргументировать свой выбор; воспитывать нравственные качества учащихся.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Работа с понятиями.
Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.
Тест по теме: Этическая основа культуры
III. Изучение нового материала
План
1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние.
2. Моральные нормы и их функции в обществе.
3. Особенности морального познания.
1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника с. 103-104
Моральные нормы и их функции в обществе
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника с. 105-106. Затем предлагается выполнить задания 2 и 3, с.
- выделить главную функцию морали: регулятор общественных отношений, условие успешной социализации личности.
Особенности морального познания
Работа с текстом учебника с. 107-109 и отвечают на вопросы:
- Что такое неэкспериментируемость и почему это одна из главных характеристик морального познания?
- Что такое парадокс моральной оценки? Приведите примеры.
- Что такое парадокс морального поведения? Приведите примеры.
обсудить проблему: права ли народная мудрость «Умный учится на чужих ошибках, только дурак учится на своих»?
IV. Закрепление изученного материала
Вопросы морали с древнейших времен были предметом размышлений множества философов, ученых деятелей искусства, писателей и просто людей с неспокойной совестью.
Ралф Уолдо Эмерсон (1803-1882) - американский философ и поэт, крупнейший американский романтик. Высшей святыней он провозглашал неповторимость духовного мира человека. Эмерсон утверждал: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной... Нравственность - это направление воли на цели всеобщие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели».
- Сформулируйте проблему, выраженную в афористической форме.
- Подробно разъясните мысль автора.
- Приведите примеры из литературы, истории, повседневной жизни для аргументации своего ответа.
-
Домашнее задание
1. § 13, задания 4, 5, 6
Урок ___. Нравственные категории и добродетели
Цели: ознакомить с основными понятиями; закрепить умение работать с первоисточниками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
План
1. Структура нравственных категорий.
2. Добро и зло.
3. Добродетель и порок.
4. Стыд.
5. Свобода.
6. Милосердие.