Брак между евреями и неевреями

В прежние времена существовали еврейские сва­хи, делом которых было знакомить между собой людей, которые, по их мнению, подходили друг дру­гу по своей религиозной принадлежности. В настоя­щее время, за исключением очень традиционных кругов, евреи таким способом уже не знакомятся. Для всех, кроме ультраортодоксальных иудеев, ра­бота и социальная жизнь, вероятно, проходят в весь­ма ассимилированном обществе. Последствия этого обстоятельства, когда речь заходит о браке, вызыва­ет большое беспокойство среди евреев. В США в на­стоящее время более 50% евреев заключают браки с неевреями. К концу XX века в Великобритания этот показатель вполне сравнялся с американс­ким. В эпоху, когда упор делается (или, по крайней мере, так заявляют) на индивидуальную свободу и терпимость между людьми как разных направлений внутри одной религии, так и вообще разных религий, противостояние евреев бракам с представителя­ми других национальностей понятно. Термин, кото­рый иногда употребляется для обозначения таких браков, выражает основную причину беспокойства. “Out-marriage” (“брак вовне”) означает уход из веры через брак, а именно судьба иудейской веры, выра­жение которой во многом происходит через домаш­ний уклад, ставится на карту. Так ситуация видится многим. Чтобы понять всю глубину этого беспокой­ства, необходимо учитывать исторический и куль­турный аспекты этой проблемы. В прежние времена заключить брак с невреем/нееврейкой означало по­кинуть свою семью, общину и веру. Оставаться ней­тральным было невозможно, и, таким образом, брак с представителем христианской веры воспринимался как мощнейший жест отречения. Семья в таких слу­чаях переживала горькое чувство собственной несос­тоятельности, так как ребенок полностью исчезал из ее жизни. Сегодня общество уже не придерживается крайних взглядов, однако эмоциональный груз оста­ется, усиленный историческим опытом враждебного отношения христиан к иудеям. Страх перед браком с неевреем появляется у родителей, даже если они не очень религиозны.

Тревоги по этому поводу понятны также в связи с другими показателями, отражающими заметный упадок в еврейском укладе жизни. По подсчетам, произведенным в 1991 г., ежегодный коэффициент рождаемости за последнее десятилетие составил всего около двух третей коэффициента смертности, одна треть браков в еврейском обществе заканчива­ется разводом, около 20% еврейских детей прохо­дят через распад брака их родителей, только поло­вина евреев заключает брак в синагоге.1 Тот факт, что упадок продолжается и что ситуация становит­ся все более критической, подтверждает директор Центра регистрации браков верховный раввин рабби доктор Джулиан Шиндлер. Точно не­возможно определить, сколько браков из недоста­ющей половины не были заключены в синагоге именно по причине того, что это были браки с не ев­реями. Одни евреи просто живут вместе, не заклю­чая брак, другие женятся, но довольствуются толь­ко гражданской церемонией, однако Шиндлер пола­гает, что число межнациональных браков значитель­но выше. Различные круги английского еврейства признают наличие проблемы, однако далеко не все согласны с ее решением.

Мы уже отмечали значение, которое придается браку, как взаимоотношениям, где иудейская вера выражается наивысшим образом, а также важнос­ти воспитания детей в еврейской семье. Ортодок­сальный иудаизм утверждает, что цель может быть достигнута, только если два убежденных в вере супруга-еврея дают торжественное обещание вместе строить еврейский дом. И здесь просто не может быть супруга-нееврея. Такое отношение вполне по­нятно, поскольку трудно себе представить, как мо­жет нееврей исполнять требование соблюдать такие законы, как “кашрут” (законы о пище). Чем мож­но оправдать все усилия и расходы, если не важно­стью этих законов? Далее, в этих самых глубоких из всех взаимоотношениях идеальной является си­туация, когда супруги единодушны во всем. По, если их ощущение Бога различно, это означает, что они не имеют основы для единства на самом глубо­ком уровне. Чем больше значит для каждого его вера, тем больше будут иметь значение разногласия между ними. То же самое относится к воздействию веры на детей. Чем больше значения придают родители вере, тем труднее будет для ребенка воспиты­ваться сразу в двух религиях.

Будучи верховным раввином, Иммануил Якобовиц подчеркивал противодействие ортодоксального иудаизма любому браку с неевреем. Важнейшим фактором является закон Галахи (повторяемый Якобовицем в ответ на американскую альтернати­ву), что только ребенок, родившийся у еврейской матери, является евреем. А поскольку через брак из иудаизма уходит больше мужчин, чем женщин, здесь появляются очень большие проблемы. Хотя некоторые женщины переходят в иудаизм (см. ниже), перед тем как выйти замуж, однако боль­шинство этого не делают. Значит, такое бракосоче­тание не может происходить в синагоге. Актом о бракосочетании 1949 г., следуя за уже существую­щим законодательством, разрешается регистрация брака, заключенного в синагоге “двумя лицами, если они оба исповедуют иудейскую религию”. Все синагоги в Великобритании придерживаются этого закона. Ни один раввин не может участвовать в роли официального должностного лица в межрели­гиозном браке. (Увидев, насколько иудейская цере­мония, где важнейшими являются слова “согласно закону Моисея”, а не “во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”, отличается от христианской, нетрудно понять, почему такая церемония считается невоз­можной. Совершенно непредставимо с точки зрения разума, как можно объединить Тору и Святую Тро­ицу.) В США такое участие запрещено ортодоксаль­ными, консервативными и реконструкционистскими раввинами и не одобряется реформистами.

В последние годы британскими реформистскими раввинами были сделаны некоторые шаги в целях выработки конструктивного подхода к реальной ситу­ации. Из опасений быть понятым как поощряющий межнациональные браки, поборник таких шагов рав­вин доктор Джонатан Ромейн дает понять, что он признает в межнациональных браках угрозу будуще­му иудаизма. В рабочем отчете 1982 г. он заявляет, что “первоочередной задачей является поощрение ев­реев заключать браки с евреями”. Однако он чувству­ет, что одних слов для борьбы с угрозой недостаточ­но, — необходимы практические меры, причем не такие, как простое неприятие синагогой нееврея и таким образом вычеркивание супруга-еврея. Если брак между евреем и неевреем происходит, должна быть принята определенная линия поведения, чтобы сохранить связь с еврейской общиной. Исходя из этого, он учредил семинары для таких евреев и (с 1989 г.) их супругов-неевреев, где он стремится под­черкнуть значение всех элементов еврейского уклада в их совместной жизни. Эта программа расширяет­ся, и ее в настоящее время финансируют реформис­тский и либеральный иудаизм в Штернберг-центре. В 1990 г. на ежегодной конференции Реформистс­ких синагог Великобритании приветствовались

“Инициативы, которые были направлены на возвращение в лоно еврейской жизни межрелигиозных союзов, возвеличивание личности еврея и расширение роли образования, соответ­ствующая забота о евреях и их семьях”.

Еще одну попытку не дать роду прерваться, когда заключен межнациональный брак, сделали британс­кие реформисты, когда разрешили детям, рожден­ным от отцов-евреев, но от нееврейских матерей, по­сещать религиозную школу в синагоге. Хотя это ни­коим образом не дает ребенку право на получение статуса еврея, ставка делается на то, что такого рода подготовка может лечь в основу дальнейшего обраще­ния в иудаизм, если ребенок захочет это сделать.

Реформисты цитируют Ктубот, где проводится принцип облегчения перехода в иудаизм в пользу ре­бенка. В некоторых случаях обращение ребенка не требует обращения матери, которая, как говорит Ромейн, “может иметь большие основания” не перехо­дить в иудаизм, даже если она счастлива поддержи­вать отца в его намерении передать иудаизм ребенку в наследство и «воспитывать их детей как евреев». Хотя честность позиции матери достойна похвалы, необходимо признать, что здесь существуют серьез­ные проблемы, особенно когда речь идет об отноше­ниях с ортодоксальными иудеями, которые требуют от каждого обращения в иудаизм, с тем чтобы стать евреем. Некоторые опасаются, что британ­ский реформизм движется в сторону ситуации в США, где каждый ребенок от смешанного брака на­ходится под “презумпцией статуса еврея”, о чем по­становила резолюция, принятая в 1983 г. Централи­зованным совещанием американских раввинов. Это решение означает, что существует много людей, ко­торые причисляют себя к евреям и принадлежат к синагоге и которые не признаются евреями ортодок­сальным иудаизмом — и все это в стране с крупней­шим еврейским населением в мире. Кто-то усматрива­ет в этом обструкцию ортодоксии, кто-то — безответ­ственность со стороны реформистов, а кто-то считает, что ситуация указывает на необходимость измене­ния критериев личности еврея по всех аспектах.

Совершенно очевидно, что это область, в которой страсти разгораются и где реакция ортодоксального и неортодоксального течений радикально отличают­ся друг от друга. Первый считает, что он охраняет еврейский уклад жизни путем строгого следования Галахс. Другой борется за то же самое путем следо­вания реформистскому принципу переоценки основ иудаизма, выступая прагматиком в существующих обстоятельствах и стараясь все предусмотреть в от­ношении посещения синагоги и религиозной шко­лы. Когда Джонатан Сакс выступил в 1993 г. с инициативой еврейской целостности, одной из его целей было заставить услышать себя тех, кто “не вступает в брак, заключает брак вне общины или уходит из общины каким-нибудь другим путем”. Время идет, и трудно понять, как различные рели­гиозные группировки английского еврейства могут сотрудничать в этой области. Мы увидим это сей­час, когда перейдем к проблеме статуса. Что такое “еврейская целостность” и каким образом лучше всего сохранить ее — это те сферы, где ярче всего проявляются их разногласия.

В качестве примера о браках между евреями и неевреями можно привести результаты социогогического исследования, проведенного в Пермской области в 1994-1995 годах, в рамках разработки региональной концепции развития межнациональных отношений. Был опрошен 101 представитель еврейской национальности. Эта выборка в достаточной мере репрезентативна, хотя и наблюдается определенное смещение, так как примерно одна шестая часть респондентов – активисты местной еврейской общины, что впрочем, позволяет полнее представить спектр оценочных суждений в еврейской среде.

По результатам исследования видно, что в семейной жизни евреи в значительной степени подвержены ассимиляторским тенденциям (лишь 32.7 % брачных союзов образованы супругами-евреями). Еще одна особенность – несколько больший удельный вес не имеющих семьи или неудачно ее создавших (много таких среди этнокультурно ориентированных). Существенно преобладает простая однопоколенная семья – 67.3% (у русских – 54.5%), но этнокультурные респонденты выделяются большей долей лиц, живущих в расширенной, двухпоколенной семье. Так же было выявлено отношение к межнациональным бракам (готовность одобрить такой брак своих детей): большинство обнаружило этническую толерантность, игнорируя национальную принадлежность брачного партнера сына или дочери (60.4%). Отрицательную реакцию на межнациональные браки выразило 31.6% респондентов.1

Наши рекомендации