Выдвижение рабочих гипотез
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
На тему: «Социологическое исследование»
Выполнила: студентка группы Сц-б-11-1 А.А. Соколова
Проверил: М. В. Чуркина
Лабораторная работа защищена с оценкой: ____________
Иркутск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
1. Выдвижение рабочих гипотез………………………………………….7
2. Расчет и обоснование выборки в социологическом исследовании...10
3. Составление анкеты для социологического исследования…………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...21
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей частью работы над программой социологического исследования является выдвижение рабочих гипотез исследования. Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования, научное предположение, истинность которого нужно проверить в ходе исследования.
Вся организация социологического исследования состоит из непрерывной постановки и проверки разнообразных предположений: центральной гипотезы всего исследования, следствий из нее, вторичных гипотез, выдвигаемых в случае обнаружения ошибочных суждений, постановки частных задач методического характера.
Теория является системой гипотез, объединенных отношениями выводимости. Гипотезы - главный элемент теории на стадии ее формирования и проверки. Ученый проверяет не столько саму теорию, сколько ее гипотезы. Устанавливая истинность гипотез, он доказывает истинность самой теории.
Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки.
Одной из задач, которые стоят перед социологом при проведении исследования, является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Данные о массовых социальных явлениях и процессах социолог может получить из двух видов источников:
1. Объективных (к которым относятся: официальная государственная статистика, статистика министерств и ведомств, служб социальной защиты, профессиональных союзов, общественных партий и движений и такое прочее).
2. Субъективных (к которым и относятся сами люди).
При работе с людьми возникают, как минимум, две методологические проблемы:
- все данные, полученные от отдельных людей, должны быть обобщены.
- наиболее точные данные можно получить, если изучить всю совокупность объектов, которые имеют отношение к изучаемой проблеме (например, перепись населения).
Как только нужно собрать информацию о некоторой группе или большой совокупности людей, возникает проблема построения выборки. Её как правило используют в опросах, ориентированных на статистические методы, в исследованиях политических и культурных элит, при отборе «случаев» для включённого наблюдения и качественного анализа.
Следующая часть социологического исследования – анкета. Это - средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные.
Примерная структура анкеты может быть следующая:
– введение (преамбула) (вводит опрашиваемого в курс дела, говорит о задачах, поставленных составителем, о важности участия в опросе, разъясняет правила заполнения анкеты);
– личность опрашиваемого (образование, возраст, наличие ученой степени, владение иностранным языком и т.п.);
– профессиональная деятельность опрашиваемого (направленность и специфика деятельности, место работы, должность, стаж работы в этом виде деятельности, выполняемые функции);
– вопросы и варианты ответов на них.
Правила составления анкет:
Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям:
Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач.
Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации.
Также проведение анкетного опроса должно соответствовать ряду специфических требований: он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов; важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался, поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми; первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим; трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему; вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым, должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке.
Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким.
Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определённым образом организованная исследовательская ситуация.
Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной.
В конце анкеты обычно помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую информацию о личности опрашиваемого. В неё заносят те показатели, статистические распределения которые в генеральной совокупности интересуют исследователя. Именно эти вопросы - пол, возраст, профессия, выступают контрольными для решения вопроса о том, насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом сюда также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.
В первой части лабораторной работы нашей целью является – формулировка гипотез нашего социологического исследования.
При формулировке учитывается то, что они должны касаться наиболее актуальной проблемы, непосредственно связанной с темой исследования.
Во второй части лабораторной работы мы преследуем цель – создать выборку из указанной генеральной совокупности в нашем социологическом исследовании.
Выборка должна быть рассчитана и понятным образом обоснована.
В третьей, заключительной части лабораторной работы мы стремимся составить анкету для своего социологического исследования.
Анкета должна отвечать всем требованиям ее составления, разработка должна проводиться по основным блокам вопросов.
Выдвижение рабочих гипотез
Цель: сформулировать гипотезы в социологическом исследовании на тему: «Причины возникновения безработицы среди молодежи города Иркутска».
Гипотеза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также если она соответствует всем научным критериям.
По степени достоверности гипотезы бывают научными и предварительными.
Научная гипотеза - гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления, основанные на доказанных наукой фактах.
Для того, чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
а) быть единственным объяснением данного процесса, явления;
б) давать объяснение большому числу связанных с этим явлением обстоятельств;
в) быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.
Предварительная гипотеза (ее еще называют описательной или рабочей) - предположение, выдвигаемое на первых этапах изучения явлений, позволяющее сгруппировать и систематизировать факты, дать согласующееся с наблюдением описание явлений и т. п.
По познавательным функциям различают описательные и объяснительные гипотезы.
Описательная гипотеза представляет собой предположение о существовании того или иного явления или связи, описание состава, структуры механизма или особенностей изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза - предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте.
По сложности исследуемого явления гипотезы бывают общими и частными.
Общие гипотезы - обоснованные предположения о закономерностях естественных и общественных явлений.
Частные гипотезы - обоснованные предположения о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений, объясняют какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события, позволяют сгруппировать результаты наблюдений в определенную систему и дать им первоначальное объяснение.
Несколько гипотез, построенных на одном и том же исходном материале, называются конкурирующими.
Таким образом, мы составляем следующие гипотезы:
Гипотеза № 1: «Высокие требования работодателей к квалификации работников выступают в качестве основного фактора возникновения безработицы среди молодежи города Иркутска» .
Гипотеза № 2: «Повышенные требования молодежи к рабочим условиям, которые не в состоянии предоставить работодатели города Иркутска выступают в качестве фактора возникновения безработицы».
Гипотеза № 3: «Несерьезное отношение к своей профессии среди молодежи города Иркутска выступает в качестве одного из факторов возникновения безработицы».
Гипотеза № 4: «Заключение брачных отношений в раннем возрасте среди молодежи города Иркутска выступает в качестве одного из факторов возникновения безработицы».
Все представленные гипотезы являются объяснительными.
Вывод: так как, формулируя гипотезы для нашего социологического исследования, мы ссылаемся на то, что они должны касаться наиболее актуальной проблемы, непосредственно связанной с темой исследования, мы можем заключить, что цель, поставленная перед нами в данной части лабораторной работы, была достигнута.