Социологические идеи Чарльза Хортона Кули
Чарльз Ку́ли- американский социальный психолог.
В основе социологической теории Кули лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Кули рассматривал общество, социальные группы и индивида как единый живой организм.
Исходной предпосылкой его теории было утверждение о социальной природе человека, что мы без преувеличения можем назвать образом человека как культурного существа. По словам Кули, социальная природа человека 'вырабатывается в человеке при помощи простых форм интимного взаимодействия или первичных групп, особенно семейных и соседских, которые существуют везде и всегда воздействуют на индивида одинаково'. Она представляет собой некий общий для всего человечества комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную духовную среду человеческой деятельности. Идея Кули относительно первичных групп – человеческая природа не существует отдельно в индивидах, а есть групповая природа.
На этой основе Кули строит представления о специфике социального познания социальной реальности, которая развивается из контактов с сознанием других людей, через общение.
Социальной природе человека соответствует особое социальное познание, «которое способно соединять видимое поведение с воображением соответствующих внутренних процессов сознания».
Кули известен в основном как основоположник теории первичных групп и теории «зеркального «Я».
Кули находился под влиянием спенсеровского органицизма и идей эволюционизма. Это влияние носило скорее мировоззренческий характер, выражающийся в представлении о единстве и взаимозависимости органической и социальной революции. На основе этих идей и строил свои взгляды.
Идея Кули относительно первичных групп – человеческая природа не существует отдельно в индивидах, а есть групповая природа. На этой основе Кули строит представления о специфике социального познания социальной реальности, которая развивается из контактов с сознанием других людей, через общение. Симпатия индивида в целом отражает социальный порядок, в котором он живет. Исходя из процесса взаимодействия, Кули формирует концепцию социальной реальности. Она состоит из различных социальных отношений. Чарльз Кули: «Мое взаимодействие с вами состоит в отношениях между моим представлением о вас и моим самосознанием. Если в вас есть что-то, чего я не знаю, то это (то, что я не знаю о вас) никак не влияет на мое восприятие. Таким образом, общество в его непосредственном аспекте есть отношение между идеями личности». Ключ к постижению этой сугубо идеалистической концепции лежит в идее «зеркального «Я». Эта идея состоит в том, что:
1) Первичными фактами общественной жизни являются представления людей друг о друге.
2) Личность – сумма психических реакций на мнения других людей.
В наших представлениях о самих себе большую роль играет то, как нас оценивают другие люди. Идея человека о самом себе включает три главных момента:
1) Представления о том, каким я кажусь другому лицу
2) Представления об оценке, которую другой человек дает мне
3) Некоторое чувство «Я» в виде гордости или унижения
Мы смотрим в представления о нас как в зеркало, и судим по этому отражению.
Кули подчеркивает, что эти оценки играют большую роль в развитии ребенка. В понимании Кули социальная реальность содержит глубокие идеи, носящие на первый взгляд субъективный характер. Эти идеи определили многие направления в социологии и социальной психологии. Такие как:
1) Теория социализации
2) Ролевая теория личности
3) Социология малых групп
Кули оказал большое влияние на формирование идей и концепций, связанных с пониманием микросоциологических процессов в общественной жизни. Кули открыл критическую традицию в социологической науке, которое было направлено на неприятие процесса рационализации.