Социальные взаимодействия и социальные отношения
Социальное взаимодействие (интеракция) – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни.
Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П. А. Сорокин (2.7) разграничивал их следующим образом:
по количеству субъектов взаимодействия – на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;
· по продолжительности – на кратковременные и долговременные;
· по характеру – на односторонние и многосторонние;
· по организованности – на организованные и неорганизованные;
· по сознательности – на сознательные и стихийные;
· по «материи» обмена – на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.
Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).
Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество.
Сотрудничествопредполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т. д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).
Соперничествопредполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т. д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т. д.). Даже если соперник известен, то главное – добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.
Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология избегает крайностей в их оценке. Так, конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий (2.8).
На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.
Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, культурной, научной и др.
По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).
Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов (3.3) в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).
Наибольший интерес среди социальных отношений зависимости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существует два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера (2.5) и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать действия других.
Второй подход, называемый «системным», вытекает из того, что основой власти в организованном сложном обществе является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руководителя и подчиненных.
Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение политической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, оптимальному использованию ресурсов власти. Однако для укрепления своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.
Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственны-ми, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных отношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; ко вторым – политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идеологические отношения представляют собой надстройку над материальными общественными отношениями. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.
Социальные статусы
Понятие «статус» пришло в социологию из юриспруденции, где оно означает правовое положение юридического лица. Развернутое социологическое обоснование этой категории было дано в работах известных американских социологов Р. Линтона, Р. Мертона и др.
В самом широком смысле социальный статус – это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного положения, образования, профессии, должности, характера выполняемой работы, партийной и профсоюзной принадлежности, религиозности и т. д. Совокупность всех этих статусов индивида называют «статусным набором». В статусном наборе выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом. Это наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус связан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения и т. д. Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным (приписываемым, приписанным, аскриптивным) называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и желания. Такой статус определяется полом, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, системой родства и т. д. К этому виду относятся также статусы, связанные с титулами, передаваемыми по наследству (князь, граф, барон и т. д.). Достигнутым (достигаемым) называется статус, приобретенный благодаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т. д. Этот статус предполагает свободу выбора, активность личности, ее способность принимать самостоятельные решения. В ряде случаев трудно установить вид статуса. Тогда говорят о смешанном статусе, сочетающем черты предписанного и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, безработного и др.). Следует отметить известную условность указанного подразделения статусов, поскольку в настоящее время у человека появляется возможность изменить пол и расу с помощью медицины. Поэтому при характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются в виду биологические пол и раса в отличие от социально приобретенных. Соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества, степень их распространения могут служить важным показателем демократизма, цивилизованности данного общества. Исторический опыт показывает, что в традиционном доиндустриальном обществе преобладали предписанные статусы, которые и определяли в целом картину общественной жизни. В современном обществе, напротив, доминируют достигнутые статусы, стимулирующие социальную активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности.
От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в общественно-политической иерархии и в то же время быть аутсайдером на спортивной площадке. И наоборот, человек, не будучи руководителем, может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде.
Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Иерархия может иметь место между статусными группами (межгрупповая иерархия) и между статусами индивидов в рамках одной группы (внутригрупповая иерархия). Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:
когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий – в другой;
когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус народного депутата несовместим со статусом министра).
При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты:
· статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые – что он должен делать;
· статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности;
· статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика);
· статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом;
· статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.
Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Они выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре – существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.
Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальной роли, которая является его функцией, динамической стороной, т. е. ожидаемым поведением индивида в зависимости от его позиции в обществе.
3.4. Социальная роль как динамический аспект социального статуса
Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.
Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т. е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено – ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.
Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».
В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т. д.).
При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее – нормативная структура,в которой выделяются четыре компонента:
· описание типа поведения, соответствующего данной роли;
· предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли;
· оценка выполнения данной роли;
· меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.
Таким образом, социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.
По мнению некоторых отечественных социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:
· биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;
· личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;
· характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;
· структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений.
Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:
v внутриролевые конфликты – это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);
v межролевые конфликты – конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);
v личностно-ролевые конфликты – конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
v
Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей» – перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.
Следует отметить, что представители структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусно-ролевые образования как исходные элементы структуры любой социальной общности, любого объединения людей. В зависимости от конфигурации этих элементов, а главное – от конкретного содержания социальных статусов и ролей, возникает множество социальных групп и систем, совокупность которых образует социальную структуру общества в самом широком смысле слова.
Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет описывать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и процессы функционирования и развития социальной системы в целом.
Социальные институты
Социальный институт (от лат. institutum – установление, учреждение) – одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.
Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.
Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.
В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:
? институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения;
? экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);
? политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.);
? социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).
Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.
Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т. д.).
Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне – это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении – это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).
Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков:
установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию);
культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы);
утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека);
устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии);
идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).
Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми. Для социолога особый интерес представляют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.
Социальный опыт современного российского общества показывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только к росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.