Проблемы социалистического расселения. градостроительные концепции 1 страница
Внимание к градостроительным проблемам стало отличительной чертой советской архитектуры уже в первые годы после Октябрьской революции.
В 20–30-е годы ХХ века в нашей стране интенсивно разрабатывались градостроительные проблемы. Это было связано как с практикой реального строительства новых городов и жилых комплексов, так и с необходимостью разобраться в сложных и противоречивых со
циальных, экономических и технических проблемах градостроительства.
В процессе творческих поисков было выдвинуто много различных предложений; некоторые из них заключали предвидение путей развития современного города и значительно опережали характерный для того периода мировой уровень в области градостроительства. Появилось большое количество градостроительных предложений, проектов и идей, рассчитанных на более или менее отдаленную перспективу.
Понимая перспективный характер сложных градостроительных проблем, архитекторы не ограничивались решением задач, связанных с удовлетворением «сиюминутных» нужд, а разрабатывали одновременно и стратегические задачи градостроительства.
Преобладало стремление комплексно рассматривать все градостроительные вопросы, решать различные проблемы архитектуры в рамках единой концепции социалистического расселения. Проблемы районной планировки, функциональное зонирование города, создание сети коммунально-бытового обслуживания, разработка нового типа поселения и его структурных элементов, поиски гибкой планировочной структуры, формирование общественных центров, возможности вертикального зонирования городской застройки – эти и многие другие вопросы рассматривались архитекторами как неотъемлемые части общей проблемы социалистического расселения.
В процессе разработки проблем социалистического расселения в рассматриваемый период можно выделить два основных этапа – начало 1920-х годов и рубеж 1920–1930-х годов. Для каждого из них были характерны свои особенности, связанные с конкретной исторической обстановкой, социальными процессами, возможностями экономики, градообразующими факторами
и т.д. При этом в принципиальной постановке вопросов и даже в размежевании сторонников крайних взглядов в градостроительных поисках у обоих этапов было много общего, хотя масштаб рассматриваемых проблем существенно изменился в конце 20-х годов по сравнению с первыми послереволюционными годами. И на первом, и на втором этапе годы осознания градостроительных задач (первых практических опытов, теоретических поисков и формирования концепций) завершались острой градостроительной дискуссией, которая предшествовала интенсивному реальному проектированию и строительству.
Первая градостроительная дискуссия (1922–1923) отразила особенности развертывания хозяйственного строительства в стране по плану ГОЭЛРО в условиях нэпа. Вторая градостроительная дискуссия (1929–1930) была связана со строительством новых городов в связи с ускоренными темпами индустриализации страны по первому пятилетнему плану.
Среди социальных проблем, находившихся в центре внимания участников обеих градостроительных дискуссий, основными были отношение к крупным городам и задача преодоления противоположности между городом и деревней. Основным содержанием дискуссий о социалистическом расселении было стремление наметить конкретные пути решения этих важнейших социальных проблем, поставленных тогда перед советским градостроительством.
В ходе обеих градостроительных дискуссий (особенно в 1929–1930 гг.) было высказано много различных точек зрения, были разработаны оригинальные предложения, выдвинуты теоретические концепции. Рассмотрим некоторые из этих проблем и концепций.
Проблема вертикального зонирования города связана со стремлением ликвидировать пересечение транс
портных потоков и отделить транспорт от пешеходов. Первая задача уже в XIX – начале XX века решалась путем создания внеуличного транспорта (подземного или надземного) и организации тоннелей и путепроводов (эстакад); она стала приобретать со временем все более инженерно-технический характер. Вторая задача оказалась теснее связанной с архитектурными вопросами объемно-пространственной композиции города.
Архитектурно-художественный облик города зависит не только от характера его планировки и застройки, но и от того, как и откуда воспринимает его человек. Условия восприятия облика города складывались на протяжении столетий, однако в появившихся в начале XX века проектах по вертикальному зонированию города (Сант-Элиа, Гильберзаймер, Ле Корбюзье и др.) это обстоятельство не всегда учитывалось. Как известно, городская застройка рассчитана на то, что человек воспринимает отдельное здание и ансамбли прежде всего с уровня земли. Поэтому содержавшиеся в ряде проектов предложения поднять пешеходов над улицей и даже превратить в пешеходные террасы плоские крыши домов привели бы к резкому изменению привычного характера восприятия городской застройки, а следовательно, и потребовали бы иного отношения к созданию ансамбля. Кроме того, планировку и застройку города человек воспринимает не только по горизонтали и «вниз», но и «вверх», т.е. облик города неотделим от количества неба над головой человека. Предложения некоторых архитекторов освободить улицы для транспорта, убрав пешехода под поставленные на столбы дома, фактически отнимали у человека значительную часть «неба» и вели к резкому изменению условий восприятия архитектурного облика города.
Идеи вертикального зонирования города, выдвигавшиеся в первой половине 1920-х годов советскими
архитекторами, существенно отличались от предложений зарубежных архитекторов.
В 1921 году А. Лавинский создал поисковый проект «Город на рессорах». Стремясь отделить пешеходов от транспорта, он не стал заглублять транспортные улицы в траншеи или убирать с них пешеходов под дома и на эстакады, а наоборот, предложил предоставить всю уличную сеть города пешеходам, превратив улицы в озелененные бульвары. Все постройки города поднимались на опоры в виде стальных ферм рессорной конструкции и под ними устраивались транспортные магистрали, пересекавшие пешеходные бульвары-улицы в тоннелях.
В проекте «горизонтальных небоскребов» для Москвы, разработанном Л. Лисицким в 1923–1925 годах, предлагалось возвести на перекрестках поднятые на опорах непосредственно над проезжей частью города однотипные конторские здания.
В 1925 году К. Мельников, находясь в Париже в связи со строительством по его проекту советского павильо на на Международной выставке декоративного искусства, получил ряд предложений и заказов. Один из таких заказов был связан с поисками в плотно застроенном центре Парижа мест для стоянки быстро растущего парка легковых автомашин. К. Мельников выдвинул оригинальную идею размещения многоярусных гаражейстоянок над существующими мостами через Сену.
Проекты Лавинского, Лисицкого и Мельникова внесли принципиально новое в поиски вертикального зонирования города. Их объединяют между собой общие черты.
Во всех этих проектах поднятые на опоры здания предлагалось сооружать не над пешеходными путями, а над транспортными магистралями, что отличает их от большинства проектов, создававшихся в тот
период за рубежом. Из трех основных элементов вертикального зонирования – пешеход, транспорт и застройка – советские архитекторы отдали предпочтение пешеходу, считая нецелесообразным изменять его положение в пространственно-планировочной структуре города. Главные резервы вертикального зонирования они видели в использовании пространства для застройки над транспортными магистралями. Причем, в новом городе (Лавинский) все магистрали убирались под здания, а в таких сложившихся городах как Москва (Лисицкий) и Париж (Мельников) второй ярус предлагалось создать лишь в определенных пространственно раскрытых точках (перекрестки, мосты), где поднятые на опоры сооружения отнимали бы минимум «неба».
Л. Хидекель в 1920-е годы создал ряд интересных поисковых градостроительных проектов, в которых он как бы варьирует и развивает идею вертикального зонирования города. Однако, в отличие от рассмотренных выше предложений (Лавинского, Лисицкого и Мельникова) по вертикальному зонированию городской застройки проекты Хидекеля отличаются, так сказать, глобальным подходом к этой градостроительной проблеме. Он рассматривает вопросы вертикального зонирования не только как задачу рациональной организации селитебной территории города, но и как проблему взаимоотношения человеческих поселений и природы в целом. Поэтому в его эскизных проектах архитектурные комплексы взаимодействуют и с подземным уровнем, и с водными бассейнами, и с участками нетронутой природы, и с надземными воздушными пространствами.
Стремясь сохранить нетронутой природу между комплексами, Хидекель убирает транспортные магистрали в подземные тоннели, открывая их (в виде выемки) лишь вблизи зданий (проект 1922 г.).
Идея города, расположенного над заглубленными в землю магистралями или вообще поднятого над землей, т.е. города, в котором по-новому решены проблемы вертикального зонирования, стала основной в градостроительных поисках Хидекеля в 1920-е годы.
Хидекель разрабатывал идею поднятого над естественным ландшафтом города несколько лет (1925–1930), создав ряд вариантов проекта подобного города. Город представляет собой слоистую прямоугольную сетку горизонтальных корпусов, поднятую над землей на железобетонных опорах.
Город на опорах Хидекеля разделен на ярусы. Первый ярус – уровень земли: транспорт – в выемках или непосредственно под горизонтальными корпусами, весь остальной ландшафт остается нетронутым – природа предназначена для отдыха и прогулок (живописные по очертанию дорожки и т.д.). Второй ярус – обобществленные помещения, приближенные к жилью (столовые, библиотеки, школы, читальни, кинотеатры, театры и др.). Третий ярус служит, в основном, для пребывания людей на воздухе. Это свое образные висячие сады, отделяющие жилье от шумного второго яруса, но здесь могут быть столовые, рестораны, фойе театра и т.д. Четвертый ярус – зона жилых помещений.
В конце 1920-х годов ВХУТЕИН становится одним из центров разработки проблемы нового города. В 1928 году в ряде мастерских Архитектурного факультета выполнялись дипломные проекты на тему «Новый город», получившие широкий резонанс в архитектурной среде. Задание преследовало цель разработки принципиальной планировочной и объемно-пространственной организации нового города (и крупного городского комплекса) с учетом новых социально-экономических условий и уровня техники (реальность осуществления). Экспериментально проверялись различные варианты
планировки города – замкнутой в себе (рассчитанной на ограничение роста города), децентрализованной (поз воляющей свободно расти территории города) и др.
Т. Варенцов разработал развивающуюся планировочную структуру нового города, включающую в себя кольцевые и прямолинейные магистрали в сложном сочетании.
В. Попов разрабатывал «Новый город» с ориентацией на территориальное зонирование его функциональных элементов. Это большой жилой район при крупном промышленном предприятии. Была условно выбрана конфигурация плана в виде квадрата, в центре которого парк с культурными и спортивными сооружениями, а по периметру – жилые кварталы. Жилой район примыкает к промышленной зоне, соединяясь с ней административно-торговым центром.
Жилые кварталы состоят из развитых домовкоммун, в которых от центрального ядра, где расположены общественные учреждения, радиально отходят восемь жилых корпусов (со стандартными жилыми ячейками), опирающихся, как на своеобразные пьедесталы, на ритмично размещенные объемы детских учреждений.
В. Лавров решает «Новый город» в виде «городалинии», в котором жилой район примыкает к промышленной территории и развивается в сторону от нее вдоль магистрального шоссе.
В том же 1928 году, выполняя дипломный проект на тему «Новый город», Г. Крутиков создает свой знаменитый проект «Летающего города».
В 1929 году И. Иозефович как бы продолжил идею «Летающего города» Крутикова. На общую для работ дипломников тему «Дом съездов СССР» он разработал неожиданный, всех удививший проект, в котором разделил все помещения Дома съездов на две части: вопервых, летающий огромный зал заседаний, во-вторых,
все остальные вспомогательные помещения в виде при
чальной башни.
В годы первой пятилетки (1928–1932), когда была поставлена задача строительства жилых комплексов при крупных промышленных предприятиях и совхозах, проблемы социалистического расселения оказались в центре внимания архитекторов.
В процессе реального проектирования советские архитекторы вырабатывали новые принципы планировки и застройки социалистических поселений. При этом годы первой пятилетки были временем наиболее интенсивных градостроительных поисков, ибо советским архитекторам практически впервые в мире приходилось в таком масштабе проектировать не экспериментальные, а реальные новые промышленные города. Многие проблемы решались заново. Принципы зонирования территории, возможность развития города в целом и его отдельных частей, организация коммунально-бытового обслуживания, взаимоотношение жилых кварталов и общественного центра, зависимость типов зданий и структуры жилых комплексов от новых социальных отношений людей, сам характер этих отношений в пределах бытового коллектива – эти и многие другие градостроительные вопросы широко обсуждались в печати. Высказывались различные, часто диаметрально противоположные точки зрения, вырабатывались те или иные градостроительные концепции, принципы которых находили отражение в конкурсных проектах и в проектах, предназначенных для реального строительства.
В 1929–1930 годах на страницах общей и архитектурной печати развернулась острая градостроительная дискуссия.
В ходе градостроительной дискуссии обсуждались все «уровни» – от жилой ячейки до системы расселения
в масштабе страны. Причем, отношение к городу как таковому, к его структуре и размерам во многом определялось принципиальным подходом к этим крайним структурным формам расселения (жилой ячейке и общей системе расселения). Почти все сходились на том, что в государстве с плановым хозяйством необходима единая система расселения, многие выступали за отказ от семейных квартир в пользу развития коллективных сторон быта, некоторые отвергали крупные города.
Среди многочисленных точек зрения на социальные и другие проблемы градостроительства, представленных в ходе дискуссии, можно выделить три наиболее влиятельные концепции социалистического расселения, две из которых принято обозначать терминами урбанизм и дезурбанизм, хотя более правильно было бы говорить о компактном и линейном способах расселения (или, как говорили в те годы, о «соцгороде» и «новом расселении»); третья концепция связана с теоретическим кредо Н. Ладовского, положенным в основу концепции АРУ.
Идея коллективного жилища, разработкой различных типов которого интенсивно занимались наши архитекторы в 20-е годы, восходит к фаланстеру Фурье. Об этом свидетельствует, например, такой факт, что первые проекты коллективных жилищ сами архитекторы называли «фаланстерами».
Фурье рассматривал свои фаланстеры как автономные комплексы, расположенные в окружении природы, а не включенные в планировочную структуру города или поселка. Проекты же «фаланстеров» в нашей стране сразу же преследовали цель их встраивания в более крупную селитебную систему. Речь шла не о разработке коллективного жилища в виде автономного поселения, а о создании некоего типового (скорее, образцового) коллективного жилища в масштабе небольшого квартала, из которого
можно было бы набирать более крупные жилые комплексы (поселки, районы, города и т.д.). Речь шла о поисках минимального пространственно-планировочного элемента новой градостроительной структуры.
Именно эта задача и стала основной при разработке жилища коллективного типа как первичного элемента многих градостроительных концепций социалистического расселения.
Сами поиски этого первичного градостроительного элемента велись в разных направлениях и прошли ряд этапов. Были попытки сделать такой первичный элемент минимальным по размерам, включенным в более крупную планировочную структуру, которая брала на себя некоторые общественно-коммунальные функции. Были и проекты, где коллективное жилище вырастало до масштабов крупного квартала, включающего в себя не только столовую, читальню и детские учреждения, но и школу, и развитый клуб.
Приведу два примера таких экспериментальных разработок, которые велись сторонниками основных творческих течений архитектурного авангарда – рационалистами и конструктивистами.
В 1926 году в мастерской Н. Ладовского во ВХУТЕМАСе И. Ламцов и М. Туркус делали дипломные проекты на одну тему: жилой комплекс для Москвы (на конкретном участке на берегу Москва-реки) с новой организацией быта. Комплекс включал в себя жилища различного типа, культурно-коммунальный центр, детские учреждения. Дипломники по-разному подошли к проектированию жилого комплекса: Туркус создал двухступенчатую структуру, Ламцов – моноцентрическую.
Туркус основное внимание уделил разработке первичного элемента в виде типового квартала, включающего жилые дома и коммунальный корпус (столовая, детские учреждения и др.).
Ламцов создал единый культурно-коммунальный
центр всего комплекса в виде выразительного по композиции главного общественного здания. Жилые дома компонуются из стандартных объемных элементов, даю щих различные варианты сочетаний и позволяющих образовывать взаимосвязанные ритмические компо зиции.
Трансформация автономного «фаланстера» в структурный типовой элемент жилого комплекса (поселка или жилого района крупного города) привела к формированию такого развитого типа коллективного жилища как жилкомбинат, который можно рассматривать и как разросшийся до масштаба квартала дом-коммуну, и как жилой квартал, все здания которого соединены между собой переходами.
Независимый жилкомбинат «фаланстерского» типа проектировался и в виде совершенно самостоятельного поселения – как, например, в проекте Н. Кузьмина (1928–1929) для горняков Анжеро-Судженского каменноугольного района.
Градостроительная концепция «соцгорода» была наиболее полно изложена в 1929–1930 годах в теоретических работах экономиста Л. Сабсовича. Отвергая крупные города, сторонники концепции «соцгорода» видели основу социалистического расселения в создании ограниченных по размерам компактных поселений при крупных промышленных предприятиях и совхозах. Эти так называемые «соцгорода», по их мнению, должны были отличаться от капиталистических городов по своим размерам, по принципам культурно-бытового обслуживания, по организации быта их жителей, по объемно-планировочной структуре селитебной зоны. Размеры городов предлагалось ограничить: от 40–50 до 80–100 тысяч человек. Все потребительские функции жителей обобществлялись. Сам город должен был
состоять из однотипных жилых комбинатов, рассчитанных на 2–4 тысячи человек.
Концепция «соцгорода» постепенно сформировалась из идеи дома-коммуны, в процессе перерастания автономного «фаланстера» в жилкомбинат как структурный элемент города.
Итак, первая идея концепции «соцгорода» – замена иерархической системы поселений однородной системой из небольших городов.
Вторая идея – максимальное обобществление быта. Однако обе эти идеи еще не были архитектурно состыкованы между собой в формировавшейся тогда концепции «соцгорода». По Сабсовичу, новый город состоял из «громадных» жилых домов для взрослого населения и учреждений коммунально-культурного обслуживания, причем «детские» и «школьные» городки могли вообще создаваться за пределами города. Архитектурно соединить все функциональные элементы селитебной территории города в условиях обобществленного быта помогли интенсивные проектные разработки архитекторов, вышедших уже в 1929–1930 годах на создание крупных жилкомбинатов как структурных элементов нового города.
В конкурсных проектах новых городов было предложено большое количество самых разнообразных по пространственно-планировочной структуре жилкомбинатов. Но всех их объединяло то, что это были единые комплексы, состоящие из соединенных теплыми переходами различных по функциональному назначению корпусов (жилье для детей и взрослых, коммунальнокультурные учреждения).
Идея создания «соцгородов» из однотипных жилкомбинатов получила в годы первой пятилетки широкое распространение. Разрабатывались проекты типовой структурной ячейки таких «соцгородов» в виде квартала-коммуны, создавались конкурсные проекты
новых промышленных городов, строились жилые комплексы.
Лидер конструктивизма А. Веснин был сторонником идеи создания «соцгородов» из отдельных «типовых» жилкомбинатов, что, в частности, нашло отражение и на страницах «СА» – печатного органа возглавлявшегося им Объединения современных архитекторов (ОСА).
Александр Веснин принимал участие в градостроительной дискуссии 1929–1930 годов и как теоретик, и как архитектор-практик.
В 1929 году вместе с Виктором Александровичем он выступает со статьей «Предпосылки строительства новых городов», в которой авторы писали: «Нам кажется, что в будущем следует... ориентироваться на небольшие поселения примерно в 40–50 тысяч жителей, связанные с тем или иным промышленным центром...
Группы домов, нам кажется, должны составлять не разбросанные кварталы, а объединенный комбинат, куда входят, помимо жилых домов, здания общественного пользования [такие] как клубы, фабрики-кухни, столовые, детские сады, школы и т.д. Такие комбинаты должны быть больше современного квартала, и артерии транспорта должны отделять друг от друга такие группы домов.
В настоящее время идет спор, что выгоднее строить: большие дома или маленькие сооружения, рассчитанные на одного–двух человек или, по крайней мере, на небольшую группу. Мы являемся сторонниками постройки больших домов. Мы думаем, что коллективистический быт возможен только при условии совместной жизни большого количества людей, их постоянного общения».
Пожалуй, наиболее последовательно концепция «соцгорода» со структурной единицей в виде жилком
бината была воплощена в проектах А. и Л. Весниных для Кузнецка и Сталинграда (1929–1930), а также в проектах других архитекторов для новых городов и жилых районов при строящихся промышленных предприятиях – Автострой, Магнитогорск, Сталинград, Харьков, Коминтерновск и др.
Разрабатывая проекты нового типа поселения («соцгород») и жилища (дом-коммуна, жилкомбинат), архитекторы стремились не только по-новому организовать быт его жителей, но и создать новый облик жилой застройки, отличающийся от прошлого. Основным приемом объемно-пространственной композиции домакоммуны и жилкомбината (квартала-коммуны) становится выявление в их внешнем облике коллективизма нового быта, взаимосвязи жилых ячеек и мест социального контакта.
Прием соединения корпусов теплыми переходами предоставлял архитекторам большие возможности создания крупномасштабных выразительных композиций. Вместо отдельно стоящих жилых домов и различных по размерам коммунально-бытовых зданий объединение жилых и общественных помещений в одном здании или соединение корпусов переходами приводили к появлению совершенно новых объемно-пространственных решений. Застройка селитебной территории приобретала иной градостроительный масштаб.
В плане такие типовые кварталы-коммуны, если они проектировались для нового «соцгорода», часто имели конфигурацию, близкую к квадрату, а корпуса в них располагались параллельно (или перпендикулярно) сторонам квартала.
Пытаясь сделать жилой комбинат более выразительным, архитекторы применяли прием диагонального расположения корпусов, что позволяло создавать интересные композиции. Использовались и другие ком
позиционные приемы. Характерны в этом отношении проекты И. Голосова, который в конце 20 – начале 30-х годов ХХ века проектирует несколько жилкомбинатов, среди которых наибольший интерес представляет проект типового жилкомбината для Сталинграда.
Оригинальные по объемно-пространственной композиции жилые кварталы запроектировал М. Мазманян в рабочем поселке Кафан в Армении, территория для которого была выбрана на крутом рельефе.
Вторая наиболее влиятельная концепция социалистического расселения – дезурбанизм – связана с именем социолога М. Охитовича, который в 1929–1930 годах выступал с докладами и опубликовал ряд статей, где обосновывал теорию «нового расселения». По своим основным принципам теория «нового расселения» существенно отличалась от теории «соцгорода» и в известном смысле являлась ее антиподом.
Охитович и Сабсович были едины в отрицании капиталистического города. Они оба выступали против крупных городов. Однако в то время как Сабсович видел основу социалистического расселения в создании ограниченных по размерам городов, Охитович вообще отвергал всякую форму компактных градостроительных образований, противопоставив урбанизму последовательно дезурбанистическую концепцию.
Вместо поисков того или иного нового типа поселения Охитович призывал к рассредоточенному расселению. Лозунг «Долой капиталистический город!» заменялся лозунгом «Долой капиталистический город и вместе с ним долой город как форму расселения при социализме!». «Новое расселение» понималось в буквальном смысле как рассредоточение (расселение) людей по территории страны, причем вместо особняковых домов на семью предусматривались индивидуальные жилые ячейки (отдельно стоящие или блокирован
ные) среди природы. По типу подхода к социальным проблемам быта сторонники концепций дезурбанизма и «соцгорода» были во многом близки. Фрагмент застройки «нового расселения» по функциональному назначению отдельных помещений и их функциональным связям можно условно считать разбросанным по большой территории жилкомбинатом с его индивидуальными ячейками и учреждениями общественного обслуживания. Однако во много раз возраставшие в этом случае расстояния между отдельными элементами жилищнообщественного комплекса не только приближали человека к природе, но и вносили во всю организацию жизни существенные качественные изменения. Если в жилкомбинате концент рация всех помещений в пределах квартала и создание крытых переходов должны были, по мысли сторонников концепции «соцгорода», резко усилить социальные контакты жителей во внерабочее время, то в «новом расселении» намеренно создавалась обстановка большей изоляции человека с целью предоставления возможности для индивидуальных занятий.
Линию расселения Охитович предлагал создавать из отдельных стандартных жилых ячеек. В соответствии с децентрацией жилища в теории Охитовича предусматривалась замена центров обслуживания сетью обслуживания, максимально приближенной к потребителю.
Уже продумав в общих чертах теоретические основы концепции «нового расселения», Охитович стал искать единомышленников в среде архитекторов, чтобы довести идеи дезурбанизма до проектного уровня. Выбор его пал на коллектив архитекторов-конструктивистов, работавших тогда в Секции типизации Стройкома РСФСР (1928–1929) над разработкой проектов домов переходного типа и домов-коммун. В коллектив входили М. Гинзбург (руководитель), М. Барщ, В. Владимиров, А. Пастернак и Г. Сум-Шик.
Вскоре Охитович уже стал полноправным членом этого коллектива, который, пополнившись и новыми архитекторами, работал уже в Секции социалистического расселения Госплана РСФСР (в коллектив пришли архитекторы К. Афанасьев, Г. Зундблат, И. Милинис, Г. Савинов, Н. Соколов, инженер С. Орловский).
К началу 1930 года коллективом Секции были разработаны общая схема расселения и два конкурсных проекта для конкретного места: Магнитогорье и Зеленый город.
Согласно общей схеме расселения, на территории страны (или определенного региона) создается равномерная сеть дорог (железных, шоссейных) для перевозки сырья, топлива, полуфабрикатов, готовых продуктов и рабочей силы. Скрещение транспортных путей образует сеть треугольников, в вершинах которых (по возможности вблизи сырья) создаются различные промышленные предприятия. Параллельно транспортным магистралям идут электросети, связывающие все предприятия. По обеим сторонам от транзитной магистрали идет парковая зона шириной 50–150 м, за ней дороги для местного движения, вдоль которых на некотором расстоянии – жилища тех, кто работает на ближайших предприятиях.
Жилища разного типа, но господствующим является небольшой домик-ячейка на одного–двух человек (жилая комната, тамбур с вешалкой, теплая уборная, душевая кабина с умывальником).
Возможны также автономные дома для многосемейных. Допускаются своеобразные «дома-коммуны», состоящие из ряда таких же индивидуальных ячеек, но не имеющие внутри никаких учреждений общественного пользования. Пространство внутри треугольников не заселено, здесь зона сельского хозяйства или добывающей промышленности. Занятые в этих отраслях производства живут на периферии треугольников вдоль транспортных путей. Сеть учреждений общественного пользования (почтовые отделения, библиотеки, детские учреждения, столовые и т.д.) размещаются в парковой зоне (между магистралью и жильем). На каждой ленте расселения в наиболее благоприятном в природном отношении месте размещается один парк культуры и отдыха с клубом, аудиторией, кинотеатром и спортивной базой, выставками образцов товаров, водной станцией и т.д.
В годы первой пятилетки советские архитекторы, поставленные перед необходимостью создания проектов для новых, казалось бы, вполне определенных по размерам городов, понимали, что нельзя искусственно ограничивать дальнейший рост города. Они искали такую принципиальную схему планировки города, которая позволяла бы ему развиваться, не нарушая функционального зонирования и не требуя коренной реконструкции.