Специфика предмета исследования в социальных науках

сходства и различия м/у естественными и социальными науками

Происхождение: естественные – раньше

Социальные – позже ( конец 19 века)

Специфика объекта исследования:

Естественные – природные законы и закономерности

Социальные – закономерности общества

Методы исследования:

Естественные – наблюдение, эксперимент

Социальные – анализ

Параметры сложности объекта исследования в социальных науках

1. Объект: конкретные люди, либо социум в целом

2. Большое множество элементов, составляющих объект исследования

3. Большое количество связей и отношений м/у элементами социальной системы

4. Меньшая регулярность социальных процессов по сравнению с естественными

5. Поведение людей находится под влияние множества факторов

6. Закономерности, которым подчиняется человеческое поведение носят вероятностный характер

7. Активность и избирательность человеческого поведения

8. Любое человеческое поведение можно учесть только в социальном контексте

9. Наличие сознания как регулятора поведения

10. Благодаря сознанию человек способен на рефлексию

11. Труднопрогнозируемость человеческого поведения

Символический интеракционизм

Мы ведём себя так, так как мы думаем что подумают другие

мил кули.

Интроспекция – О совпадает с S

Позитивизм как философия научного познания и феноменологический анализ.

В научном познании 2 полярных научных течения

Позитивизм

Специфика предмета исследования в социальных науках - student2.ru Мир потенциально познаваем

Специфика предмета исследования в социальных науках - student2.ru Все многообразие сводится к освоению закономерностей

Специфика предмета исследования в социальных науках - student2.ru Всегда требует эмпирического подтверждения, отвергает умозрительные заключения

Специфика предмета исследования в социальных науках - student2.ru Метод от частного к общему

Феноменология

Специфика предмета исследования в социальных науках - student2.ru Не ставит цели раскрыть универсальных законов

Специфика предмета исследования в социальных науках - student2.ru Метод от общего к частному

Специфика предмета исследования в социальных науках - student2.ru Пример: биография

Позитивизм (от слова "позитивный" – то есть "положительный" в смысле "базирующийся на опыте") - общий подход к построению системы научного знания, выработанный современным естествознанием.

Позитивизм исходит из того представления, что все многообразие реальности сводимо к некоторым достаточно простым и универсальным закономерностям, которые существуют объективно и в принципе познаваемы. Задача науки – исследовать окружающий мир и открывать его законы. Знание законов природы позволяет лучше ориентироваться в мире и преобразовывать его в желательном для людей направлении.

По своему духу рассматриваемый подход оптимистичен. Он проникнут верой во внутреннюю гармонию мира и в безграничные познавательные возможности человека. Сложной и противоречивой действительность представляется нам только в своей непосредственности, а по сути, в ней царит глубокая внутренняя логика, которая, правда, нам не всегда понятна в силу ограниченности наших знаний.

В плане конкретной методологии позитивизм отвергает любые умозрительные построения и требует, чтобы каждое научное положение можно было проверить эмпирически (верифицировать). В этом смысле проводится четкая грань между сферой науки и теми идеями, представлениями или мыслительными конструкциями, которые лежат за ее пределами. Другими словами, наука базируется на фактах, а факт – это то, что можно непосредственно проверить, в чем можно убедиться на практике.

В стремлении к точности описания фактов и надежности предсказаний позитивная наука придает большое значение измерению. Известный афоризм, хорошо выражающий дух позитивизма, гласит: "Цель науки – измерять то, что можно измерить, и сделать измеримым то, что пока таковым не является". Как всякий афоризм, эта формула слишком категорична и однобока. На самом деле измерение – это не конечная цель научного исследования, а лишь средство достижения требуемой точности и строгости. Но само стремление чрезвычайно характерно для рассматриваемого подхода. Недаром идеалом научной теории для чистых позитивистов выступает такое знание, которое может быть представлено в математической форме. Другой известный афоризм, по сути своей очень близкий к первому, звучит так: "Во всякой науке столько науки, сколько в ней математики".

Помимо только что рассмотренного, в социальных науках широко используется также принципиально другой подход, известный под названием феноменология. Он ставит своей целью не столько раскрытие каких-то универсальных закономерностей, сколько доскональное исследование и описание некоторых целостных явлений (феноменов), значимых с точки зрения общественной жизни. Типичные примеры такого вида исследований дает историческая наука. Изучая какое-то историческое событие, историк собирает, анализирует и интегрирует факты, относящиеся к нему. Он воссоздает его внутреннюю картину, а также тот общий исторический контекст, на фоне которого оно развивалось. Как правило, само событие при ближайшем рассмотрении оказывается неким процессом, состоящим из более элементарных событий, определенным образом связанных друг с другом. Историк прослеживает эти связи, раскрывая тем самым внутреннюю логику процесса. Результатом такого анализа выступает картина события в его целостности: (а) условия, подготовившие его возникновение; (б) основные действующие лица, их стратегия и тактика; (в) исход события – новая расстановка сил, сложившаяся вследствие всех происшедших перемен.

Конечно, изучая какое-то историческое явление, исследователь обычно сравнивает его с другими явлениями подобного рода. Например, специалист в области военной истории сравнивает вооруженный конфликт, который особо интересует его в данное время, с другими конфликтами, чем-то его напоминающими. Это помогает вскрыть характерные черты именно этого исторического события. Но главное внимание всегда сосредоточено на конкретном явлении. Если исследователь выходит на более высокий уровень анализа, задумывается о причинах войн вообще, он перестает быть историком в узком смысле этого слова, а превращается в социолога (обществоведа).

Другим примером феноменологического анализа может служить биография. Изучение жизни какого-то выдающегося человека, будь то политический деятель, естествоиспытатель или художник, предполагает сбор объективных сведений (фактов), характеризующих его жизненный путь, и, кроме того, выявление наиболее значимых событий как чисто личного, так и общественного плана, оказавших влияние на судьбу человека, его мировоззрение и направленность деятельности. Хорошо написанная биография воссоздает картину эпохи как фон, на котором разворачивается активность людей, но одновременно представляет конкретного индивида во всем его своеобразии. Биографию можно написать в разном стиле. На одном полюсе расположены биографии, написанные в манере строгого исторического анализа, на другом – литературные произведения, созданные на биографическом материале. Между ними трудно провести отчетливую грань. Наука и искусство здесь как бы смыкаются, переходят незаметно друг в друга.

Является ли феноменологический анализ вообще научным методом? Ответ на этот вопрос зависит от того, что понимать под наукой, какой концепции науки придерживаться. С точки зрения "жесткой" научной парадигмы, законченным воплощением которой выступает позитивизм, феноменология стоит ближе к обычному здравому смыслу, чем к науке с ее строгой методологией. Сторонники "мягкой" парадигмы справедливо указывают, что в погоне за методологической строгостью позитивисты слишком сужают рамки науки, исключают из ее сферы многие проблемы, которые представляют практический интерес.

В свете того, что было сказано выше о специфике предмета исследования в социальных науках, оправданным представляется известный методологический плюрализм, за который ратуют многие современные теоретики.

Там, где это возможно, следует стремиться к максимальной научной строгости и доказательности в духе позитивизма. Однако исследования феноменологического плана тоже имеют свой смысл.

Во-первых, они дают какой-то, пусть предварительный, ответ на вопросы, порождаемые практикой.

Во-вторых, корректно проведенные, они готовят почву для прогресса нашего знания, для расширения сферы точной науки. Ведь если смотреть исторически, многие проблемы науки сначала были поставлены достаточно умозрительно и лишь затем под них был подведен строгий научный фундамент в виде опытного знания.

В-третьих, в некоторых дисциплинах, таких, как история, этнография, языкознание, искусствоведение, они образуют основной тип анализа.

Наши рекомендации