Выскажите свою аргументированную позицию
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации к написанию эссе
Творческая контрольная работа является обязательным и представляет собой текущую форму контроляуспеваемости студентов и освоения ими материала. В творческой контрольной работе должны быть четко и грамотно сформулированы свои мысли, структурирована информация, использованы основные категории анализа и критики, должны быть выделены причинно следственные связи, иллюстрированы понятия соответствующими примерами, аргументированы выводы. Одна из главных целей – овладение научным стилем речи.
Контрольная работа должна быть основана на учебной и научной литературе. Рекомендуется привлекать материалы социологических специализированных журналов, статистический материал, результаты социологических исследований. В работе должен быть научный аппарат, оформленный в виде сносок внизу страницы или в квадратных скобках с указанием номера в списке литературы и страницы текста из научной или учебной литературы [1: 167]. Правила оформления списка литературы См. Приложение 1.
Контрольная работа пишется по предложенным темам по предварительному согласованию с преподавателем и не должна повторяться в рамках студенческой группы.
Оформление текста: Объем до 20 000 знаков, формат doc, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1.5; выравнивание по ширине; поля 25 мм со всех сторон; ориентация страницы: книжная, абзац 1,25.
К контрольной работе прилагается отчет об оригинальности выполненного задания через сайт www.antiplagiat.ru
Критерии оценкипо следующим критериям: уровень собранной библиографии, подача материала, аргументация оценок и выводов, критический подход к материалу, владение культурой цитирования, проведение социологического исследования. Максимальная оценка – 20 баллов.
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ЭССЕ
1. Новый образовательный стандарт среднего образования предусматривает изучение в 4-х классах предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Как Вы относитесь к введению подобного предмета в общее образование? Аргументируйте свой ответ.
2. 27 марта 2008 г. Д.Медведев на заседании президиума Госсовета, проходившем в Тобольске, заявил: «Малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России до 60-70%».
Сколько процентов составляет в современной России средний класс по мировым стандартам? Возможна ли реализация проекта Д.Медведева? Какие меры необходимо для этого предпринять?
3. По мнению 45% опрошенных Фондом общественного мнения, Россия относится к числу бедных стран, а 42% полагают, что наше государство можно причислить к богатым. Как Вы считаете Россия –богатая или бедная страна?
Выскажите свою аргументированную позицию.
4.2012 год был объявлен годом в Республике Коми годом молодежи.
Какие успехи был достигнуты? Какие мероприятия проводились в вашем городе, селе, республике. Может быть, Вы, как представитель молодежи, были участником каких-либо мероприятий?
5.2011 год в Республике Коми объявлен годом ребенка.
Какие мероприятия проводились по улучшению положения детей, социальной защите и поддержке детей?
6. В 1992 году уровень смертности в России превысил уровень рождаемости. Демографическая ситуация в стране такова, что наши людские потери сравнимы с потерями в ходе интенсивных боевых действий. Ежегодно мы теряем 0,5 млн человек.
Какие меры предпринимаются российским правительством для решения демографической проблемы? Какие дисфункции проявились в ходе реализации демографической политики.
7. В 2010 г. фонд «Общественное мнение» опросил 2000 россиян 44 городов России о счастье. Оказалось, что средняя зарплата в России составляет всего 9,7 тыс. рублей. Это почти вдвое меньше той цифры, которую тиражирует Росстат, - около 17 тысяч рублей. При этом подавляющее большинство россиян считают свое материальное положение неудовлетворительным и мечтают получать более 60 тыс. рублей в месяц. Проведите свой мини-опрос среди родственников и друзей на тему «Сколько нужно для счастья», произошли ли изменения по сравнению с 2010 годом?
8. В 2012 г. мониторинговое агентство NewsEffector совместно с Фондом региональных исследований «Регионы России» провело исследование «Индекс счастья российских городов». Самыми счастливыми оказались жители Грозного. Чем Вы можете объяснить данное явление? Приведите собственные аргументы.
9. В 2012 г. мониторинговое агентство NewsEffector совместно с Фондом региональных исследований «Регионы России» провело исследование «Индекс счастья российских городов». На каком месте оказались жители г. Сыктывкара. Какими факторами Вы можете объяснить именно это место в рейтинге счастья. Аргументируйте свой ответ. Вы можете провести свой мини-опрос. На сколько он отличается от мнению опрошенных мониторингового агентства.
10.В 2005 году в России начал действовать национальный проект «Здоровье», призванный повысить качество медицинского обслуживания. По происшествии 7 лет реализации программы можно подвести некоторые итоги. Каковы они на Ваш взгляд? Довольны ли реформами врачи, пациенты, правительство?
11.Известный врач, директор московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль на Форуме медицинских работников 12-13 апреля 2011 г. подверг публичной критике работу Минздравсоцразвития РФ. Он осудил организацию здравоохранения в стране, сокращение клиник, систему оплаты труда врачей, отсутствие общественного контроля за расходованием средств и коррупцию в отрасли.
С какими доводами известного детского хирурга вы согласны, с какими не согласны? Аргументируйте свой ответ.
12.В современной России появляются альтернативные формы брака, например, пробный брак.Укажите сильные и слабые стороны пробного брака? Сторонником какой формы брака являетесь Вы?
13.В современной России появляются альтернативные формы брака, например, гостевой брак.Укажите сильные и слабые стороны гостевого брака? Сторонником какой формы брака являетесь Вы?
14.В современном мире появляются альтернативные формы брака, например, однополый брак.Укажите сильные и слабые стороны однополого брака? Сторонником какой формы брака являетесь Вы?
15.В современном мире появляются альтернативные формы брака, например, брак по расчету.Укажите сильные и слабые стороны брака по расчету? Сторонником какой формы брака являетесь Вы?
16.В газетах пишут о том, что в современной Чечне существует рабство. Приводятся реальные судьбы и условия содержания рабов. Как вы думаете в чем сходство и в чем различие античного и современного рабства. Аргументируйте свой ответ
17. Расспросите своих родителей и старших родственников о том, как происходила у них социальная мобильность, какую траекторию она описывала и в какие годы (взлеты и падения), какими каналами пользовались для продвижения наверх.
18. Как Вы думаете, нынешний гегемон мира – США – навязывает свою волю другим странам благодаря своей финансовой независимости или политической мощи? А может быть у них есть иные каналы влияния?
19. Вспомните империю Александра Македонского. Попадает ли она под классификацию Э.Шилза?
20.Прокомментируйте следующее суждение: «Наше общество, называемое российским, не есть совокупность всех ныне живущих людей. К ним надо добавить всех, кто жил раньше на данной территории и тех, кто, видимо будет жить здесь через 100 лет и через 1000 лет».Согласны ли Вы с ним. Аргументируйте свой ответ.
21. Докажите или опровергните следующее суждение:Мотивы вступления в брак во многом определяют характер будущего супружества.
22. Докажите или опровергните следующее суждение: Часто молодожены переносят на собственную семью стереотипы, модели поведения своих родителей
23. Докажите или опровергните следующее суждение:В отношении с супругом жена чаще прислушивается советов, родителей, чем мужа.
24. Докажите или опровергните следующее суждение:Большинство невест и женихов из сельской местности вступают в брак с партнерами из села.
25. Докажите или опровергните следующее суждение:Женщины-горожанки выходят замуж за выходцев из села, нежели мужчины-горожане женятся на невестах из села.
26.Выполнение обязанностей мужем и женой может принимать следующие формы:
А) Муж выполняет только свои обязанности, а жена – свои обязанности;
Б) Муж не выполняет только свои обязанности, а жена – свои выполняет;
В) Муж выполняет свои обязанности, а жена – нет;
Г) Муж выполняет женские обязанности, а жена мужские.
Что произойдет в каждой из ситуаций – скандал, развод, конфликт, гармония. Дайте аргументированный анализ.
27.Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе
28. Опишите образ жизни, доход, жилищные условия, покупательские возможности среднего и базового общества в России. К какому слою Вы можете отнести свою семью исходя из предложенных критериев?
29. Опишите основные этапы добрачного поведения. Попробуйте составить сценарий своего первого знакомства.
30. Укажите отличия между странами ядра, полупереферии и переферии. К какому типу стран можно отнести СССР, современную Россию. Аргументируйте свой ответ.
31. Рассмотрите таблицу «Мотивы вступления в брак». Выявите три основных мотива отдельно для мужчин и женщин. Охарактеризуйте их, дайте определение (например, эмоциональные, прагматичные, рациональные, романтические и др.)
Мотивы брак | Женщины (%) | Мужчины (%) |
Любовь | 0,427 | 0,396 |
Симпатия | 0,13 | 0,09 |
Чувство одиночества | 0,03 | 0,006 |
Ожидалось рождение ребенка | 0,044 | 0,048 |
Привязанность | 0,03 | 0,078 |
Подошел возраст | 0,025 | 0,03 |
Желание создать семью | 0,147 | 0,205 |
Желание жить независимо от родителей | 0,008 | 0,06 |
Другие мотивы | 0,009 | 0,003 |
Нет сведений | 0,15 | 0,084 |
Всего |
32. Проведите микроопрос знакомых, родственников. Попросите их проранжировать (расположить по значимости) шесть символов успеха: образование, дружеские связи, престиж, гарантия работы, собственный дом, деньги.
Что у них в наибольшей степени способствует успеху в жизни, как его понимают респонденты? Полученные ответы соотнесите с социальной позицией отвечающего. Сделайте аргументированные выводы.
33. Соберите материал, доказывающий или опровергающий следующее положение: на разных исторических этапах Россия могла быть отнесена к разным мирам (второму, третьему и проч.)
34. В чем выражаются плюсы и минусы проводимой в нашей стране модернизации? Что такое западный вариант модернизации? Насколько он применим к нашей стране?
35.Составьте краткое описание института семьи. Использовав научную литературу, охарактеризуйте его историческую эволюцию, функции, который данный институт выполняет в обществе, а также традиции, обычаи, статусы и роли.
36. Согласны ли Вы со следующим суждением:Представители рабочего класса имеют меньший вес при рождении, более высокий уровень смертности, медленнее созревают, менее здоровы, чем представители высшего класса.
37. Справедливо ли, что одна часть общества (рабочий класс) занята только физически тяжелым, изнурительным и часто монотонным трудом, и при этом создает главное богатство общества, а другая часть (богатый класс) избавлена от всяких тягот, хотя тоже создает богатство общества, но имеет более высокий, чем первая доход. Дайте аргументированный ответ.
38. На материалах зарубежной статистики прослеживается любопытная закономерность: когда работники, чаще всего прибегая к забастовке, добиваются повышения минимальной зарплаты, как руководство компании тут же сокращает часть служащих, а других вынуждает трудиться более интенсивно.
В этих условиях выгодно или невыгодно профсоюзам требовать от администрации повышения зарплаты служащим?
А применима ли подобная практика на российских предприятиях?
39. У общественных насекомых, вставших на путь так называемой избыточной милитаризации (например, у термитов), образуются военные касты. Их «вояки» не только сами не желают добиваться пропитания, но и разучились есть без посторонней помощи. Их кормят сестры-рабочие. У некоторых видов оформилась узкая специализация воинов: насекомые-танки и противотанковые средства, артиллерия и фортификационные сооружения, химические мины и др. Точно так же и у людей: когда общество втягивается в затяжной вооруженный конфликт, выделяется группа воинов, которая, с одной стороны, существует как бы для защиты общества, а с другой – сама для себя.
Приведите примеры из истории и современности подобного явления в человеческом обществе.
40. Изучите статистическую информацию, характеризующую состояние института брака в современном российском обществе и ответьте на вопросы:
Состоят в браке по данным микропереписи населения 1994 (из расчета на 1000 человек соответствующего пола и возраста)
Возраст | Мужчины | Женщины |
20-24 | ||
25-29 | ||
30-34 | ||
35-39 | ||
40-49 | ||
50-59 |
Состоят в разводе по данным микропереписи населения 1994 (из расчета на 1000 человек соответствующего пола и возраста)
Возраст | Мужчины | Женщины |
20-24 | ||
25-29 | ||
30-34 | ||
35-39 | ||
40-49 | ||
50-59 |
Почему в молодом возрасте замужних женщин больше, чем женатых мужчин, а в пожилом все обстоит наоборот?
Почему во всех возрастных категориях разведенных мужчин больше, чем холостых мужчин?
Опираясь на приведенные данные, проследите тенденции в области брачности и разводимости в России.
41. Известно, что конкурсы в вузы, в частности московские, неодинаков: где-то он выше, а где-то ниже. Проанализируйте ситуацию и ответьте.
Почему (и в какие именно) конкурс в данные вузы выше?
Связано ли это с престижностью вуза, с престижностью получаемой профессии, возможностями сделать быструю карьеру, с легкостью обучения, возможностями получить интересную работу или еще какими-то факт.
42. Институт отцовства – одно из новых явлений нашего времени. Появления отцовства без брака на основе суррогатного материнства – это норма или патология? Как Вы относитесь, к примеру, который был дан Ф. Киркоровым? Что это: новая форма семьи или ее полное разложение?
Примеры оформления библиографического списка[1]
I. Однотомные издания
1.1. Книга одного, двух, трех авторов
Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования [Текст]: Учебное пособие / И.Ф.Девятко. - М.: Университет, 2002. – 295 с.
1.2 Книга под заглавием
История методологии социального познания. Конец ХIХ – ХХ вв. [Текст] / Под ред. В.Б.Власовой. М.: Socoinet, 2001. – 247 с.
1.3. Сборник трудов
Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. [Текст]: сб. ст. / Рос. АН, Ин-т всеоб. ист.; под ред. Ю.А.Писарева. М.: Наука, 1994. – 302 [1]с.
II. Многотомные издания
2.1. Документ в целом
Всемирная история экономической мысли: в 6 т. / Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова; редкол.: В.Н. Черковец (гл. ред.) [и др.]. – М.: Мысль, 1987. – 6 т.
2.2. Отдельный том
Всемирная история экономической мысли: в 6 т. Т. 6. Экономическая мысль социалистических и развивающихся стран в послевоенный период / Е.Ф. Авдушкин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 781 с.