Линейный паттерн развития
Его основу составляет Библия, в которой определена история развития общества от Адама и Евы до страшного суда.
Линейного паттерна развития придерживались сторонники постиндустриального развития общества (Бепл, Бзежинский, Гуреп, Фурастье). Карл Маркс также говорил об определенной направленности и стадиях развития общества от первобытно – общинного строя до коммунистического.
Циклический паттерн развития.
Общество своем развитии проходит определенные циклы, т.е. развитие идет по кругу, по спирали. В подтверждении социологи приводят примеры: существуют астрологические циклы (День, ночь; зима, весна, лето, осень и т.д.), циклы в экономике (Спад-подъем), на макроуровне в обществе (Социальные беспорядки, стабильность) и т.д.
Тема 4. Культура.
Понятие и компоненты культуры.
А) Понятие культуры.
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни
людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова (cultura), означающего возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание; и уже отсюда видно, что культура явление не природное, а созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится к культуре.
Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции. Демокрит определял культуру как «вторую натуру». Культура - акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой, то есть она надприродна и искусственна.
Культура в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп.
Б) Компоненты культуры.
Выделяют следующие компоненты культуры.
Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке, который является первоосновой культуры. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение.
Отношения. Культура не только отвечает на вопрос "что есть", т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос "что может быть" в результате взаимодействия составных частей социального организма.
Ценности. Разделяемые большинством убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.
Нормы. Социальные нормы - это конкретные установки в отношении поведения, его образцы, то есть это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры.
Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций, и проявляются в виде правовых и моральных социальных норм.
Идеология. Мир ценностей в обществе также организован определенным образом. Если основные ценности выстроены в определенную доктрину, теоретически аргументированы, то мы имеем дело с идеологией. Кроме того, ценности выражаются и в стихийно сложившихся представлениях, мнениях людей, которые находят отражение в обычаях, традициях, обрядах.
Формы культуры.
а) Элитарная культура.
Или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».
Б) Народная культура.
В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
В) Массовая культура.
Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».
Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной — она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить
Г) Субкультура.
Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
д) Контркультура.
Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.