Отечественная социология города и архитектура в работах о. яницкого, л. когана и других
Отечественная школа социологии города, воссозданная в 1960-е при участии архитекторов О.Н. Яницкого [53–61] и Л.Б. Когана [62–66], также находится в русле общей традиции и не рассматривает архитектурные объекты как существенные для социологического анализа. По О.Н. Яницкому, социология города изучает процесс урбанизации. «Имея своим предметом формирование и распространение городских отношений и городского образа жизни во всем обществе, социология города, по существу, занималась изучением процессов модернизации в СССР и России» [60. – С. 175]. По мнению О.Н. Яницкого, развитие социологии города в советский период ограничивалось такими социальными вопросами как преодоление противоположности между городом и деревней, эмансипация женщин, обобществление быта и социалистическое расселение, находясь в плену социальных утопий о построении «идеального поселения» [60. – С. 175]. Датой официального воссоздания социологии города в России можно считать организацию при советской социологической ассоциации исследовательского комитета социальных проблем градостроительства под председательством О.Н. Яницкого, просуществовавшего до развала СССР [60. c. 176]. Но нельзя сказать, что это было новым рождением дисциплины – скорее, это организационное ее оформление как социологии города – одной из наиболее разработанных отраслей социологии в мире и в нашей стране. Ее развитие в России, как и везде, опиралось на работы М. Вебера, Г. Зиммеля и др. и находилось в свое время под сильным впечатлением от «города-сада» Эбинизера
Говарда. Социология города была развита работой одной из самых сильных первых социологических групп – земской статистики – с ее «изустными опросами» в рамках санитарно-гигиенических обследований и дополнительно усилена социальной активностью архитекторов советского авангарда в процессе дискуссий о социалистическом расселении (подробнее см. выше) [60. – С. 177, 178]. По подсчетам О. Яницкого, за период с 1969 по 1989 год в области социологии города (урбаносоциологии) были изданы более 150 специальных и еще 150 междисциплинарных монографий и сборников. Среди них О.Н. Яницкий выделяет таких авторов как Ахиезер А.С. [374; 375], Глазычев В.Л. [67], Межевич М.Н. [376; 377], Градов Г.А. [378], Дридзе Т.М. [379], Платонов Г.Д. [380], Пчелинцев О.С. [381; 382], Рукавишников В.О. [383], Трущенко О. [384] и др. Сейчас это достаточно развитая область социологии. Подробный анализ развития социологии города в нашей стране, роль и места различных авторов 20–30-х годов и далее от 60-х до 90-х годов прошлого века сделан О. Яницким [60. – С. 175–185]. Среди авторов, сыгравших роль в становлении дисциплины в 1920–1930-х годах, О.Н. Яницкий отмечает П.Г. Мижуева [385], Н.П. Анциферова [386], Н.А. Милютина [210; 221], Л. Сабсовича [228], М. Охитовича [209; 229]. Для того, чтобы представить современное состояние отрасли и проблематику ее исследований, достаточно изучить материалы секции социологии города и регионального развития на III Всероссийском социологическом конгрессе (2008) под руководством Е.М. Акимкина [387]. Лидеры социологии города, такие как О. Яницкий и Л. Коган, рассматривают город в настоящее время в качестве элемента глобальных цивилизационных процессов. Так, О.Н. Яницкий, выступая на Пленуме Общественной палаты РФ в мае 2008 года, выделил три пространства модернизации России: экологическое, информацион
ное и социотехническое. Под последним он понимает город со всеми его ресурсами. При этом ключевой проблемой современности, нового передела мира он считает разработанное в рамках теории Мануэля Кастельса противоречие между глобальными универсальными пространствами потоков (денег, товаров, ресурсов, людей, информации) и разнообразием пространства мест. «Шизофрения» пространства потоков и пространства мест зключается в том, что повсеместно «побеждает» глобализация [61]. Л.Б. Коган в докладе на III Всероссийском социологическом конгрессе в 2008 году при анализе динамики перехода социологии города к урбанологии как области знаний, изучающей процесс урбанизации, отмечает усиление давления провинции на крупные города, совпадающее с общемировым давлением периферии в процессе урбанизации. Коган подчеркивает особую опасность этого «в процессе повышения универсальности урбанизации как сердцевины глобализации» [66].
В рамках городской социологии можно отметить, например, интересную работу О.Е. Трущенко о городской социальной сегрегации в Москве. Опираясь на концепции символического капитала П. Бурдье и престижного адреса М. Пенсона и М. Пенсон-Шарло, она, на примере Москвы, детально проанализировала процессы ее территориальной дифференциации и социальной сегрегации. Исследование показало, что городская социальная сегрегация в Москве – устойчивое явление, не зависящее от времени и социального строя. Противостояние Запада и Востока, а точнее – Юго-Запада и Юго-Востока, существует в Москве с момента ее становления как города и до настоящего времени [384]. При этом у сегрегации есть обратная сторона, которая заключается в том, что районы с более низким символическим капиталом имеют, в том числе, и менее престижную архитектуру. Очень упрощенно и с большими допущениями можно предполо
жить при этом, что «серая архитектура» оказывает влияние на воспроизводство «серых людей» (менее гармоничных). Чтобы проверить это предположение, необходимы специальные масштабные исследования. Косвенно это может быть подтверждено результатами многолетнего использования одного из методов имажинативной психиатрии – кататимным переживанием образов (символдрама) Ханскарла Лейнера. В символ-драме образ дома, здания является одним из основных мотивов, который переживается прежде всего как выражение собственной личности или одной из ее частей. В мотиве дома отражена структура, на которую человек проецирует себя, свои желания и пр. [388. – С. 74]. Влияние архитектуры на становление и развитие человеческой личности и социальной среды требует дальнейшего изучения.
Современные опыты в рамках социологии города, которые необходимо отметить, проходят, например, на базе факультета социологии СПбГУ. Так, в апреле 2009 года состоялась открытая лекция Оксаны Запорожец (доцент кафедры социологии и политологии Самарского государственного университета; участник Лаборатории критического урбанизма Европейского гуманитарного факультета, Вильнюс) и Екатерины Лавринец (Вильнюсский технический университет; куратор выставок городской фотографии; лектор кафедры «Философия и политология» в Вильнюсском техническом университете, Литва; участник Лаборатории критического урбанизма при Европейском гуманитарном университете, Литва).