Семантический дифференциал
Метод «семантического» дифференциала (СД) разработан Ч. Осгудом для измерения смысла понятий и слов и прежде всего для дифференциации эмоциональной стороны значения данного понятия11. В социологии и социальной
психологии метод СД чаще всего применяется при изучении эмоциональных компонентов социальных установок.
Для определения отношения респондентов к сопоставляемым между собой объектам (словам) используется следующая процедура. Допустим, требуется измерить различие установок к числу детей в семье. Измерение производится по набору шкал, каждая из которых представляет собой континуум, образованный парой антонимичных прилагательных. Континуум содержит семь градаций интенсивности отношения. Например, по шкале «хорошее — плохое» оценка объекта устанавливается следующим образом: «очень хорошее» (+3), «хорошее» (+2), «немного хорошее» (+1) «ни хорошее, ни плохое» (0), «немного плохое» (—1), «плохое» (—2), «очень плохое» (—3), Каждый респондент выражает свое отношение к числу детей в семье по всему набору шкал, число которых зависит от лелей исследования и ограничивается объемом опросного листа. Критерием отбора шкал является частота употребления антонимов в языке и способность шкалы вызывать реакции по всему пространству континуума при оценке самых различных слов.
После заполнения опросного листа оценки каждого из респондентов по каждой шкале суммируются, затем вычисляется- средняя арифметическая оценка объекта установки для группы в целом. Если полученные средние нанести на график, составленный из вычерченных в масштабе шкал измерения, и соединить таким образом найденные точки ломаной линией то можно получить профиль данного объекта. На рис. 13 наглядно представлены различия -репродуктивных установок при опросе группы из 107 человек12.
Различие в отношении к числу детей в семье графически выражается расстояниями между - средними оценками сопоставляемых объектов по каждой шкале. Однако это различие установок точнее может быть выражено посредством вычисления величины дифференциала Д. Расчет осуществляется по формуле.
где Д — величина дифференциала, показывающая степень различия в отношении к объектам х и у по набору из л шкал; d — разность средних оценок объектов х и у по шкале i. Величина дифференциала выражается положительным числом, и чем ближе оно к нулю, тем выше сходство в отношении к сопоставляемым объектам. Данные табл. 29 показывают различие установок к числу детей (расчет
произведен по 15 шкалам, 9 из которых представлены на рис. 13).
Сопоставление абсолютных значений дифференциалов позволяет сделать вывод о том, что различия репродуктивных установок весьма существенны и что установки объединяются в две самостоятельные группы: установки на малодетность (Д12) и установки на среднедетность (Д34)> так как величины Д12 и Д34 меньше величины Д23—соответственно 2,72—2,62—3,97.
Следует отметить, что Ч. Осгуд и его коллеги при разработке методики СД и ее применении в различных областях познания выявили общую меру, на основе которой выносятся человеческие оценки. Она состоит из трех критериев или факторов, которые в совокупности определяют эмоциональный аспект значения исследуемого понятия.
Каждый из трех факторов, а именно оценки, силы и активности, представлен набором тесно связанных между собой шкал, отражающих отдельные аспекты человеческого восприятия показания органов чувств. Наиболее употребительными для фактора оценки являются: «хорошее - плохое», «светлое — темное», «чистое — грязное»; для факторов силы: «сильное — слабое», «тяжелое — легкое», «твердое — мягкое»; для фактора активности: «активное — пассивное», «быстрое — медленное», «теплое — холодное». Обычно, определяя набор шкал (эта задача является главной при использовании метода СД), исходят из специфики оцениваемых объектов и стремятся к тому, чтобы представить все три основных фактора (имеются также и другие факторы, но они встречаются редко, а их применение обусловлено специальными целями исследования).
Многие исследователи считают, что в принципе методика СД позволяет фиксировать только оценочную сторону отношения, и поэтому часто прибегают к вычислению дифференциала не по шкалам каждого из основных факторов в отдельности, а в целом по всему набору применяющихся шкал. Надо сказать, что рассмотрение названных факторов как трех координат измерения значения, как
трех осей «семантического» пространства встречается в основном в психолингвистике, а также при описании истории создания методики СД и практически в социологии используется крайне редко. Метод СД достаточно сложен и трудоемок, тем не менее его применение оправдывается возможностями выявления различий в реакциях на вербальные объекты.