Тема 14. социология труда и экономической жизни
План лекции (1 час)
1. Специфика социологического подхода к изучению труда и производства.
2. Возникновение социологии труда и ее становление в мировой науке.
3.Экономика как социальная отрасль. Специфика и статус экономической социологии.
Литература: 1, 5, 6, 11, 18,23, 25, 33, 36.
План семинарского занятия (1 час)
1.Понятия «работа», «профессия», «занятость»
2. Социальная организация труда: Э.Дюркгейм о разделении труда; Ф.Тейлор и Г Форд о массовом производстве; К.Маркс об отчуждении труда.
3. Промышленный конфликт и профсоюзы
4. Предмет экономической социологии.
5. Проблемы глобального разделения труда и глобальной экономики
Задания для СРС:
1.Практическое задание:Проведите исследование по месту жительства по теме: «Труд и его место в жизни человека». Проанализируйте полученные ответы и сделайте выводы, которые представьте в виде коротких тезисов.
Задания для СРСП
Защита и оппонирование докладов:
1. Проблема безработицы и способы ее преодоления
2. Социологические исследования адаптации разных социальных групп к рынку
3. Социальные механизмы в экономике
4. Социологический анализ бедности как социального феномена
5. Единство психического и физического в трудовой деятельности человека
6. Социальные проблемы занятости и безработицы в Казахстане
Вопросы:
1. Какие факторы влияют на выбор человеком экономического поведения?
2.Какую роль в социально-экономических процессах играют национально-государственные интересы?
3. Какие экономические взаимоотношения выражает закон предложения?
4. Что представляет собой экономика как социальный процесс?
ТЕМА 15. СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
План лекции (1 час)
1. Образование как социальный институт.
2. Влияние «скрытого учебного плана», культурного капитала, социального неравенства на образование.
3. Социологическое изучение средств массовой информации и коммуникации.
4. Теории влияния СМИ на общество.
Литература: 1, 5, 6, 11, 18, 23, 25, 33, 36.
План семинарского занятия (1час)
1. Предмет социологии образования. Основные функции образования.
2. Конфликтологический подход и неравенство в образовании.
3. Символический интеракционизм о социальном конструировании образования.
4. Социологические исследования развития казахстанского образования и решение социальных проблем. Социальные функции СМИ
Задания для СРС:
1.Подготовьте презентацию по вопросам темы занятия.
2.Практическое задание:Провести экспресс опрос удовлетворенности студентов обучением в вузе.
Задания для СРСП
Сформулируйте определение следующих ключевых понятий:
1. Образование –
2. Функциональная неграмотность –
3. Школьное обучение –
4. Гуманизация образования –
5. Гуманитаризация образования –
6. Креденциализм –
7. Дипломированная безработица -
Защита и оппонирование докладов:
1. Школьное образование и социальное неравенство.
2. Образование в XXI веке: проблемы и перспективы
3. Массовая коммуникация и культура. Социокультурная роль массовой коммуникации.
4. Классические и новые социологические методики и техники в исследовании СМИ: контент-анализ и дискурс анализ.
5. Роль современных электронных технологий в развитии образования
Вопросы:
1.Почему индустриализация заставила разные общества развивать свои системы школьного образования?
2.В чем проявляется влияние экономики, политики и культуры Казахстана на систему школьного образования?
3.Насколько убедительны исследователи, говорящие о пассивности студентов в процессе обучения? Если это верно, то каким образом можно добиться большей активности обучающихся?
4.Сопоставление понятий «коммуникация», «общение», «средства массовой информации», «массовая культура», «язык», «взаимопонимание», «диалог», «смысл», «ценностные установки».
Форма 6
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Әлеуметтану. 2-ктап/Жалпы ред. М.М. Тажин.-Алматы, 2005.-268 б.
2. Биекенов К.У., Биекенова С.К., Кенжеакимова Г.А. Социология: учебник для студентов гуманитарных вузов. –Алматы: Lem, 2010. -380с.
3. Болатова А.Н., Исмагамбетова З.Н., Мырзабекова А.Ш. Социология, Караганда, 2011.
4. Giddens A. Sociology. 6edition.-Cambridge: Polity Press, 2009.-1183 р.
5. Қарабаев Ш.Қ. Әлеуметтану негіздері: Оқу құралы. –Алматы: Экономика, -2004.-640 б.
6. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие – М.: Институт социологии РАН. 2011.
7. Пузиков М.Ф. Социология как учебная дисциплина. Учебно-методический комплекс для студентов вузов. –Алматы, 2008.-632с.
8. Садырова М.С. Әлеуметтану: зекті мәселелер-Алматы: «Эверо», 2011.284 бет.
9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности – 3-е изд., испр. –Москва: Омега-Л, 2007, -567с.
Дополнительная литература
10. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее,в рамках Послания Президента Н.А.Назарбаева (от 2014 г.)
11. Н.А.Назарбаева. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. Казахстанская правда 2012 № 218-219. С. 1-6
12. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства». Казахстанская правда от 2012 № 437-438 с. 1,2-8.
13. Назарбаев Н.А. Нүрлы жол – путь в будущее Послание Главы государства Н.Назарбаева народу Казахстана.- Казахстанская правда.-11 ноября 2014.
14. Абдикерова Г.О. Әлеуметтану. – Алматы, Қазақ университеті? әқ»»№ ө «ұәб№
15. Абдирайымова Г.С. Жастар социологиясы. 2-басылым. –Алматы: Қазаө университеті, 2012.-224б.
16. Әженов М.С., Садырова М.С., Омарова А.Т. Білім социологиясы. Окулық-Алматы: «Эверо», 2011. -124 бет.
17. Биекенов К.У., Садырова М.С., Әлеуметтану Ұғымдар мен балалар. – Алматы: «Эверо», 2011.-400 бет.
18. ЖаназароваЗ.Ж. Отбасы социологиясы: оқу құралы. –Алматы: Қазақ университеті, 2010. -240б.
19. Казымбетова Д.К. Введение в социологию: Учебное пособие. Алматы, 2008.-121с.
20. Кравченко А.И., Анурин В.Ф., Социология: Учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2005.-432с.
21. Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -511с.
22. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. –М.: ИНФРА-М, 2007. -654с.
23. Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. –Алматы., 2002.
24. Социология: Учебник для вузовАвтор: под ред. В.Н. Лавриненко, Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
25. Политическая социология: Учебник для вузов Автор: под ред. Ж.Т., Тощенко, Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
26. Социология неравенства. Теория и реальность Автор: Шкаратан О.И., 2012
27. Парсонс Т. Система современных обществ.- М., 1998.
28. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992.
29. Радаев В. Экономическая социология. - М., 1998.
30. Садвокасова А. Институционализация социологии в Казахстане. –Алматы, 2003.
31. Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интелегенции. –Алматы, 1999.
32. Смелзер Н. Социология: влияние извне // СОЦИС, 1990. -№4.
33. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
34. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. - М., 2007.
35. Фролов С. Социология: сотрудничество и конфликты. - М.,1997.
36. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.
37. Черных А. Социология массовых коммуникаций. Учебное пособие. - М., 2008.
38. Экономическая социология. Курс лекции под ред. Гуревича Л.Я. –Алматы, 2002.
39. Долгоруков А.М. Практикум по общей социологии. Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2006. – 296с.
40. Алимбаев А., Притворова Т.Г. Бектлеева Д.Е. Средний класс в Казахстане: генезис, идентификация, государственное регулирование. - Караганды, 2004. – 189 с.
41. Силласте Г.Г. Экономическая социология. Учебное пособие. - М., 2005. – 385 с.
42. Фененко Ю.В. Социология: Учебник. - М., 2007. – 272 с.
43. Социология: учебник Автор: под ред. В.К. Батурина Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
44. Прикладная социология, Методология и методы, Горшков М.К., Шереги Ф.Э., 2012.
Форма 7
Контрольные вопросы для проведения 1 и 2 рубежного контроля,
вопросы для подготовки к экзамену
Вопросы для проведения 1 рубежного контроля:
1. Объект и предмет социологии. Методы социологии.
2. Структура социологического знания.
3. Место социологии в системе наук об обществе.
4. Социальный процесс и этапы его развития
5. Функции социологии
6. Предпосылки возникновения социологии. Социология О.Конта
7. Социологические взгляды Г.Спенсера
8. Социологические взгляды Э.Дюркгейма.
9. Социологические взгляды М.Вебера.
10. Социологические взгляды В.Парето, П.Сорокина.
11. Функционализм, структурализм, структурный функционализм.
12. Бихевиоризм.
13. Теория социального обмена.
14. Символический интеракционизм.
15. Этнометодология и феноменология.
16. Социология в России и Казахстане
17. Понятие и виды социологического исследования.
18. Программа социологического исследования. Методологическая и процедурная части программы.
19. Основные методы сбора информации. Их классификация.
20. Выборка. Методы выборки.
21. Обработка и представление данных.
22. Научное описание полученных данных и составление научного отчета с выводами, рекомендациями, советами и предложениями.
23. Проблема репрезентативности полученных данных.
24. Этические принципы исследовательской работы.
25. Анонимность проводимых исследований.
26. Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов.
27. Понятие «общества» и современные подходы к его пониманию.
28. Типология общественных систем.
29. Основные элементы социальной структуры.
30. Роль и значение понятий: «социальная общность», «социальная организация», «социальный институт», «социальная группа» в системе категориального анализа общества.
31. Понятие социальных институтов.
32. Признаки и функции социальных институтов.
33. Типы социальных институтов: экономические, политические, образовательные, духовные институты.
34. Социальные процессы в жизнедеятельности общества: политические, экономические, культурные, этнические и др. процессы.
35. Социальная структура. Основные элементы.
36. Социальный статус. Типы статусов.
37. Социальные роли. Ролевой набор. Ролевой конфликт.
38. Понятия «человек», «индивид», «личность».
39. Структура личности. Теория «зеркального Я» Ч.Кули и Дж.Мида.
40. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда.
41. Понятие социализации личности. Этапы и механизмы социализации.
42. Взаимодействие личности и общества.
Вопросы для проведения 2 рубежного контроля:
1. Теория социальной стратификации. Социальная мобильность Модели стратификационных систем.
2. Основные критерии стратификации в концепциях современных западных социологов (М.Вебер, Т.Парсонс, Э.Гидденс).
3. Социально-демографическая структура: поселенческая и этническая структура.
4. Становление среднего класса в Казахстане. Перспективы развития социальной структуры Казахстана в современных условиях.
5. Девиантное поведение личности.
6. Природа и исторические типы отклоняющегося поведения личности.
7. Социальный контроль. Методы социального контроля.
8. Делинквентное поведение личности. Дезадаптивное поведение.
9. Роль и место образования в социальной мобильности. Образование и карьера. Образование и заработок. Образование и успех.
10. Типы культур. Субкультура и контркультура.
11. Глобальные проблемы социальной жизни и общечеловеческие ценности
12. Социологический анализ особенностей казахской культуры, изменение традиционных казахских ценностей в современных условиях.
13. Понятие «Гендер». Гендерные стереотипы как фактор культурного развития общества.
14. Молодежь как специфическая социально-демократическая категория.
15. Социология молодежи как отрасль социологии: предмет, объект, цели, задачи
16. Социальные проблемы молодежи.
17. Молодежная культура и субкультура как объект социологического изучения
18. Социологическая характеристика молодежи Казахстана. Ценностные ориентации и потребности современной молодежи
19. Государственная молодежная политика РК. Образование – основа молодежной политики.
20. Социальные проблемы молодежи Казахстана: безработица, отсутствие жилья, алкоголизм, наркозависимость и др.
21. Деятельность молодежных организаций Казахстана.
22. Религия как объект социологии. Возникновение социологии религии
23. Теология, религиоеведение и социология религии.
24. Предмет и задачи социологии религии
25. Основные направления и подходы в современной социологии религии: функционалистские концепции, конфликтологические теории религии.
26. Религиозная ситуация в современном мире.
27. Радикализация молодежи как социальная проблема современности.
28. Экономическая социология. Ее функции, задачи и характеристика.
29. Социальные проблемы рыночной экономике.
30. Понятие «экономическая культура».
31. Происхождение и эволюция форм семьи.
32. Структура и функции семьи. Жизненный цикл семьи.
33. Модернизация семьи в ХХ в., падение рождаемости, становление нуклеарной семьи, рост числа разводов и незарегистрированных браков. Социальные последствия безотцовщины.
34. Общение в семье. Первичная социализация.
35. Семейная политика и гендерное равенство
36. Семья в Казахстане в условиях рыночных отношений. Семейная политика. Социальная поддержка.
37. Социологический анализ культуры. Сущность культуры.
38. Социология культурного конфликта: аномия и культура «запаздывающей» модернизации.
39. Виды культуры: элитарная, народная, массовая. Понятия субкультуры и контркультуры.
40. Объект, предмет, законы и категории социологии массовых коммуникаций.
41. Сопоставление понятий «коммуникация», «общение», «средства массовой информации», «массовая культура», «язык», «взаимопонимание», «диалог», «смысл», «ценностные установки».
42. СМИ и их функции
Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Социология начала формироваться как самостоятельная область научного знания
2. Год введения термина «социология»
3. Является основателем науки «социологии»
4. Социология – это наука о …
5. Яявляется объектом социологического познания
6. Функция социологии направлена на выработку рекомендаций, прогнозов тех или иных социальных явлений
7. Уровнь социологического знания ставит задачу поиска средств, для решения практических целей
8. Был введен термин «социология»
9. Определил социологию как науку «об идеальных типах»
10. Является предметом изучения социологии
11. Определение социологическому методу
12. Метод социологии существует для выявления отношений в малых группах
13. Подход в социологии характеризует общество посредством изучения рождаемости, смертности и миграции населения
14. Стадии развития общества по О. Конту все социальные явления объединялись сверхъестественными или божественными силами
15. Конт противопоставил социологию
16. Социологизм – это…
17. Является основоположником «понимающей социологии»
18. Представляет собой общество, по мнению О. Конта
19. Ученый разработал понятие функции и дисфункции
20. Предметом социологии, по мнению М. Вебера является
21. Повлияло на создание науки социологии
22. Наука, по мнению О. Конта, имеет право существовать только, если
23. Натурализм – это…
24. Направление в социологии, рассматривающее обмен различными благами как основу всех общественных отношений
25. Основывается эмпиризм
26. Основоположником социологии является Вебер
27. Французский философ, основатель первой французской социологической школы
28. Парсонс рассматривал общество как социальную систему, которая должна отвечать четырем основным функциональным требованиям. Перечисленные ниже требования не соответствует требованиям Парсонса
29. Перечисленные теории не относится к теоретико-методологическим корням концепций обмена
30. Авторы книги «Польский крестьянин в Европе и Америке»
31. Нижеперечисленные авторы ввели в научный обиход понятие «обобщенного другого»
32. Автор произведения «Социальная система»
33. Автор произведения «Бегство от свободы»
34. Принадлежит известная фраза «Человеческое начинается там, где кончается природное»
35. Автор работы «Исследования по этнометодологии»
36. Отметьте среди перечисленных социологов того, кого по праву можно считать «пионером» русской социологии
37. Год XIX века в России появилась социология
38. Перечисленные социологи представляли субъективное направление русской социологии
39. В соответствии с типологией личности в истории П.Л. Лаврова, борьбой за существование, удовлетворением элементарных потребностей поглощены
40. Основной вопрос ставил перед собой русский социолог Н.Я.Данилевский
41. Фактор Л.И.Мечников считал главным двигателем цивилизации
42. Первая женщина-социолог в России, представительница бихевиоризма, это
43. Двухтомный труд П.А.Сорокина
44. Устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни, совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей - это…
45. Социальная организация – это…
46. К.Маркс разработал
47. Развитие сферы услуг (прежде всего науки и образования) характеризует
48. Русский социолог, определявший социологию как науку, изучающую законы общества
49. Этот ученый осуществил переворот в науке об обществе, положивший основание подлинно научной социологии
50. Самая крупная единица в социальном структурировании общества
51. Предложил термин «социальный институт»
52. Социальный институт является первичным
53. Не требуется для возникновения социального института
54. Функции социальных институтов Роберт Мертон назвал латентными
55. Не является социальным институтом
56. Семья это
57. Маргинал это
58. Относится к социальному институту
59. Обручальное кольцо является для института брака
60. Конституция является для института государства
61. Рядовой член партии становится ее лидером, то это пример
62. Н. Назарбаев попал в элиту с помощью канала социальной мобильности
63. Перемещение индивида в более высокий статусный слой связано с
64. Любой переход индивида от одной социальной позиции к другой называется
65. К слагаемым социальной стратификации относятся
66. К открытому обществу относится
67. К факторам индивидуальной мобильности относится
68. Родоначальник теории стратификации
69. Класс определяеющий стабильность и динамизм общества
70. Аристократы представляют вид социального круга, называемого
71. Одной из функций класса элиты в современном обществе является
72. Классом бедных в современном обществе выполняются несколько функций, в числе которых
73. Американские ученые К. Дэвис и У. Мур считали, что в основе социальной стратификации должны лежать
74. Укажите, кто из классиков социологии считал личность центральной фигурой социума
75. Выделите ключевую категорию социального становления личности:
76. Вид интервью в наибольшей мере подходит для исследования личности
77. В определение социального статуса входит
78. Статусный набор это
79. Исследователю принадлежит вывод: «Каждый человек строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других лиц, с которыми он вступает в контакт. Для индивида важно не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы используем представления других о нас самих как зеркало»
80. Назовите главного агента первичной социализации личности
81. Автор психоаналитической теории личности
82. Изучает социология образования
83. Были заложены основы социологии образования
84. Образование как система – это…
85. В США была издана известная книга «Общество, отказавшееся от образования»
86. Учебное заведение представлено высшее профессиональное образование в Казахстане
87. Два типа деления образование
88. Год в Казахстане был принят Закон «Об образовании в РК»
89. Категории относятся к предметной области социологии политики
90. Классиков социологии может служить примером инструменталистской трактовки категории власти
91. В перечисленных ниже типах легитимного господства выберите тот, который соответствует Веберовской классификации
92. Перечисленные ниже ценности относятся к демократической этике управления
93. Впервые употребил понятие политической культуры
94. Готовность и возможность сменить место жительства в поисках нового места работы – это
95. Синтетическое понятие, отражающее готовность и возможность населения к изменению социального статуса, профессиональной принадлежности, места проживания – это…
96. Объясняет циклическая теория
97. Причиной чего является то, что производственные технологии определяют структуру рабочих мест и не для всех из них требуется высокая квалификация и профессиональная подготовка
98. Исследовательскую работу «Первобытный брак» опубликовал в 1865 году
99. Категории Социологии брака и семьи чаще всего в эмпирических исследованиях используется категория «условия жизни семьи»
100. Планирование семьи как понятие Социологии брака и семьи означает
101. Политика гендерного равенства в брачно-семейных отношениях означает:
102. Семья – это…
103. Моногамная патриархальная семья – это…
104. К базисным элементам культуры относятся
105. Формы культуры различают в зависимости от того, кто производит культурные образцы и каков уровень ее элементов
106. Культура интересна для социологии в первую очередь
107. Вид культуры обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями
108. Не является компонентом коммуникации как сложного многокомпонентного процесса
109. Называется модель коммуникации, разработанная американским социологом и политологом Г. Лассуэллом
110. Служит вопрос-фильтр
111. Экспертный опрос это
112. Из перечисленных ниже характеристик выберите ту, которая составляет преимущество метода наблюдения
113. Социологическое интервью это
114. Анкета как вид социологического инструментария это
115. Преимуществом социологического интервью является
116. Ненаправленное интервью это
117. Фокус-группа является
118. Назовите, кто и в какой работе впервые ввёл в употребление термин «социология»
119. Определяется положение человека в обществе, осуществляющее доступ к образованию, богатству, власти и прочее
120. Называют ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом
121. Назовите основную функцию социологии.
122. Называется социология, ориентированная на практическую пользу
123. Автор органической теории
124. Назовите, кто в своей работе «Самоубийство» предпринял попытку объединения теоретического подхода к объяснению этого явления с анализом эмпирических данных
125. Парадигма рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей
126. В исследовании проблем сделал огромный вклад П.Сорокин
127. Социология как самостоятельная наука впервые появилась
128. Понимается под «парадигмой»
129. Ввел в научный оборот термин «теории среднего уровня»
130. Называется человек, участвующий в социологическом исследовании, как носитель информации
131. Назовите самый распространенный метод сбора социологической информации
132. Называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности
133. Если в анкете предложены варианты ответов на поставленный вопрос, то вопрос называется
134. Выберите правильное продолжение определения: «Социальный статус – это…»
135. Социальная стратификация это –
136. Означает слово "страта"
137. Тип мобильности можно отнести ситуацию, когда родители крестьяне, а сын – академик
138. Сущность стратификации заключается в
139. Означает, с точки зрения теории стратификации, закрытое общество
140. Образцом кастового деления является
141. Классы зависят от
142. Процесс взаимодействия этнических культур, предполагающий усвоение языка, культуры, этнического самосознания другого этноса называется
143. Стремление к обособлению, отделению части государства или отдельного этноса определяют понятием
144. Личность - это
145. Процесс формирования общих устойчивых черт личности называется
146. Девиантное поведение это
147. Кто ввел понятия «латентные функции»
148. К слагаемым социальной стратификации относятся
149. К открытому обществу относятся
150. К факторам индивидуальной мобильности относятся