Вопрос № 5. Психологическое направление в социологии: причины возникновения, особенности мето-дологии и основные теории
Ближе к концу XIX в. возникает психологическое направление в социологии, оказавшее сильное влияние на развитие социологии как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме того, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует уже социальные процессы и поведение групп (общностей) людей.
Своеобразный биологический метод более не устраивал и социологию. Как реакция на неудовлетворенность этимметодом , с одной стороны, и как появление интереса к проблемам человеческого поведения и его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.
Психологическое направление представлено прежде всего работами двух американских социологов — Уорда и Гиддингса. В учение Уорда центральным звеном стала концепция социальных сил. Социальные силы определяют поведение человека. Первичной социальной силой оказываются желания. Основными среди них выступают голод, жажда, половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. Это первичные социальные силы-желания. На их основе возникают более сложные, вторичные, — интеллектуальные, моральные и эстетические. Если первичные желания человека объясняют его индивидуальное, личное поведение, то вторичные могут быть использованы для анализа развития общества,. Главной среди вторичных социальных сил является интеллект. Базой удовлетворения первичных желаний выступает труд. Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что в социальной эволюции, носящей активный характер, ведущую роль играет психология человека, его воля. Говоря о значении Уорда, необходимо также отметить, что он явился одним из основателей Американской социологической ассоциации и ее первым президентом (1906— 1908).
Гиддингс - Он выделял "социальный класс" (состоящий из людей, активно защищающих свое общество), "несоциальный класс" (люди, равнодушные к общественным делам), "псевдосоциальный класс" (бедняки, стремящиеся жить за счет общества), "антисоциальный класс" (в основном преступники). Приведенная точка зрения дает представление о роли психологических характеристик социальных процессов,.
Идеи групповой психологии и теорию подражания активно развивал Лебон(. Французский теоретик одним из первых разработал понятие толпы, или массы,под которой понимал группу людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером. Лебон делил толпу на однородную и разнородную. Разновидностями первой являются, по его мнению, классы, касты, секты, второй — парламентские собрания, уличные толпы и др. В любом случае толпа для Лебона — разрушительная, бессознательная сила, ее поведение регулируется законом "духовного единства толпы".
В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь общим настроением. В ней индивид оказывается подверженным влиянию лидера значительно сильнее, чем в обычных условиях. Причем чем дольше по времени человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера.
Другой французский социолог Габриэль Тард рассматривал социологию как коллективную психологию.
Г Тард исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом Г. Тард видел основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Наиболее типичным видом подражания является подражание низших слоев высшим. Источник социального прогресса, по Тарду,- изобретение, ,- от технических нововведений до оригинальных общественно-политических идей. Оно, также как и подражание, является предметом социологического изучения. Также, Тард одним из первых обратил внимание на возрастание роли средств печати (особенно газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их как фактор социального контроля.
Психические факторы деятельности и общения людей анализировал и итальянский мыслитель Парето . Социальные действия людей он делил на логические и нелогические. Первые - осознаны и логически обоснованы людьми, вторые – неосознанны, инстинктивны, спонтанны. По мнению В. Парето, неосознанные действия более естественны и больше присущи людям. В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей В. Парето видел "источник социальной жизни".
Завершая характеристику психологического направления в социологии, следует сказать, что оно позволило сделать науке новый важный шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, отношений между людьми и общностями.