При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А50) обведите кружком номер правильного ответа
Раздел № 1.
Человек и его природа. Биологические и социально обусловленные качества. Деятельность.
Часть А
При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А50) обведите кружком номер правильного ответа
А1 |
Что отличает человека от любого другого живого существа?
1) | эмоции |
2) | инстинкты |
3) | рефлексы |
4) | сознание |
А2 |
Природной (естественной) сущностью человека обусловлена его потребность в
1) | самореализации |
2) | самопознании |
3) | самосохранении |
4) | самоисследовании |
А3 |
Известная балерина после ухода со сцены снялась в фотосессии для журнала, рассказывающего о жизни звезд. Также она дала согласие баллотироваться в парламент страны по спискам одной из политических партий. Какие потребности проявились в данных поступках балерины?
1) | природные |
2) | естественные |
3) | идеальные |
4) | престижные |
А4 |
Елена после занятий в школе ходит в изостудию, занимается росписью по шелку. Недавно ее работы выставлялись в городском центре детского творчества. Все это характеризует Елену как
1) | гражданку |
2) | личность |
3) | ученицу |
4) | подругу |
А5 |
Верны ли следующие суждения?
Социализация -
А. осуществляется на протяжении всей жизни человека, сопровождаясь формированием все новых и новых личностных качеств.
Б. процесс вхождения индивида в жизнь общества, в систему социальных связей и взаимодействий.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А6 |
Какое качество свойственно как человеку, так и животному?
1) | способность ощущать опасность |
2) | представления о потустороннем мире |
3) | целенаправленная деятельность |
4) | предвидение результатов своих действий |
А7 |
Верны ли следующие суждения?
А. Субъект деятельности – тот, кто осуществляет действия.
Б. Цель деятельности – то, на что направлена деятельность.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А8 |
Ученик проводит по заданию учителя географии наблюдения за лишайниками, растущими на деревьях в городском парке для того, чтобы определить степень загрязнения воздуха в городе. Кто (что) является субъектом данной деятельности?
1) | деревья в городском парке |
2) | ученик, проводящий эксперимент |
3) | лишайники, растущие на деревьях |
4) | дневник наблюдений, ведомый учеником |
А9 |
Среди приведенных примеров деятельности людей укажите те, которые иллюстрируют познавательную деятельность.
А) | исследование влияния ультразвукового излучения на человека |
Б) | изучение динамики спроса на загородную недвижимость |
В) | изменение ставки ипотечного кредитования |
Г) | развитие в городе сети кафе японской кухни |
Д) | освоение учениками новой школьной дисциплины |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) | АВГ | 2) | АГД | 3) | БВД | 4) | АБД |
Верны ли следующие суждения?
А10 |
А. Мотивы деятельности у человека возникают в процессе осознания потребностей, нужд в чем-либо.
Б. Деятельность человека, в отличие от поведения животных, носит целенаправленный и осознанный характер.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А11 |
Ученик выполняет задание, полученное им от учителя литературы. Какая информация о его деятельности позволит сделать вывод, что эта деятельность носила творческий характер.
1) | ученик поработал с материалами учебника литературы |
2) | ученик прочитал томик стихов любимого поэта |
3) | ученик написал новое стихотворение о своих друзьях |
4) | ученик познакомился с особенностями стихосложения |
А12 |
Какой признак отличает игровую деятельность от иных видов деятельности человека?
1) | преобразование природных веществ |
2) | наличие воображаемой обстановки |
3) | восприятие новой информации о мире |
4) | удовлетворение материальных потребностей |
А13 |
Мудрецы разных эпох говорили, что для человека нет более интересного и важного предмета познания, чем он сам. «Познай самого себя», считал Солон. О какой потребности человека идет речь в приведенном высказывании?
1) | в самореализации |
2) | в самопознании |
3) | в самодеятельности |
4) | в самолюбии |
А14 |
Верны ли следующие суждения?
А. Социально-преобразовательная деятельность связана с изменением общественных условий, в которых живет и действует человек.
Б. Прогностическая деятельность включает в себя преобразование сил и веществ природы и получение практически-полезных результатов.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А15 |
В общественной науке для обозначения совокупности социально значимых качеств человека используется термин
1) | деятель |
2) | индивид |
3) | личность |
4) | субъект |
А16 |
Какой из приведенных терминов объединяет, обобщает остальные?
1) | индивид |
2) | личность |
3) | человек |
4) | индивидуальность |
А17 |
Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода – внутреннее состояние человеческой души.
Б. Свободным можно назвать только того человека, который может воплотить ее в своей деятельности, соединив с ответственности за сделанное.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А18 |
Учащиеся школы во время летних каникул отдыхали в загородном трудовом лагере, помогая сельскохозяйственному предприятию в прополке грядок с овощами и окучивании картофеля. Деятельность школьников можно назвать
1) | учебной |
2) | трудовой |
3) | познавательной |
4) | игровой |
А19 |
Французский мыслитель К. Гельвеций писал: «Море не выходит из предписанных границ. На это отваживается только человек». О каких способностях человека рассуждал автор?
1) | творческих |
2) | инстинктивных |
3) | приспособительных |
4) | коммуникативных |
А20 |
Среди приведенных продуктов деятельности человека отметьте те, которые являются результатом познания:
А) | научные знания |
Б) | средства производства |
В) | представления о своих способностях |
Г) | предметы потребления |
Д) | умение работать с письменными источниками |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) | АВГ | 2) | АГД | 3) | АВД | 4) | АБД |
А21 |
Школьники по заданию учителя обществознания провели социологический опрос среди жителей микрорайона и определили основные проблемы, которые их волнуют. Какой вид деятельности характеризует данный пример?
1) | исследовательскую |
2) | хозяйственную |
3) | политическую |
4) | производственную |
А22 |
Французский просветитель Ф. Вольтер определял значение деятельности в жизни человека: «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и тоже». В основе деятельности человека, в отличие от поведения животных, лежат
1) | врожденные инстинкты |
2) | условные рефлексы |
3) | осознанные мотивы |
4) | безусловные рефлексы |
А23 |
Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением?
1) | Труд связан с преобразованием сил и веществ природы. |
2) | Труд позволяет удовлетворять материальные и духовные потребности общества. |
3) | Труд, по всей видимости, является важнейшим видом деятельности человека. |
4) | Философ К. Маркс писал: «Труд создал человека». |
А24 |
Процесс, в ходе которого каждый человек усваивает правила жизни в обществе, приобретает моральные качества, называется в обществознании
1) | коммуникациией |
2) | идентификацией |
3) | социализацией |
4) | стратификацией |
А25 |
Земледелец обрабатывает землю при помощи плуга. В качестве тягловой силы используется лошадь. Кто (что) является объектом данной деятельности?
1) | Плуг с железным лемехом |
2) | Лошадь, которая запряжена в плуг |
3) | Земля, которую возделывает земледелец |
4) | Земледелец, идущий за плугом. |
А26 |
Верны ли следующие суждения?
А. Врожденные задатки человека являются основой для развития способностей и талантов.
Б. Способности человека формируются только в процессе деятельности, взаимодействия с обществом, другими людьми.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А27 |
Группа программистов, работающая в фирме по разработке компьютерных игр, создают новую логическую игру на сюжет фильма «Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа выступает в качестве
1) | субъекта |
2) | средства |
3) | объекта |
4) | мотива |
А28 |
Среди приведенных качеств человека качества, имеющие социальную природу.
А) | забота о потомстве |
Б) | потребность в теплообмене |
В) | стремление к успеху |
Г) | потребность во взаимопонимании |
Д) | способность к творчеству |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) | АВГ | 2) | АГД | 3) | ВГД | 4) | АБД |
А29 |
Верны ли следующие суждения?
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности и чувства долга по отношению к обществу.
Б. Свобода человека служит основой поведения, служащего исключительно удовлетворению его материальных потребностей и интересов.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А30 |
Общение выполняет в жизни человека ряд важных функций: обмен информацией, взаимоприятие и взаимопонимание людей, и, наконец, взаимодействие, осуществление совместной деятельности. Найдите пример, характеризующий последнюю, интерактивную функцию общения.
1) | Преподаватель изложил ученикам точку зрения официальной исторической науки на проблему происхождения славян. |
2) | Общаясь, мы принимаем точку зрения другого человека, стараемся ее понять, одновременно понимая нашего собеседника. |
3) | Ученики осуществили по заданию учителя совместный проект, опросив жителей микрорайона об интересующих их проблемах. |
4) | Зарегистрировавший .в социальной сети, студентка нашла новых друзей по интересам. |
А31 |
Верны ли следующие суждения?
А) Свобода – чувство, позволяющее человеку осознавать свое достоинство, возможность действовать самостоятельно.
Б) Только в обществе, предоставляющем личности свободу выбора, человек способен уважать и себя самого и других людей.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А32 |
Культура личности проявляется в ее знаниях, поведении, особенностях взаимоотношений с другими людьми. Прочитайте приведенные жизненные ситуации. В какой из них вы назвали бы поведение человека некультурным?
1) | В начале урока учитель поздоровался с учащимися класса, вставшими для его приветствия. |
2) | Уставшая после работы мама рана заснула, и пришедшим с прогулки детям пришлось самим разогреть себе ужин. |
3) | Студент вместе со своим преподавателем совершили восхождение на гору Алибек в Карачаево-Черкесии. |
4) | Молодой человек отказал в просьбе пожилой женщине, не уступив ей место в метро. |
А33 |
Верны ли следующие суждения?
А) Биологические потребности и свойства человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.
Б) И животные и человек могут инстинктивно ощущать опасность и стараться ее избежать.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А34 |
Это человек медлительный, спокойный и, на первый взгляд, выдержанный и хладнокровный. Он последователен и обстоятелен в делах, за которые берется, рассудителен. Его невозмутимость и уверенность основаны на знаниях, опыте и расчете. Определите, о каком типе темперамента идет речь.
1) | флегматик |
2) | холерик |
3) | сангвиник |
4) | меланхолик |
А35 |
По рассказам древних историков царь Александр Македонский знал в лицо каждого воина своего многотысячного войска, а римский полководец и диктатор Гай Юлий Цезарь мог одновременно делать несколько дел. Оба приведенных примера – непосредственные проявления
1) | задатков |
2) | способностей |
3) | потребностей |
4) | наследственности |
А36 |
Верны ли следующие суждения?
А) Способности человека могут развиться на основе природных задатков и наследуемых качеств.
Б) Ведущую роль в развитии способностей играет деятельность, взаимодействие с обществом.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А37 |
Учащийся выпускного класса хочет стать юристом, специализирующимся на рассмотрении гражданских споров. Для этого он основательно изучает право, посещая факультативные курсы, лекции в университете для будущих абитуриентов, участвует в олимпиаде школьников по праву. Что является целью деятельности школьника?
1) | учащийся, занимающийся правом |
2) | получение профессии юриста |
3) | всероссийская олимпиада школьников по праву |
4) | учебники и учебные пособия по юриспруденции |
А38 |
В жизни человека возникает множество поведенческих ситуаций. В каждой из них мы выбираем определенный способ поведения. Какой способ был избран в данной ситуации:
Родители подарили дочери на день рождения новый мобильный телефон, но он очень понравился ее брату и он попросил сестру отдать этот телефон ему, а взамен он отдаст ей свой. Сестра согласилась. Со стороны сестры это -
1) | соперничество |
2) | уступка |
3) | спор |
4) | подхалимство |
А39 |
Какой из приведенных ниже способов разрешения конфликтной ситуации считается конструктивным (цивилизованным)?
1) | ссора |
2) | драка |
3) | дискуссия |
4) | скандал |
А40 |
Среди межличностных отношений можно выделить неформальные (личные) и формальные (деловые). Деловые отношения, в отличие от личных, обязательно предполагают
1) | наличие общих целей и интересов |
2) | соблюдение официальных правил |
3) | совместное проведение досуга |
4) | взаимные уступки и компромиссы |
А41 |
Верны ли следующие суждения?
А) Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.
Б) Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А42 |
Жизненная позиция человека, подвергающего сомнению мнение авторитетов, устоявшиеся точки зрения, характеризуется как
1) | аскетическая |
2) | альтруистическая |
3) | гуманистическая |
4) | скептическая |
А43 |
Верны ли следующие суждения о природе человека?
А) В природе человека органично сочетаются как биологические, так и социальные качества.
Б) Важную роль в поведении человека играют как сознательные, так и бессознательные мотивы, к примеру, инстинкты, влечения.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Прочитайте текст и выполните задания А44-47 |
(А) Выйдя из пустыни, странник подошел к берегу небольшой речушки. (Б) Решив было перепрыгнуть на другой берег, он отступил назад для разбега. (В) Отсюда река показалась ему довольно-таки широкой, и он для верности отошел еще на несколько шагов. (Г) Отойдя, он обернулся и увидел, что перед ним – самая настоящая большая река, одолеть которую можно только если разбег будет длинным и очень энергичным. (Д) Так он отходил и отходил от реки, намереваясь прыгнуть через нее, до тех пор, пока не увидел перед собой самое настоящее море, прыгать через которое уже не имело ни малейшего смысла. (Е) Путник огорченно повернулся спиной к миражу и зашагал прочь, углубляясь в пустыню.
А44 |
Какая фраза выражает основную мысль текста?
1) | Человеку не стоит приступать к решению сложных проблем. |
2) | Любая сложная проблема кажется непреодолимой только на расстоянии. |
3) | Человеку не стоит занимать активную позицию в жизни, ему все равно не преодолеть трудности. |
4) | Все, с чем человек сталкивается в жизни, непреодолимо для него. |
А45 |
В каком предложении текста отражена проблема, вставшая человеком и первый подход к ее решению?
1) | А |
2) | В |
3) | Б |
4) | Г |
А46 |
Какой пример иллюстрирует ситуацию, сходную с приведенной в притче?
1) | Ученик отказался от решения задачи, даже не изучив ее условия, сказав, что не разбирается в математике. |
2) | Изучив условие задачи, ученик попытался разложить ее на составные элементы, начав решение с наиболее простого из них. |
3) | Ученик получил от учителя задания по математике, посмотрел, что они сложные и решил сначала посмотреть подобные в учебнике, еще больше поразившись их сложности. |
4) | Начав решение задачи, несмотря на ее сложность, ученик не испугался и благополучно преодолел все трудности. |
А47 |
Столкнувшись с первой же трудностью в жизненной ситуации, человек вместо того, чтобы разобраться в ней, изучить ее поближе, приглядеться к деталям, стал еще более усложнять ее, придумывая все новые и новые обстоятельства и препятствия. Так он дошел до момента, в котором принял решение об отказе от преодоления проблемной ситуации. Какое предложение текста отражает подобную позицию человека?
1) | В |
2) | Е |
3) | Г |
4) | Д |
А48 |
Человеческая психика сложна и включает в себя множество элементов. Какой из элементов человеческой психики отображен на фотоколлаже?
1) | воля |
2) | память |
3) | эмоции |
4) | задатки |
А49 |
Мир человеческих эмоций чрезвычайно богат и разнообразен. Рассмотрите две фотографии.
Найдите в списке эмоций пару, отображающую эмоции изображенных на фотографиях людей.
1) | гнев и ярость |
2) | обида и презрение |
3) | удивление и гнев |
4) | радость и восторг |
А50 |
Человек в своей жизни переживает множество различных психических состояний.
Какое из психических состояний человека изображено на фотографии?
1) | ярость |
2) | задумчивость |
3) | радость |
4) | удовольствие |
Часть В
При выполнении заданий с выбором ответа (В1-В20) обведите кружком номер правильного ответа
В1 |
Павел учится в 8 классе общеобразовательной школы, кроме занятий в школе, он регулярно посещает хоккейную секцию, выступает за школьную спортивную команду. В приведенном списке указаны черты сходства между учебой и игрой, а также черты отличия учебы и игры.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) изучение основ наук о природе и обществе
2) освоение позиции правого полузащитника
3) осуществление действий совместно со сверстниками
4) соблюдение определенных норм и правил
Черты сходства | Черты отличия |
В2 |
Человек выделился из мира животных, пройдя долгий путь в своем развитии. Помимо качеств, свойственных только человеку, у него сохранились ряд качеств, роднящих его с высшими животными. В приведенном списке указаны черты сходства человека и животного, а также черты отличия человека от животного.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) | деятельность носит целенаправленный характер |
2) | подчиняется действию условных рефлексов |
3) | создает идеальный результат деятельности |
4) | ощущает опасность и стремится укрыться от нее |
Черты сходства | Черты отличия |
В3 |
Установите соответствие между видами человеческой деятельности и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
А) | изучение последствий экономического кризиса на мировую экономику | 1) | производственная (хозяйственная) |
Б) | создание новой линии потребительских товаров | 2) | познавательная |
В) | освоение учебных предметов в школе | ||
Г) | разработка нового месторождения нефти |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
А | Б | В | Г |
В4 |
Установите соответствие между потребностями человека и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ПОТРЕБНОСТИ | ||
А) | преуспевающий адвокат начал продюсировать молодую певицу, записав ее первый альбом | 1) | базовые социальные |
Б) | молодой человек начал трудовую деятельность после окончания колледжа | 2) | престижные |
В) | во время болезни девушка активно переписывалась со своими друзьями на сайте «Одноклассники» | ||
Г) | известный ученый добился выдвижения на выборную должность в Академии наук |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
А | Б | В | Г |
В5 |
Установите соответствие между типами межличностных отношений и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
примеры | ТИПы межличностных отношений | ||
А) | выезд дружеской компании на заородный отдых | 1) | Формальные |
Б) | супружеский спор об организации совместного летнего отдыха | 2) | Неформальные |
В) | переговоры с руководством фирмы о новом должностном назначении | ||
Г) | беседа классного руководителя с родителями ученика | ||
Д) | обсуждение между коллегами организуемой корпоративной вечеринки |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
А | Б | В | Г | Д |
В6 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «социальные потребности».
В труде, в общении, в комфорте, в семье, в отдыхе, в уважении, в постижении истины.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
В7 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к свойствам и качествам человека, имеющим социальную природу.
Коммуникабельность, трудолюбие, профессионализм, успешность, авторитет, выносливость, эрудированность, начитанность.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
В8 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Новорожденный человек является индивидом. (2) Личностью человек становится в процессе социализации, освоения опыта взаимодействия с обществом. (3) Можно предположить, что хорошим или плохим человек становится не от природы, а от контактов с обществом.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.
В9 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Человек в процессе своей жизнедеятельности приобретает знания и опыт. (2) Человек осваивает опыт, накопленный предками, а также, передает свои знания следующим поколениям. (3) Думается, что приобретенное расширяет поле человеческих возможностей, делает человека более свободным в принятии решений.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.
В10 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.
(1) Личность человека формируется под влиянием различных факторов, важнейшим из которых является воздействие со стороны общества, других людей.. (2) При формировании личности важны врожденные, природные задатки. (3) Задатки человека обязательно развиваются в способности, становятся талантами человека.. (4) Формирование способностей ни коим образом ни связано с деятельностью, взаимодействием с обществом. (5) Исследуя свои способности, каждый человек определяется с выбором профессии.. (6) Выбор профессии во многом запрограммирован у человека с рождения, ни семья, ни школа не способны его изменить.
Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения. Выпишите цифры, соответствующие им в таблицу ответа под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.
А | Б | В |
В11 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
______________(1) побуждает к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предметом потребности является ее _______________ (2). Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность. Одна и та же __________________ (3) может вызываться различными мотивами. Итак, мотив- это побуждение к деятельности, отвечающий на вопрос «зачем?» мы что-то делаем. Мотив служит основой для формирования осознанного ______________(4).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) | потребность |
Б) | интерес |
В) | мотив |
Г) | процесс |
Д) | деятельность |
Е) | результат |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В12 и В13.
Социологические службы страны Д. провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Каковы ваши жизненные приоритеты?»
По итогам опроса была составлена диаграмма «Жизненные приоритеты мужчин и женщин»:
В12 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | Карьерные устремления женщин более явно выражены у женщин, чем у мужчин. |
2) | Для мужчин ценности дружбы выше, чем у женщин. |
3) | Приоритеты семьи, семейных ценностей наиболее характерны для женщин. |
4) | Мужчины примерно в равной мере отмечают приоритет семьи и дружеских привязанностей. |
5) | Для мужчин также как и для женщин, семья находится на первом месте среди жизненных установок. |
Ответ: ____________
В13 |
Результаты социологического опроса, представленные на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
1) | Женщина продолжается оставаться, как и прежде, хранительницей семейного очага. |
2) | Мужчины более склонны проводить свой досуг вне дома, в общении с друзьями. |
3) | Женщины в принципе не признают ценности дружбы, отвергают возможность подобных чувств. |
4) | Следовало бы обратить внимание на популяризацию семейных ценностей в мужской среде. |
5) | Занятость женщин в общественном производстве заменяет и подменяет многим представительницам прекрасного пола семью и дом. |
Ответ: ____________
Проанализируйте данные таблицы и выполните задания В14 и В15.
В стране Р. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 20-25-ти лет и 40-50-ти лет было предложено выбрать продолжение фразы: «Успешным можно считать человека, который ….» Были получены следующие результаты (в %):
Вариант продолжения фразы: | Выбор 20-25-ти летних | Выбор 40-50-ти летних |
делает добро другим людям | ||
умеет зарабатывать много денег, должность второстепенна | ||
занимает престижную должность | ||
имеет много друзей | ||
находится всегда в веселом расположении духа, несмотря ни на что |
В14 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании материалов таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | люди среднего возраста в большей степени, чем молодежь, подчеркивают значение денег |
2) | молодежь, более чем старшее поколение, обращает внимание на престиж должности |
3) | и молодое и старшее поколение полагает, что иметь много друзей – самое главное в жизни |
4) | больший процент молодых людей в сравнении со старшим поколением полагает успешными людьми тех, кто делает добро |
5) | молодежь в большей степени, чем старшее поколение, ценит веселое расположение духа |
В15 |
Результаты социологического опроса, представленные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
1) | Престижность должности представляется молодому поколению более значимой, чем материальный достаток |
2) | Старшее поколение менее романтичное, чем молодое, для них высокий доход и заработок более значим, чем престиж |
3) | Альтруизм перестал быть востребованным как среди молодого поколения, так и среди старшего |
4) | По-прежнему актуально положение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» |
5) | Материальные ценности, вне всякого сомнения, уступают в своем значении ценностям духовным. |
Ответ:
Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В16 и В17.
В стране Р. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведен опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании человеческой личности?»
Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
«Факторы, влияющие на формирование личности человека».
В16 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании материалов диараммы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | средства массовой информации и ближайший социум оказывают, по мнению респондентов, равное воздействие на человека |
2) | наибольшее число опрошенных высказалось за решающую роль и значение школы в становлении личности человека |
3) | семья и природные задатки в равной мере оказывают влияние на формирование личности |
4) | наибольшее влияние в формировании личности имеют средства массовой информации |
5) | природные задатки менее значимы, по мнению опрошенных, чем семья и семейное воспитание |
В17 |
Результаты социологического опроса, представленные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
1) | Исследование выявило, что родители в большей степени уповают на школу и учителей в воспитании своих детей |
2) | Вне всякого сомнения, следует задуматься об укреплении значимости семьи, превращении ее в ведущий фактор формирования личности |
3) | Опрошенные явно переоценивают значение средств массовой информации, противопоставляя их влиянию семьи и школы |
4) | Социально приобретенные качества являются более значимыми, чем природные задатки. |
5) | Очевидно, что ближайшее окружение для современного человека более значимо, чем собственная семья. |
В18 |
В стране М. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведен опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой вид деятельности, на ваш взгляд, в большей степени развивает в человеке творческие способности?»
Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
Результаты социологического опроса, представленные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
1) | Подростки еще не понимают степень значимости труда и его роли в становлении творческих способностей. |
2) | Вполне очевидно, что учеба более значима для подростков и молодежи, так как это основной вид их деятельности. |
3) | Значение игры в становлении творческих способностей подростки недооценивают, их поколение мало связано с игровой деятельностью. |
4) | Люди зрелого возраста, социальная жизнь которых в первую очередь связана с трудом, видят и понимают творческую сущность труда. |
5) | С возрастом значение учебы и игры в становлении творческого потенциала личности увеличивается. |
В19 |
К каждому положению первой части таблицы (суждениям) подберите подходящее по смыслу положение из второй части таблицы (аргументов).
I. | СУЖДЕНИЯ |
А) | Природа человека сложна и противоречива. |
Б) | Родившийся ребенок – индивид, еще не обладающий личностными качествами. |
В) | Способности человека не заложены у него с рождения. |
Г) | Трудовая деятельность носит творческий характер. |
II. | АРГУМЕНТЫ |
1) | Их формирование на основе врожденных задатков – результат деятельности, активности человека в обществе. |
2) | Качества личности разовьются и сформируются у него только во взаимодействии с обществом, с вхождением в социальную среду. |
3) | Ее результатом становится создание нового, не имеющего аналогов в природе. |
4) | В ней присутствуют как биологически заданные, так и социально обретенные элементы. |
Полученный ответ запишите в таблицу ответа.
А | Б | В | Г |
В20 |
Установите логическую последовательность предложений таким образом, чтобы они составили связный текст.
А) | В процессе социализации можно выделить первичные и вторичные факторы. |
Б) | Этот процесс включает в себя освоение человеком социального опыта, знаний, умения взаимодействовать с другими людьми, обществом в целом. |
В) | Важнейшим фактором вторичной социализации выступает образование и профессиональная деятельность. |
Г) | Первичные факторы социализации – это, в первую очередь, семья, близкие, первые друзья. |
Д) | Формирование личности человека связано с процессом социализации. |
Получившуюся последовательность букв впишите в таблицу ответа.
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6. |
Свобода как благо
«Свобода — это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.
Слово «свобода» может означать весьма различные понятия. Фактически «быть свободным» — значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.
Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.
Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. … некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте.
Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора — нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе».
(М.Малерб)
Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С1 |
С2 |
Сформулируйте своими словами авторское понимание свободы человека. Приведите подтверждение приведенного суждения.
С3 |
Какими аргументами автор подтверждает свою мысль о ценности свободы? Приведите любые два подтверждения с опорой на текст и знание курса.
С4 |
Почему автор считает, что человеку трудно реализовать в обществе свободу? Приведите любой пример из истории, подтверждающий мысль автора.
С5 |
Рассмотрите ситуацию: в столицу на заработки приехал молодой человек. Он не успел закончить среднюю школу, и у него не было никаких специальных профессиональных навыков. В чем ограниченность его профессинального выбора? Дайте ответ и приведите в его обоснование цитату из текста.
С6 |
В тексте высказывается суждение: «Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе». Сформулируйте свое отношение к приведенной точке зрения. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.