Тический очерк. М, 1922. С. 52

дания земств 34 губерний по общеэкономической и оценочной статистике» (1911) учтено свыше 8 тыс. земско-статистических изданий. По данным В.Н. Григорьева — 3 425 томов только фундаментальных статистических изда­ний. В земской коллекции Вольного экономического общества Российской На­циональной библиотеки (С.-Петербург) отражено свыше 15 тыс. земско-стати­стических изданий. Последний показатель наиболее достоверен. Правда, в кол­лекции и изданиях Караваева учтены и некоторые делопроизводительные материалы земских статистических бюро. По своему характеру и содержанию статистические публикации земств различны. Прежде всего следует выделить публикацию итогов подворных переписей и бюджетных обследований — они опубликованы более чем в 400 томах. Основные единовременные и оценочные исследования составляют свыше 5 тыс. названий. Остальные издания являются продуктом текущей и отраслевой земской статистики (народного образования, здравоохранения, пожарно-страховогодела, ветеринарии и т.п.).

По оценке крупнейшего русского экономиста А.И. Чупрова, никогда рань­ше русский народ не был предметом столь обширного и многостороннего изу­чения: сотни томов исследований останутся для последующих поколений живым памятником того страстного воодушевления, которое охватило русское образованное общество во второй половине XIX в. По единодушному мнению историков, русская земская статистика явилась уникальным институтом, ка­кого не знала ни одна страна мира. Бывший министр финансов, председатель Комитета министров (1886 — 1895) Н.Х. Бунге так резюмировал значение зем­ской статистики для государства: «Если бы побольше было таких материалов, может быть, легче было бы управлять Россиею». Любая сфера государствен­ного управления, центрального и местного, опиралась на материалы земской статистики, особенно в 80-е гг.

Речь о земстве вновь зашла в 1990-е гг., когда наше общество повернуло от социализма в сторону капитализма. Ныне на общественных началах уже сформировались Российское земское движение, Ассоциация земских союзов России, начали действовать региональные земские движения. К идее и спо­собам возрождения земства обратились участники Всероссийского совеща­ния о местном самоуправлении, состоявшегося в Кремле в 1995 г.66

Возникнув практически на пустом месте, в отрыве от своих историчес­ких корней и живых носителей идеи земства, новое, уже постсоветское зем­ское движение стремилось ввести в нашем обществе институт земства. Но как это сделать конкретно, что взять из земского опыта, лидеры земского движения не знали. Например, идея группового представительства по сосло­виям, существовавшая в досоветском земстве, современным земским движе­нием не используется. Нет и самих сословий, они были уничтожены в 1917 г. попытка механически перенести социальные институты, существовавшие в историческом прошлом, на современную почву, безосновательны еще и по­тому, что возродить духовную основу прежнего земского движения, а имен­но земскую статистику, сегодня уже невозможно.

66 Матвеев М. Драма волжского земства // Новый мир, 1997. № 7.

Наши рекомендации