Социальный психоанализ З. Фрейда
Биографическая справка
Зигмунд Фрейд, нареченный в честь деда, родился 6 мая 1856 года в деревне Фрайберг, которая тогда входила в состав Австро-Венгерской империи. Деревня находилась от Вены в 240 км. Отец, Якоб Фрейд, еврей по национальности, торговал шерстью. Мать, Амалия Малка Натансон, вела свой род из Одессы. Семья на первенца возлагала особые надежды: во время беременности фрау Фрейд предсказали, что ее сыну суждено стать великим человеком. Поскольку текстильная промышленность, основа благополучия города, пребывала в упадке, Фрейды жили в стесненных обстоятельствах.
Осенью 1859 года семья решила искать счастья в других местах. Фрейды переезжают в Лейпциг, потом в Вену. У матери Зигмунд был первенцем, ее «золотым Сигги», и, признавая его исключительные способности, родители ему одному из многочисленных детей выделили отдельную комнату, чтобы Сигги мог спокойно работать.
Однако, и в столице семье не удалось поправить свое материальное положение. Позже Зигмунд вспоминал, что детство его постоянно было связано с нищетой.
В Вене Зигмунд поступил в частную гимназию и начал демонстрировать большие успехи в учебе. Он хорошо выучил английский, французский, итальянский, испанский языки, увлекался философией. В 17 лет окончил гимназию с отличием и был признанным лучшим в классе.
Окончив гимназию, Зигмунд решил связать свою дальнейшую жизнь с медициной. Он поступает на медицинский факультет Венского университета. Испытывает серьезные трудности из-за своей национальности.
В 1881 году, окончив университет, но открыть частную практику пока что не мог. У него были теоретические познания, но никаких практических. Выбор пал на Венскую городскую больницу. Фрейд начал работать хирургом, но через два месяца решил сосредоточиться на неврологии. Несмотря на успехи в этой области, Фрейду надоедает работа в больнице, он считает ее слишком утомительной и скучной.
В 1883 году Зигмунд переходит в отделение психиатрии. Здесь он почувствовал, что нашел свое истинное призвание. Несмотря на это, он ощущает неудовлетворенность, во многом из-за невозможности зарабатывать достаточно денег для того, чтобы жениться. В 1884 году Фрейду повезло, по стечению обстоятельств, его на довольно длительное время назначают главным врачом отделения.
В 1885 году Фрейд побеждает в конкурсе, который позволяет ему отправиться в Париж на обучение к известному в то время психиатру Жану Шарко. Здесь Зигмунд работает над изучением невропатологии, находит связь между сексуальными проблемами и психологическими расстройствами.
В 1886 году Фрейд возвращается в Вену, открывает здесь частную практику. В том же году женится на Марте Бернейс.
В 1895 году, после многих разочарований в разных методах исследования психики, Фрейд открыл собственный метод – свободной ассоциации. В 1886 году новый метод был назван «психоанализом».
После этого Фрейд сосредоточился на исследовании сновидений. В 1900 году выходит книга Фрейда «Толкование сновидений», которую многие считают лучшим трудом австрийского исследователя.
В 1921 году его выдвигают на Нобелевскую премию.
23 сентября 1939 года друг Фрейда по его просьбе вводит ему тройную дозу морфина. Зигмунд очень страдал от рака полости рта, поэтому принял решение об эвтаназии. Спустя три дня тело кремировали.
Основные труды
«Толкование сновидений» (1900)
«Психопатология обыденной жизни» (1904)
«Три очерка по теории сексуальности» (1905)
«Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905)
«Леонардо да Винчи» (1910)
«Лекции по введению в психоанализ» (1910)
«Тотем и табу» (1913)
«Психология масс и анализ человеческого Я» (1921)
«Я и Оно» (1923)
Ключевые категории
• Социальный физиологический психоанализ
• Анализ сновидений
• Ошибочные и непредназнамеренные действия
• Свободные ассоциации
• Роль бессознательного – инстинкты и либидо
• 3-х уровневая структура личности
• Психофизиологическая социальность
• Ранняя социализация, интериоризация
• Психология толпы
Понимание социальной реальности
Как и другие представители психологической парадигмы, Фрейд под социальностью понимал реальность, создаваемую человеком под воздействием бессознательных, психологических инстинктов, которыми являются страсти, инстинкты, побуждения, то есть все то, что спрятано глубоко в подсознании. Но, прежде всего, Фрейд говорит о роли сексуальных побуждений.
«…влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных,художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать».[28]
Далее Фрейд выдвигает мысль о том, что бессознательные действия способны к сублимации, то есть они могут преобразоваться в социальный продукт. Он говорил, что основанием для человеческого действия, иначе социального поведения, является либидо – сексуальное побуждение.
Таким образом, культура и другие социальные творческие институты были созданы посредством удовлетворения влечений, которые по большей части постоянно воссоздаются благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества.
«Среди этих влечений значительную роль играют сексуальные; при этом они сублимируются, т. е. отклоняются от своих сексуальных целей, и направляются на цели социально более высокие, уже не сексуальные».[29]
При сублимации сексуальное стремление отказывается от цели частного удовольствия и направляется к связанной с ней социальной цели. Запретная сексуальная энергия разряжается в форме деятельности, приемлемой для индивида и для общества. Однако сублимации способны немногие люди.
«Эта конструкция, однако, весьма неустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому, кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит опасность, что его сексуальные влечения не допустят такого их применения».[30]
Понимание объекта
Сравнивая индивидуальную психологию и социальную, Фрейд говорит о том, что их различия не столь велики. Несмотря на то, что первая ставит своей целью рассмотреть отдельного человека и путей, с помощью которых он удовлетворяет свои влечения, нельзя не учитывать роли другого человека. Поэтому Фрейд приходит к такому выводу: «В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией в этом распространенном, но весьма правильном смысле».[31]
Итак, в качестве объекта исследования Фрейда выступает социальная реальность на макроуровне – социальное поведение толпы; и микроуровне – социальное поведение человека.
Главной заслугой ученого является то, что он связывает жизнь не только с сознательным, но и с бессознательным. В этой связи он выдвигает два постулата психоанализа:
«Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни».[32] К слову, Фрейд был первым, кто эмпирически изучил бессознательные влечения и обосновал бессознательную мотивацию поступков.
Второй постулат касается того, что страсти и вожделения человека способны к сублимации.. «Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что ...сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать».[33]
Объясняя роль сознательного, Фрейд отмечал, что большинство сознательных процессов сознательны лишь короткое время, после чего они становятся латентными, но легко могут вновь стать сознательными. Бессознательное, в свою очередь, может быть двух видов: одно, которое при часто повторяющихся условиях легко превращается в сознательное, и другое, при котором это превращение происходит с трудом и может и никогда не произойти. То бессознательное, которое является только латентным и легко становится сознательным, Фрейд называет предсознательным, другое же называет собственно бессознательным.
Опираясь на мнение Кравченко, отметим особую роль бессознательного, которое указывает на реальное влияние бессознательного фактора на социальные действия людей, что выражается в двух принципиальных моментах. Во-первых, говорит Кравченко, люди, принимая весьма важные решения, могут не знать об истинных мотивах. Аналогично, наши симпатии или антипатии, “благородные жесты” или деструктивные действия могут определяться силами, которые нами не осознаются. Во-вторых, бессознательные мотивы социальных действий остаются бессознательными потому, что люди не хотят их осознавать, что в принципе, возможно.
Понимание предмета
Предметом своего исследования Фрейд считал анализ психических элементов, то есть сознательного, бессознательного и предсознательного и их влияния, разделяемого на три параметра:
Влияния через механизм сублимации на социальное поведение человека и больших масс;
Влияния на взаимоотношение человека с обществом и его конфликт с культурой;
Влияние на процесс возникновения и развития культуры, религию, социальность.
Отражение этого мы можем наблюдать в его неоспоримых истинах. Во-первых, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Психическое есть понятием, гораздо более широким, чем сознательное, и поэтому их невозможно отождествлять. Второе гласит о том, что влечения, которые можно назвать сексуальными играют большую роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа.
Таким образом, Фрейд видит движущую силу развития человеческого общества и отношений между личностью и культурой именно в биологических факторах (сексуальных влечениях и агрессивных инстинктах).
Понимание актора, субъекта социального действия. Понимание взаимодействия актора и социальной группы.
Возвращаясь к деятелю социального действия и к мотивам, которые побуждают его к этому, стоит подробней остановиться на структуре личности.
Трактуя сознательные, бессознательные и подсознательные процессы, Фрейд выводит трехступенчатую структуру личности:
• Оно;
• Я;
• Сверх-Я.
«Оно» – это наиболее архаичная часть личности, которая включает в себя инстинкты – то есть все генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. «Оно» изначально иррационально. «Оно» ничего не знает ни об обществе, ни о морали: “Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если хотите, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами”3. Вместе с тем здесь содержатся инстинкты, служащие источником энергии для всей личности.
По Фрейду, все инстинкты сводятся к двум группам:
Первая – сексуальные инстинкты, поддерживающиеся специфической энергией жизни – либидо;
Вторая – деструктивные инстинкты смерти, питающиеся агрессивной энергией танатоса, которые проявляют себя в бессознательном стремлении к разрушению, насилию, агрессии, потребности наказания как других, так и себя. Из постулата о наличии инстинкта смерти следует положение о врожденном влечении к агрессии, жестокости, об относительном постоянстве количества деструктивности в действиях людей. В реальной жизни деструктивные инстинкты проявляются, как правило, в латентной форме из-за того, что в большинстве социальных действий индивидов одновременно задействовано несколько инстинктов.
«Я» – следует принципу реальности, осознает окружающий мир, оно способно учитывать социо-культурные ценности общества, использовать их в своих интересах. Более того, «Я» в процессе развития обретает способность контролировать требования «Оно», определяя возможности реализации потребностей во избежании ущерба для личности в целом.
««Я» — до известной степени продолжение дифференциации поверхности. Оно стремится также применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в «Оно», заменить принципом реальности. Восприятие для «Я» играет ту роль, какую в «Оно» занимает инстинкт. «Я» репрезентирует то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью. «Оно», напротив, содержит страсти».[34]
«Сверх-Я» – развивается в раннем детстве из системы запретов и приказаний. Основой формирования «Сверх-Я» является идентификация, т.е. уподобление собственного «Я» чужому «Я». На «Сверх-Я» ребенка влияют также заместители родителей – воспитатели, учителя, идеальные примеры. Однако как подчеркивает Фрейд, “Сверх-Я ребенка строится собственно не по примеру родителей, а по родительскому Сверх-Я. Ученый отмечает, что постепенно выкристаллизовываются три функции «Сверх-Я»: самонаблюдение, совесть и формирование идеала.
«Но «Сверх — Я» — не просто осадок первых выборов объекта, производимых «Оно»; «Сверх — Я» имеет и значение энергичного образования реакций против них»[35].
«Таким образом, отделение «Сверх — Я» от «Я» не является чем — то случайным: оно отображает самые значительные черты развития индивида и развития вида, и, кроме того, создает устойчивое выражение влияния родителей, т. е. увековечивает те моменты, которым оно само обязано своим происхождением».[36]
От изучения личности индивида Фрейд переходит к исследованию особенностей поведения индивидов в массе, а также собственно массы. В этом направлении работы он опирается на достижения Лебона, который показал, что при включении в массу отдельно взятый индивид приобретает коллективную душу, в силу чего он чувствует, думает и поступает совершенно иначе, что в массе происходит исчезновение сознательной личности, преобладают бессознательные личности, ориентирующиеся на безотлагательное осуществление внушенных идей.
В своей работе он, прежде всего, попытался ответить на вопросы, какая же сила объединяет людей, почему аффективность в действиях отдельных индивидов чрезвычайно повышается, а их интеллектуальные потенции заметно понижаются. По его мнению, все дело именно в либидинозной энергии, присущей сексуальным инстинктам.
«Мы прежде всего обратимся к рассуждению, которое приведет нас кратчайшим путем к доказательству того, что характеризующие массу привязанности имеют либидинозное происхождение».[37]
Далее Фрейд отмечает, что массы могут быть разные: примитивные и высоко организованные, возглавляемые вождями, с четкими подразделениями. Предметом его исследования являются прежде всего высокоорганизованные, постоянные, искусственные массы – церковь и армия. При всех различиях в их основе лежат либидинозные структуры. Если либидинозные связи нарушаются, то и институты распадаются тотчас же – прекращается всякий учет чужих интересов.
При этом агрессивная энергия массовых индивидов никуда не исчезает и находит свой выход в жестоких и враждебных импульсах к другим людям, которые не относятся к конкретной массе.
По Фрейду, либидинозные связи, составляющие суть коллективного бессознательного, характерны для любой массы, любого объединения людей. Возникающие неизбежно при этом враждебные чувства к внестоящим в массе могут не доходить до сознания, но лишь вследствие вытеснения.
«Как утверждает психоанализ, каждая интимная эмоциональная связь между двумя лицами, имеющая большую или меньшую длительность (брак, дружба, родительское и детское чувство19) оставляет осадок противоположных враждебных чувств, упраздняющийся лишь путем вытеснения».[38]
Идентификацией Фрейд называет первоначальную форму эмоциональных связей.
«Идентификация известна в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку».[39]
Изначально идентификация амбивалентна: “она может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения”. Как правило, идентификация возникает при обнаружении общности с индивидом, не являющимся объектом собственно сексуального влечения, но принимаемым за идеал. Обычно вождь олицетворяет собой идеал. Масса – собрание людей, идентифицировавших себя с ним.
Говоря о корпоративном духе массы, Фрейд видит его корни в первоначальной аффективной зависти: «Никто не должен посягать на выдвижение, каждый должен быть равен другому и равно обладать имуществом. Социальная справедливость означает, что самому себе во многом отказываешь, чтобы и другим надо было себе в этом отказывать».[40]
Однако подчеркивает Фрейд, «требование равенства массы относится только к участникам массы, но не к вождю. Всем участникам массы нужно быть равными между собой, но все они хотят власти над собой одного. Множество равных, которые могут друг с другом идентифицироваться, и один-единственный, их всех превосходящий,– вот ситуация, осуществленная в жизнеспособной массе»[41].
Методология социального исследования
Методологию Фрейда можно обозначить как социальный физиологический психоанализ.
Обобщим вышесказанное и обозначим основные положения:
Действия носят бессознательный характер;
Сексуальное возбуждение сублимируется в социальном творчестве;
Существуют 3 уровня: бессознательное – сознательное – предсознательное;
Личность имеет трехуровневую структуру: сверх-я, я, оно;
Происхождение социальности из эдипового комплекса (чувства вины и чувства страха), регулируемое нормами, религией, которая содействовала укрощению асоциальных первичных позывов;
Психология толпы – организованная масса, вождь, стремление к солидарности.
Методы исследования.
На протяжении всего своего творчества главной целью Фрейда является выявление скрывающихся мотивов. Для этого он применял метод психоанализа, анализ сновидений и метод свободных ассоциаций.
Изучая психику человека, Фрейд опроверг утверждение о том, что никто не может понять психический процесс лучше человека, который испытывает его на себе. Он утверждал, что многие психические явления человек не осознает - они происходят глубоко в психике. Не изучив эту скрытую область психики невозможно понять человека. но чтобы выявить нарушения в психике человека, необходимо полностью проанализировать и осознать все ее самые глубокие слои.
Основываясь на своей практике, Фрейд называл сексуальные и психические травмы, полученные в детстве - основными причинами появления психосоматических заболеваний.
Выдвинув гипотезу о том, что личность всегда находится в конфликте с обществом и что поведение людей зависит от психики, а не от развития социума, Фрейд делает вывод, что причиной возникновения психических расстройств является то, что пациент старается подавить свои тайные желания, боясь осуждения общества. Из-за подавления желаний возникают психофизиологические проблемы. То есть, для того чтобы полностью излечиться, человек должен осознать и заново пережить подавленное влечение. Для выявления этих влечений Фрейд предлагал использовать гипноз.
Для того, чтобы более подробно разобраться в этом методе, обратимся к книге Фрейда «Психология бессознательного»: «В известных явлениях так называемого постгипнотического внушения, когда заданная в состоянии гипноза задача впоследствии беспрекословно исполняется в нормальном состоянии, мы имеем прекрасный пример того влияния, которое сознательное состояние может испытывать со стороны бессознательного, и на основании этого образца возможно во всяком случае выяснить себе те наблюдения, которые мы делаем при истерии. Брейер решил выдвинуть предположение, что истерические симптомы возникают при особом душевном состоянии, которое он называет гипноидным. Те возбуждения, которые попадают в момент такого гипноидного состояния, легко становятся патогенными, так как гипноидные состояния не дают условий для нормального оттока процессов возбуждения. Из такого процесса возбуждения возникает ненормальный продукт гипноидного состояния, именно — симптом, и этот последний переходит в нормальное состояние, как нечто постороннее. Нормальное состояние ничего не знает о патогенных переживаниях гипноидного состояния. Где существует симптом, там есть и амнезия, пробел в памяти, и заполнение этого пробела совпадает с уничтожением условий возникновения симптома».[42]
Позже Фрейд перестает применять гипноз, так как этот метод не приносит желаемых результатов. Вместо этого Фрейд предлагает метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Собственно, эти методы и заложили основу психоанализа. Кстати, этот термин он впервые употребил в 1896 году.
Метод свободных ассоциаций состоял в том, что пациент, удобно устроившись на кушетке, говорил все, что приходило ему в голову, не стесняясь самых неприличных, бессмысленных и грубых высказываний, таким образом освобождались те забытые желания и ощущения, которые отсекались сознанием при применении самоанализа, принятым во время критического мышления. позволяет открыть доступ к информации, которая иначе не доступна наблюдению, ибо она была вытеснена из сознания. Более того, данный метод позволяет интерпретировать поведение индивида с учетом как его сознательных мотивов, так и подавленных желаний. Для этого исследователю необходимо проникать за границы поверхностных значений ассоциаций, ошибок, оговорок, выявляя при этом скрывающиеся за ними бессознательные желания и мотивы. С помощью данного метода выявляются соотношения между символами индивида и релевантными бессознательными факторами, определяются их причинные связи.
Исследуя этот метод, Фрейд пришел к следующим выводам:
значительные части Я и Сверх-Я обычно являются бессознательными;
«Я», согласно Фрейду, находится в тройной зависимости – от внешнего мира, «Сверх-Я» и «Оно»;
«Я» живет за счет заимствованных источников энергии.
Таким образом, в социальных действиях индивида присутствуют три типа конфликтов: конфликты между индивидом и социальной средой; конфликты между «Я» и «Оно», приводящие к противоборству разума и страстей; и конфликты между «Я» и «Сверх-Я».
Для их преодоления Фрейд выделяет следующие защитные механизмы «Я»:
Вытеснение – удаление из сознания мотивов, которые вызывают напряжение, аффекты. Это уходит в бессознательное;
Отрицание – прямое непринятие реальных событий, замена их вымыслами;
Регрессия – упрощение отступления. Возврат к примитивным социальным действиям (алкоголь, мистика, астрология, стремление к рискам);
Сублимация – перевод инстинктов любви и смерти в созидательную творческую деятельность. Сублимированная теория творит прогресс.
Вторым методом психоанализа являлось толкование сновидений. Фрейд называл сновидения искаженным образом бессознательных желаний. То есть сон - это некоторая зашифрованная информация, проанализировав которую, можно выявить замещенные аффекты. Эту теорию он подробно описал в свой первой работе "толкование сновидений" в 1900 году.
«Теперь я без определенного намерения и без всякой критики буду отмечать приходящие мне в голову мысли, выплывающие при самонаблюдении; для этого полезно разложить сновидение на элементы и отыскивать примыкающие к каждому из них мысли».[43]
Задачи социологии.
Опираясь на методологию психоанализа, выделим следующие задачи:
Изучить человека, его психику, формирование, развитие и структуру личности;
Изучить мотивы и механизмы деятельности человека в разных социальных общностях;
Изучить соотношение инстинктов между собой и с цивилизацией;
Определить роль бессознательного и сознания в обществе, его функционирование и конфликты.
Оценка вклада в ПП
Зигмунд Фрейд внес огромный вклад в социологию личности, психологическую парадигму и социологию в целом.
Развитие человеческой личностиФрейд рассматривал с точки зрения своей теории бессознательного. При этом он обращал особое внимание на психологические травмы, полученные в раннем детстве, которые выступали, по его мнению, источником отклонений в психике взрослого человека.
Также он рассматривал выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизацию понятия «бессознательное», а также разработку таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.