III. Репрезентативность выборки 2 страница
Уменьшеннаямодель
Социологическо-статистическую модель репрезентативной выборки, лежащую в основе исследования, с помощью опроса, следует представлять себе следующим образом. Весь круг интересующих лиц, который определяется еще до работы над исследованием, состоит из людей различного возраста, профессии и т. д. в отдельных землях Федеративной республики и категориях общин различной величины. Идея репрезентативной выборки заключается в том, чтобы создать на примере этой группы людей равноценную уменьшенную модель. В уменьшенной модели всей совокупности представлены также исследуемые мнения и категории ответов в соответствующем соотношении, если эта модель составлена корректно по определенному методу.
Ограничение генеральной совокупности: кого исследовать?
Сразу после того, как сформулирована задача исследования, следует установить (определить), какой круг лиц долженбытьисследован, какуюсовокупность, «популяцию», какой «универсум» должны описывать результаты исследования.
Даше для самого обычного опроса населения должны быть, например, определены возрастные границы: нужно ли исследовать мнения части населения, имеющей право голоса, или всех людей старше 16 лет, или, чтобы лучше учесть молодых покупателей, с 14 лет включительно. Следует ли проводить верхнюю возрастную границу, например: какие газеты читают люди в возрасте от 16 до 70 лет?
Таким образом, имеются многочисленные и разнообразные ограничения генеральной совокупности. Это могут быть, вероятно, одни лишь мужчины или одни лишь женщины, население определенного города или определенной области или жители одной какой-то категории населенных пунктов, например жители деревенских общин, подписчики ежедневной газеты, владельцы автомобилей, люди одной профессии, работники одного предприятия, а также, может быть, их жены. Здесь нужно принять решение — кто интересует исследователей.
Может быть, придется получать информацию не об индивидах, а о семьях. Это перечисление можно продолжать очень долго. Но все же нельзя совершенно произвольно определять генеральную совокупность. Уже при определении круга лиц, к которым будут относиться результаты исследования, нужно думать о практических возможностях составления репрезентативной выборки.
Мнение всех здравомыслящих
Условием формирования выборки является, как правило, однозначное объективное определение изучаемой совокупности. Все примеры, перечисленные выше, содержат такие объективные характеристики, хотя, если подходить серьезно, они еще нуждаются в уточнении. «Подписчики ежедневной газеты»: идет ли речь о главе семьи или о всех взрослых в семье подписчиков? «Владельцы легкового автомобиля»: должны ли это быть «владельцы» в юридическом смысле слова или «имеющие в распоряжении»— например, лица,которым предоставлена служебная машина?
«Определить мнение всех здравомыслящих» — такое задание вовсе не содержит объективного основания для вычленения группы лиц, к которым будут относиться выводы исследования. Также невозможно устроить опрос «хороших врачей», но можно было бы исследовать мнения «всех врачей», или «всех практикующих врачей», или «всех практикующих врачей и специалистов», или «всех врачей больниц». Даже размер практики врача мог бы стать основанием для определения выборочной совокупности.
Почему иногда приходится опрашивать не тех людей?
Предположим, что нужно исследовать, какие рисунки предпочитают покупатели на шерстяных одеялах, чтобы на основании этого планировать выпуск новой продукции. Кажется ясно, что лучше всего опросить людей, которые в недалеком будущем собираются купить новое шерстяное одеяло.
Если опрос планируют шире и спрашивают также тех, кому за последние десять лет приходилось покупать шерстяные одеяла, то в этом случае можно сделать странное наблюдение.
Люди, которые в ближайшее время собираются купить шерстяное одеяло, при богатом выборе предлагаемых образцов очень редко выбирают клетчатые одеяла. Люди, которые за последние годы сами покупали одеяла, делают совершенно иной выбор. Среди них очень многие выбирают клетчатые одеяла. Если их спрашивают, какие одеяла они купили себе сами, выясняется интересный факт: из года в год продается все больше клетчатых одеял; те, кто делал покупки недавно — не более двух лет назад,— в большинстве случаев высказывались за клетчатые одеяла. Таким образом, фабрикант не может ориентироваться на людей, планирующих покупку, которые в интервью так редко предпочитали клетчатые одеяла[67]. Лучший прогноз сбыта можно составить на основании мнения тех людей, которые лишь недавнокупили шерстяноеодеяло.
Это не единичный случай. Аналогичные явления можно часто наблюдать в связи с предметами, которые приобретаются не часто. Предпочтения остаются прежними до тех пор, пока не начинают готовиться к новой покупке, не рассматривают с возобновившимся интересом купленные знакомыми одеяла и не разглядывают в магазине выставленные во всем блеске новейшие образцы. Те, кто купил одеяла недавно, имеют уже ориентацию, которую сформируют у себя также будущие покупатели.
Можно сформулировать правило: в исследованиях о будущем поведении, о будущих решениях нужно опрашивать так называемых_<<не тех» людей, то есть не тех, кто в ближайшее время будет решать, а тех, кто в недалеком прошлом уже решил. От них можно узнать лучше и достовернее о том, что будут делать будущие покупатели.
Правило легко сформулировать, но его соблюдение требует нередко сложных размышлений о нашем привычном мире, о нашей ориентации на других людей, а также из области статистики. Если, например, для подготовки закона о жилищном строительстве хотят узнать о финансовых планах людей, намеревающихся строить собственные дома, об их мнениях по поводу выбора места строительства, тонужнабольшаярешительность,чтобы об ратиться со всеми вопросами именно к тем, кто только что закончил строительство своего дома. Вдруг будущие владельцы собственных домов будут вести себя совсем иначе, будут иметь другие планы и желания? Все это нужно взвесить. Вероятность мала, но при этом велика опасность получить нереалистичные сведения от людей, которые по многочисленным вопросам еще не имеют того опыта, который в конечном итоге будет определять их решение.
«Не тех» лиц стоит опрашивать также в целях сравнения. Возьмем пример из исследования мотивации. Чтобы узнать, по каким причинам определенные люди не решаются купить мотоцикл или мотороллер фирмы «Y», нужно для сравнения провести репрезентативное выборочное исследование среди лиц,, купивших «Y»
Только из сравнения с реакцией сторонников марки «Y» можно узнать, почему покупатели, не покупающие марку «Y», приняли такое решение. Это сравнение выглядит приблизительно так[68]:
ВОПРОС: «Каковы Ваши планы: собираетесь ли Вы когда-нибудь купить машину или о машине не можетбыть и речи?»
Покупатели мотоциклов, которые собирались купить марку «Y» и затем:
купили марку «Y» не купили марку «Y»
Планируют купить автомобиль 32% 49%
Не думают покупать автомобиль 68% 51%
100% |
100%
Решение не покупать марку «Y», таким образом, очевидно, связано с желанием купить автомобиль[69]. Как это объяснить?
Перед покупателями, которые не выбрали марку «Y», при покупке неосознанно стоял мысленный образ автомобиля, который, хотя и недоступен, все же предпочтительнее, чем мотоцикл..
«Выбирает случай? Это легкомыслие!»
Фабрикант, решившийпровестианализ спросанатовары, обращается за консультацией о методах исследования в Институт по изучению конъюнктуры. При этом он неизбежно теряет доверие к исследователям, когда в отделе статистики математик настойчиво советует ему: «Выбор опрашиваемых обычно проводится чисто случайно...»
Снова и снова мы убеждаемся, что двойной смысл основных понятий статистики затрудняет понимание и даже ведетк недоразумениям.
«Случайность» для математика означает совершенно противоположное тому, что мы обычно понимаем под словом «случай». Для него это строгий, последовательно осуществляемый метод, помогающий выполнить основное требование: «Каждый элемент генеральной совокупности в репрезентативном исследовании должен иметь соизмеримые и отличные от нуля возможности попасть в выборку»[70].
Случайность, которая удовлетворяет этому условию, знакома нам по лотерее: каждый, кто покупает билет, верит в то, что были приняты все надлежащие меры, чтобы каждый билет имел равные и отличные от нуля возможности выигрыша.
Точно такие же условия должны быть созданы для отбора людей с помощью вероятностного метода в опросах населения. Здесь нецелесообразно рассматривать особые случаи в статистике (см., в частности, с. 144 о методе стратифицированной выборки). Важно обеспечить, чтобы в принципе каждый представитель группы населения, мнение или поведение которой исследуется, имел равные с другими возможности попасть в выборку. При этом вероятностные методы предназначены для того, чтобы исключить «всякий субъективный момент при отборе»[71].
Основные типы вероятностной выборки
— Г. Келлерер показывает на ряде примеров, как осуществляется вероятностный метод выборки. При этом он рассматривает четыре основных типа выборки: Простая,
— стратифицированная,
— территориальная,
— многоступенчатая.
Приводятся следующие примеры простой выборки:
«В одном ведомстве по вопросам труда заведены личные карточки, 8000 шт. (N=8000), по одной на каждого зарегистрированного человека. Объем выборки определен: п = 400. Следуя традиционным путем, нужно было бы положить все карточки в большую емкость и хорошо перемешать, а затем вытащить 400 штук. Тысячи лотерейных билетов, скатанные в одинаковые ролики, можно привести с помощью барабана в случайный порядок, для карточек из картотеки такой способ вряд ли пригоден. Кроме того, карточк при этом были бы приведены в ненужный беспорядок, возможно дажеповреждены.
Выход в этой ситуации лежит в нумерации карточек от 1 до 8000 для последующего применения таблицы случайных чисел. Это табличные ряды, например, из 10 000 цифр, которые расположены в совершенно случайном порядке. Изготовление таких таблиц — множество их имеется в продаже — наряду с этим возможно также машиннымспособом...
Применяя такую таблицу — ее можно назвать «урной про запас»,—следует действовать так:
Отмечаем начало в любом месте таблицы и постоянно берем четыре следующих друг за другом числа. Мы получаем, например, 1081, 0412, 6357, 3180, 0089... Тогда в картотеке мы отбираем карточки с порядковыми номерами 1081, 412, 6357, 3180, 89... Номера свыше 8000 мы пропускаем.
Проще-^обстоит дело при «систематическом методе^.отбора». Объем выборки п = 400 — это двадцатая часть|от 8000 "карточек в только что приведенном примере. Мы начинаем с какого-нибудь числа в пределах 20, например с 3. Затем после этого номера «3» берется каждая 20-я карточка, так мы получаем номера 3, 23, 43 ... 7983. Особенно удачен этот метод там, где все элементы совокупности уже пронумерованы и стоят в правильном порядке...
Третий метод — это «способ конечных цифр». Он также предполагает пронумерованную совокупность — от 1 до N. Для того чтобы выбрать из нее 20% всех случаев, следует отобрать все элементы, номера которых оканчиваются, например, на 2 или 9, так как каждая из этих цифр — 2 или 9 — представлена в 10% всей совокупности. Для того чтобы получить 3% всего объема, достаточно выбрать все элементы, порядковый номер которых кончается парами цифр 21, или 48, или 73. Преимуществом этого способа является то, что карты не должны лежать в порядке возрастания от 1 до N.
Отбор по буквам или по дням рождения часто также обеспечивает хорошее приближение к настоящей вероятностной выборке. На больших группах населения мы применяем способ выбора лиц, фамилии которых начинаются с определенной буквы, или же всех лиц, которые родились в определенный день — например, 8 декабря какого-нибудькалендарногогода. Конечно,можновзять также несколько начальных букв или дней рождения, чтобы увеличить объем выборки. При этом мы исходим из в целом получающей подтверждение гипотезы, что нет никакой связи между начальными буквами фамилии или днем рождения, с одной стороны, и интересующими нас статистическими признаками населения — с другой. Так, мы предполагаем, что календарный день рождения не оказывает влияния на доход соответствующего лица, что 20—25-летние мужчины в Федеративной Республике Германии, фамилия которых начинается с буквы Д, так же распределяются по весовым категориям, как и мужчины того же возраста, фамилии которых начинаются с другой буквы»[72] ы.
Стратифицированную выборку применяют тогда, когда генеральная совокупность, которую хотят выборочно исследовать, не гомогенна (не однородна). В этом случае составляют различные страты, обладающие большей гомогенностью, и затем проводят дальнейший отбор внутри этих страт, чтобы уменьшить область рассеивания, которая тем меньше, чем больше гомогенность «исходной массы». Г. Келлерер приводит пример из практики составления переписей сельскохозяйственных предприятий, когда, чтобы скорее получить предварительные результаты, осуществляется выборочный анализ.
ТерриториальнуювыборкуГ.Келлерер описывает на следующем примере:
«Если требуется, например, провести репрезентативный опрос хотя бы среди квартиросъемщиков крупного города А, то сталкиваются с серьезной трудностью— нет списка всех квартиросъемщиков, который можно использовать для составления выборочной совокупности. Но выход есть: вся городская территория на основании плана города с очень крупным масштабом делится, например, на М = 2000 кварталов; их нумеруют в форме серпантина от 1 до 2000. Когда будет сделана эта предварительная работа, можно подвергнуть обследованию каждый 20-й квартал. Теперь нам нужно в 100 выбранных кварталах собрать точные данные о всех квартиросъемщиках. Эта территориальная выборка может быть удачной даже тогда, когда; у нас есть действительный список всех квартиросъемщиков — по_ двум причинам:
а) «территориальная выборка» ограничивается определенными кварталами и поэтому уменьшаются расходы на дорогу и потери времени;
б) список жителей никогда не бывает совершенно точным, так как постоянно происходит пополнение и выезд. В территориальной выборке заложен учет текучести в принципе».
В четвертом основном типе — многоступенчатой выборке — сначала также выбираются в известной мере «гнезда» из всей генеральной совокупности способом систематической случайности, например отбираются определенные округа или населенные пункты в стране. Внутри «гнезд» или «ячеек» (англ. spots) отбор происходит по принципам простой выборки. В качестве примера двухступенчатой стратифицированной выборки Г. Келлерер приводит исследования «Анализ читательской аудитории», организованные группой из 40 издателей, рекламных агентов и распространителей. Опрос должен был выяснить численность и состав читательской аудитории популярных немецких журналов.
«Целью подобного анализа читателей является выяснение численности, географического распределения, демографической, экономической и социальной структуры читателей целого ряда известных газет...»
«До сих пор специально для этого основанная «Группа поанализу читателей» в Федеративной Республике Германии провелачетыре крупных исследования читательской аудитории в 1954,1956, 1957/58 и 1959/60 годах. Мы описываем применявшийся методв исследованиях 1956 года[73]. В качестве генеральной совокупностибыло избрано население всей ФРГ, включая Западный Берлин,в возрасте от 16 до 70 лет, так как эта группа наиболее интереснас точки зрепия распространения печати. Для того чтобы, несмотряна глубину поставленного вопроса, получить возможно большеответов, исследование проводилось в форме интервью. В общей. сложности в двухступенчатую стратифицированную выборку было
включено17 000 человек.Они отбирались последующей схеме:
а) Сначалався обследуемаятерриториябыларазделенанадесять групп «А» и семь групп «Б».Самостоятельные группы «А»образовывали такие большие города, как Гамбург, Бремен, Западный Берлин. Остальные семь федеральных земель были соответственно разделены на группу «А» (она включала все населенные пунктыс числом жителей 2000 и больше) и на группу «Б» (населенные пункты с числом жителей меньше 2000).Эта стратификация целесообразна, поскольку условия жизни в населенных пунктах с числомжителей меньше 2000 человек отличаются от таковых в крупныхнаселенных пунктах. Кроме того, не исключены региональные различия: например, в земле Северный Рейн — Вестфалия особенностичитателей не такие, как в Баварии.
б) Внутри групп «А» сучетом географического положениябыли сформированы «ячейки», куда входило по нескольку общинили части нескольких общин. «Ячейки» охватывали ровно 600 000 человек (таким образом, Гамбург и Западный Берлин были распределенымежду несколькими «ячейками»). Врезультатеполучено 62 «ячейкиА». Внутри групп «Б» также были сформированы «ячейки». При этом исследователи объединяли общины по карте в направлении с севера на юг. В каждой «ячейке-Б» оказалось примерно 350 000 жителей, всего таких ячеек было 38. Эта работа опиралась на данные ведомственной статистики о количестве жителей в общинах. На первом этапе отбора в каждой из этих 100 ячеек методом простой выборки было вычленено по 8 выборочных районов. При этом строго учитывалось, чтобы каждая община имела возможность попасть в выборочную совокупность пропорционально своей величине. Так, например, община с 12 000 жителей обладала в четыре раза большей вероятностью попасть в выборку, чем община с 3000 жителей. Поскольку в результате этого на определенную часть крупных общин приходилось два или больше выборочных района, в целом было получено всего 624 выборочные общины. В каждой из этих отобранных общин с помощью местной картотеки населения систематическим способом отбора было выделено установленное количествоадресов (второй этап выборки).
В 62 х 8 выборочных районах «ячеек-А» было взято по 25 адресов,_а в 38 X 8 выборочных районах «ячеек-Б»— по Ш/з адресов. Так учитывалось, что в каждой «ячейке-А» около 600 тыс. жителей, а в «ячейке-Б» только 350 тыс. На Западный Берлин выпало 747_адре-сов. Итак, в общей сложности получилось 62 X 8 X 25 + 38 X X 8 X 14V3 + 747 « 17 500адресов.
Они были распределены по сети интервьюеров таким образом, что каждый из почти 500 интервьюеров по всей стране и в Западном Берлине получил список домов, которые он должен был посетить. Интервьюеры должны были сперва выяснить объективные данные о лицах в возрасте от 16 до 70 лет в строго указанной последовательности, с учетом пола и возраста. С помощью ряда чисел от 1 до 9 в случайной последовательности, который был приложен к каждому адресу, следовало затем определять респондента. Например: следует провести интервью в семье из 4 человек в возрасте от 16 до 70 лет. Если к адресу приложен ряд случайных чисел: 7, 5, 2, 6, 1, 3, 8, 9, 4, то следовало опрашивать второго члена семьи потому, что 2 — первая цифра, которая в этом ряду слева направо меньше или равна 4. Единицей обследования здесь является не семья, а отдельный человек. Нужно следить за тем, чтобы при выборе опрашиваемого лица исключить любой субъективный момент.
Если соответствующего человека не было дома, то интервьюер должен снова посетить его и даже при необходимости несколько раз. Бывает и так, что, несмотря на троекратные попытки визитов, все же не удавалось застать этого человека дома. Другая часть опрашиваемых отказывалась от интервью. Этими или другими причинами можно объяснить, что было проведено лишь 14 200 интервью. На практике, таким образом, в выборке появлялись пробелы. Мы затрагиваем здесь трудный вопрос исследования рынка и общественного мнения, так называемую проблему «белых пятен», возникающую из-за того, что неопрошенные и (или) не давшие ответа лица могут сильно отличаться в своем отношении к исследуемым проблемам. Только если доля пробелов невелика, с ней можно примириться» [74]
Списки, картотеки или территориальный отбор
Сущность метода вероятностной выборки заключается в том, что отбор людей или других элементов следует производить по «правилам случая» из генеральной совокупности, на изучение которой направлено данное исследование. Для этого необходимо всю совокупность представить каким-либо образом в форме, доступной для процедуры выборки. Это могут быть либо полные и постоянно обновляемые списки или картотеки па всех членов совокупности; когда их нет или их использование связано со значительными практическими трудностями, можно воспользоваться способом «территориального отбора». Такой пример опроса жильцов дает Г. Келлерер[75].
При территориальном отборе людей или домов нужно особо учесть, чтобы в выборку попали также те группы лиц, которые при опросах часто остаются без внимания — например, люди, живущие во флигеле или в мансарде, члены семьи квартиросъемщика. Кроме того, нужно следить, чтобы при отборе не отдавалось предпочтение тем, кого легко застать дома. По этой причине определять выборку и проводить интервью следует раздельно[76].
Ниже приводятся две инструкции в качестве примера применения вероятностной выборки в картотеках и территориального отборав районе города.
Инструкция
для выявления адресов из учетной картотеки общины (населенные пункты с количествомжителей более 50 тыс.)
Мюнхен
Мы просим Вас отобрать в этой общине соответственно нашей инструкции75 адресов
I. ВЫБОР КАРТОТЕКИ:
Во-первых, узнайте, сколько существует картотек, в которых зарегистрированы все жители общины (по крайней мере все жители в возрасте от 12 лет).
ЗАПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:
Сколько имеется в наличииполных картотек.
Всего ........... картотек,из них:
— пластина, содержащая данные, систематизированные
по улицам и районам города.................................................................. ( ) А;
— пластина, содержащая данные, не систематизированные по улицам и районам города ( ) Б;
— картотека,упорядоченная по улицам и районам города ....... ( ) В;
— картотека,не упорядоченная по улицам и районамгорода ( ) Г.
В случае, если имеется несколько картотек (пластин):
Среди картотек, которые Вы только что обозначили кодами от А до Г, выберите для определения адресов ту, буква кода которойстоит ближе к началуалфавита.
Для выбранной таким образом картотеки (пластины) выясните и запишите следующее:
1. Включаетли картотека(пластина) жителейтолькоэтойобщины?
2. Зарегистрированы ли в ней жители всейполитическойобщины(тоестьвключая все районы)?
3. Содержит ли она имена всех жителей вообще или по меньшей мере всех жителей с 12-летнего возраста?
4. Предоставленали картотека в Ваше распоряжение полностью"} (Части картотеки, которые расположены в других помещениях и не могут быть объединены в одном месте,— пожалуйста,измерьте их длину там, где они находятся, и рассматривайте ихкак непосредственные составные части картотеки, с которой Выработаете.)
Если Вы не можете утвердительно ответить на все четыре вопроса, картотеку использовать НЕЛЬЗЯ! Если у администрации нет другой картотеки, которая удовлетворяла бы требованиям, изложенным во всех четырех вопросах, дайте нам тотчас же знать, о каком виде картотек и какой их классификации идет речь. Затем ждите нашего решения!
II. ВЫБОР КАРТОЧЕК ИЗ КАРТОТЕКИ:
Если Вы уже нашли удовлетворяющую требованиям картотеку, выбирайте карточки из нее.
ЗАПИШИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА:
Систематизированаливыбраннаякартотека поулицам или районам города?
НЕТ ......................... ( )*
ДА............................ ( )***
Если: НЕТ
Для НЕСИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ картотеки используйте, пожалуйста, инструкцию А «отбор карточек»!
ЕСЛИ ДА для этой СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ картотеки используйте, пожалуйста, инструкцию Б «отбор карточек»
Отборлиц, адрескоторых Вы записываете:
Если по инструкции «отбор карточек» Вы нашли правильное количество карточек, то затем следует выбор лиц.
Очень важно не сделать ошибку и прежде всего уточнить, с каким видом картотеки Вы работаете.
ЗАПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:
Действительно ли каждому лицу (по крайней мере каждому лицу с 12 лет) соответствует отдельная карточка?
ДА............................ ()*
НЕТ ........................ ( )***
Если: ДА
Каждому лицу соответствует отдельная карточка: на каждой карточке зарегистрировано лишь одно лицо. Пожалуйста, действуйте по инструкции В «отбор адресов из картотек с индивидуальными карточками»!
Если НЕТ. Не всем лицам соответствуют отдельные карточки; на некоторых карточках стоит по несколько имен. Пожалуйта, действуйте дальше по инструкции Г «отбор адресов из картотеки семей»!
ИНСТРУКЦИЯ А[77]
К ОТБОРУ КАРТОЧЕКИЗКАРТОТЕК, НЕсистематизированных по улицам и т. д.
ЗАПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:
Вся картотека помещается в ... ящиках. Если количество ящиков разделить на 100, то получится число...
Выбор ящиков картотеки: число, получившееся в результате деления, то есть второе из только что записанных Вами чисел, является «интервалом», который в дальнейшем будет служить единицей измерения. Этот интервал покажет Вам, через какие промежутки Вы должны будете вытаскивать ящики из картотеки для отбора адресов.
Пример: если картотека размещена в 2000 ящиках, при делении на 100 получится число 20. В этом случае Вы вытащите 20-й, 40-й, 60-й ящики и т. д., всего 100 ящиков.
Отбор карточек: в каждом из 100 использованных ящиков вытаскивается соответственно 20-я карточка. Если в ящике меньше 20 карточек, то следующий ящик используется как его продолжение. Дойдя до последнего ящика картотеки, запишите, пожалуйста:
В картотеке отобрано......................... карточек.
Следовало отобрать100 карточек.
Если число отобранных карточек отличается от 100 не более чем на 5, то на это отклонение можно не обращать внимания. Если отклонение все же больше, то Вы сделали ошибку при определении общего числа ящиков или при вычислении интервала. В этом случае начните, пожалуйста, отбор ящиков сначала. Как только Вы правильно отобраликарточки, начинайте отбор людей.
ИНСТРУКЦИЯБ
К ВЫБОРУ КАРТОЧЕК ИЗ КАРТОТЕК, систематизированных по улицам и т. п.
ЗАПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:
Вся картотека размещена в............................ ящиках.
Если это число разделить на 10, получится число.... Отбор карточек: число, полученное в результате деления, то есть второе из записанных Вами чисел, является «интервалом».
который в дальнейшем служит единицей измерения. Этот интервал показывает Вам, через какие промежутки Вы должны вытаскивать ящики картотеки для отбораадресов.
Пример: Если картотека размещена в 200 ящиках, то при делении на 10 получится 20. В этом случае вы возьмете 20-й, 40-й, 60-й и т. д. ящики, всего 10 ящиков.
В каждом из этих предназначенных для отбора ящиков вытаскивается каждая 10-я карточка до тех пор, пока их не станет 10. Если при этом не хватит карточек в этом ящике, то как продолжение должны быть использованы карточки следующего ящика.
Пример (см.\>шА&):Ъы вытащилив ящике номер 326 уже 9 карточек. После последней—то есть девятой—вытянутой карточки в этом ящике осталось только 2 карточки. От последней вытянутой карточки считайте просто дальше: последней карточкой в этом случае будетвосьмаякарточкав ящикеномер 327.
Вытянув карточки и убедившись, что их 100, приступайте котборулиц.
ИНСТРУКЦИЯВ ОТБОР АДРЕСОВ ВИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОТЕКАХ
1. Сначала заполните «шапку» адресного листка. Затем напишите,пожалуйста,вадресномлисткеимена иадреса техлиц,которые отмечены на вытащенных Вами карточках, но лишь в томслучае, если речь идет о «подходящих лицах» (см. пункт 2!).
2. «Подходящими лицами* являются все лица (с 12 лет), зарегистрированные в полиции общины, проживающие в этой общинеи являющиеся немецкими гражданами.
Если на одной из карточек зарегистрировано лицо, которое нельзя причислить к только что описанным «подходящим лицам», просто пропустите эту карточку и записывайте сразу же имя и адрес, которые Вы найдете на следующей вытащенной карточке, если эту карточку можно считать«подходящей».
3. Что нужно записывать? В первой колонке адресного листканумеруйте, пожалуйста, все записываемые Вами адреса. На колонки«Случайныецифры»и«Числоподходящихлиц»Выможетене обращать внимания. То же касается сноски на адресном листке,которая относится к этим записям и не предназначена для этоготипа отбора адресов.
В графе «год рождения» у всех лиц моложе 16 лет (то есть у 12—15-летних) должен быть указан год рождения. Без этой записи вся процедура выписывания адресов для нас бесполезна. В графе фамилий впишите, пожалуйста, все имена (основное имя подчеркните), двойные фамилии, а также, если имеются, титулы, такие, как «доктор», «пастор» или «дипломированный инженер». Если имя ясно не показывает, о ком идет речь — о женщине или мужчине (например, Тони),—проставьте, пожалуйста, буквы «м» или «ж» в графе «год рождения». Если Вы установите, что по одному и тому же адресу живут двое лиц с одинаковыми именами, мы просим Вас добавить слова «старший» или «младший».