Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта
Средства массовой информации на сегодняшний день представляют собой сложившийся социальный институт, который значительно влияет как на развитие самого общества, так и на формирование личности каждого его члена. Можно привести массу примеров, когда под воздействием СМИ формировалось и изменялось общественное мнение, меняя по существу и поведение, и образ жизни людей. Гармония в социальных отношениях налаживается не сама по себе, она требует внимания, изучения, управления, наконец. В выполнении этих функций заметную роль играют СМИ. Поэтому так важно научиться пользоваться возможностями СМИ для решения насущных проблем отрасли «Физическая культура и спорт».
Нет необходимости специально аргументировать роль средств массовой информации в формировании социально-психологической ориентации человека. Имеющиеся научные разработки, например в области спортивной науки и физического воспитания [4, 6, 9, 10], свидетельствуют о мотивированных установках учащихся общеобразовательной школы, сложившихся на 90—95% под воздействием масс-медиа. И только 5—10% связаны с влиянием учителя физкультуры, семьи, однокашников.
Между тем профессиональная педагогическая компетентность самого большого «учителя» наших детей и молодежи — телевидения весьма далека от возможности «сеять разумное, доброе, вечное». Пышно расцветающий на телеэкранах культ насилия, жестокости и эротики, коммерциализация, непомерная политизированность обрушивающихся на нас и наших детей потоков информации ставят под сомнение эффективность усилий педагогов привить учащимся интерес к гуманистическим ценностям, к здоровому образу жизни.
Преодоление этого негативного влияния возможно при целенаправленном внедрении в массовое сознание необходимости ко-
ренной перестройки деятельности всех социальных структур, ответственных за воспитание детей и молодежи, а следовательно, реальной оценки факторов, действительно формирующих или разрушающих гуманистические идеалы человека.
Воспитание российского интеллигента в этом смысле должно предусматривать не просто гуманизацию как общую стратегию формирования личности, но и высокий уровень компетентности личности в оценке истинной направленности зомбирующих воздействий средств массовой информации. Ему необходимы хорошо тренированные умения оберегать от этих воздействий не только себя, но и своих детей, и окружающих его российских неинтеллигентов.
Преобразования в деятельности СМИ должны идти по пути развития двух взаимообусловленных функций пропаганды: образовательной и воспитательной [4].
Образовательная функция направлена на формирование у населения необходимых и прочных знаний. Воспитательная — призвана формировать у людей определенные качества, черты характера, привычку заниматься физическими упражнениями и спортом.
Значение средств массовой информации возрастает. Однако, к сожалению, они делают акцент только на том, что физкультура — это здоровье, и значительно реже показывают связь между физической культурой и нравственным, эстетическим воспитанием, совсем не раскрывая возможности физкультурного движения в решении социально-экономических задач.
На основании экспериментальных данных было установлено, что пропагандистское воздействие зависит от ряда условий: 1) от того, насколько информация дает прибавку к уже имеющимся у человека знаниям; 2) от степени близости информации к образу жизни и образу мыслей аудитории; 3) от степени необычности подачи информации, которая может привлечь внимание аудитории, но это еще не будет означать, что к ней возникнет позитивное отношение; 4) от эффекта соучастия; 5) от эмоционального настроя аудитории.
Применительно к средствам массовой информации это означает поворот от агитационно-пропагандистских к просветительно-образовательным функциям, стремление к тому, чтобы люди не только пополняли и углубляли теоретические познания в области ФК, ЗОЖ, олимпизма, не только потребляли информацию, но и имели возможность получить практические знания для решения конкретных вопросов.
Проведенное нами исследование по проблеме «Олимпийский спорт на телеэкране» позволяет утверждать, что, к сожалению, пока не сформирован профессиональный подход к освещению спортивных событий, нет четкой стратегии использования потен-
циала СМИ в целях развития олимпийского спорта, формирования спортивного образа жизни, моды на здоровье.
В ходе исследования мы обратились к анализу спортивной информации, которая идет с телеэкранов. Для этого нами была составлена сетка спортивных телепередач, проходивших в декабре 1999 г.
Нами выявлено, что за месяц было показано 148 тематических ' телепередач, 13 трансляций с мест соревнований. Новости спорта передаются в информационных программах «Время», «Вести», «События», «Сегодня», «Новости», «ТСН» на каналах ОРТ, РТР, ТВЦ, НТВ, «Культура», ТВ-6 по 4—5 раз в день.
На ОРТ традиционной тематической телепередачей является лишь «Футбольное обозрение». Однако не реже одного раза в неделю канал транслировал чемпионат России по хоккею. На ОРТ, как правило, транслируются международные матчи по футболу, например «Лига чемпионов».
РТР — государственный канал, на котором тематические спортивные передачи представлены каждый день. К таким передачам относятся «Арена-спорт», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Спорт+ТВ».
Наиболее разнообразно представлены спортивные передачи на канале ТВЦ. Здесь можно посмотреть передачи, посвященные героям олимпийских игр: «Грани», «Спортивный экспресс», а также «Мото гран-при», «Экстремальная зона», «Сразись с чемпионом», «Футбол в диалогах».
НТВ — канал, который также обращается к спортивной информации в тематической передаче «Спорт». Кроме того, на НТВ существуют спортивные передачи «Третий тайм» и «Дневник лиги чемпионов». Транслирует НТВ, как правило, соревнования по фигурному катанию. В декабре регулярно шли репортажи с чемпионата России.
Другие каналы — «Культура» и ТВ-б — передают, как правило, новости спорта в информационных выпусках и иногда ведут трансляции с престижных и крупных соревнований. Так, в последнее воскресенье января на канале «Культура» транслировался матч лиги чемпионов по баскетболу «ЦСКА — Калев».
Дни недели, в которые проходят спортивные передачи, как правило, будни: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Время спортивных передач — утреннее — с 9 до 12 часов или ночное — с 24 и позже.
Таким образом, несмотря на казалось бы достаточно частое появление спортивных передач на телеэкране, изменения положения с пропагандой спорта, спортивного стиля жизни, формирования положительного общественного мнения относительно ценностей спорта, к сожалению, не происходит. Причины такого положения понятны. Спортивные передачи проходят, как видно из анализа, в «непрестижное» для телевидения время: будние дни,
утреннее и ночное время, т.е. аудитория, которая может позволить себе смотреть телепередачи в утреннее время, очень небольшая — неработающее или работающее посменно население. Молодежь, как правило, в это время занята учебой, взрослое население — работой.
Ночное время (с 24-х часов) также охватывает лишь специфическую аудиторию — людей, которые любят полуночничать. Таким образом, отдача от такой спортивной передачи очень низкая. В выходные дни из спортивных передач можно посмотреть лишь «Спортивный экспресс» на ТВЦ, проходящий в воскресенье с 21-го часа.
Что касается трансляций с соревнований, то круг показываемых видов спорта ограничивается тремя—четырьмя: футбол, хоккей, баскетбол, фигурное катание или лыжи, биатлон, в зависимости от календаря соревнований. Из детских передач, посвященных спорту, можно назвать лишь одну — «Папа, мама, я — спортивная семья». Но проходит она на канале РТР в ранние утренние часы, до 9-ти утра.
Очень мало образовательных передач, спортивных уроков, которые могли бы научить население двигательным навыкам и умениям. С большой натяжкой можно отнести к образовательным передачам такие, как «Экстремальная зона» и некоторые сюжеты из телепередачи «Сразись с чемпионом».
Создают иллюзию постоянного обращения к спорту информационные передачи. Они появляются на различных каналах практически каждый час. Но если проанализировать эту информацию, то 50 % эфирного времени, от 2-х до 5-ти минут, отдается данным о результатах на чемпионатах мира, кубках мира и других крупных соревнованиях. Одна треть эфирного времени выделяется на комментарии о чемпионатах НХЛ, НБА и других внутриамериканских и внутриевропейских первенствах. На освещение российских чемпионатов, главных событий российской спортивной жизни, как правило, не остается времени или дается лишь очень краткий комментарий. Из анализа информационных сюжетов можно с определенностью говорить о неиспользованных возможностях в отношении освещения национальных и народных видов спорта, систем физического воспитания и оздоровления, о недостаточном внимании к нетрадиционным формам вовлечения населения в активные занятия спортом.
Создается впечатление, что спортивные журналисты лишь комментируют уже прошедшее событие и не пытаются определить приоритеты, не призывают к изменению образа жизни и складывающейся в пространстве массового спорта и физической культуры ситуации.
Исследование подтвердило, что у современных электронных СМИ нет четкой стратегии в отношении формирования положи-
тельного общественного мнения, интереса к спортивному стилю жизни. Для уточнения этих позиций и выявления отношения к спортивной телеинформации студентов Российской государственной академии физической культуры (РГАФК) мы провели социологическое исследование.
Обращение к этому контингенту респондентов было не случайным. Студенты физкультурного вуза являются наиболее знающей и интересующейся молодежной аудиторией в области спортивной информации. Они выступают в некотором роде в качестве экспертов, которые, по-нашему мнению, могут адекватно оценить качество телепередач и профессионально сформулировать требования к спортивной телеинформации.
В опросе участвовали в основном студенты I и II курсов гуманитарного факультета, специализации спортивная журналистика, связи с общественностью, спортивный менеджмент, а также студенты, представляющие другие факультеты. Было опрошено 50% юношей и 50% девушек. Причем 74% активно и систематически занимаются спортом, т.е. это люди, хорошо понимающие и любящие спорт. Поэтому практически все опрошенные смотрят телевизионные спортивные передачи, из них 50,1 % — ежедневно. 76,3% опрошенных интересуются спортивными новостями постоянно и только 23,7% (это в основном девушки) интересуются от случая к случаю.
По мнению большинства респондентов, блок спортивных новостей лучше всего представлен в информационной программе «Сегодня». Примерно одинаково студенты оценивают качество спортивной информации в программах «Вести», «Новости», «События», «Время», ТСН.
Обращает внимание тот факт, что 61,3% опрошенных говорят о том, что у них нет любимой спортивной телепередачи, у остальных респондентов в любимых спортивных передачах оказались «Хро-но», «Футбольный клуб», «Спорт-курьер RenTV», «Арена-спорт», «Спортивный экспресс», «Лига чемпионов».
Для социологического анализа важно было узнать, какие спортивные новости интересуют студентов физкультурного вуза. Большинство студентов предпочитают информацию о международных спортивных событиях, их весьма интересуют и новости об олимпийских играх и олимпийских видах спорта. В меньшей степени они интересуются новостями из жизни российского спорта. Видимо, это объясняется снижением в последнее время уровня спортивных результатов, меньшей конкуренцией на российских спортивных аренах. Мало интересуют студентов передачи о спортивном образе жизни. Можно полагать, что студенты физкультурных вузов получают достаточно информации об организации здорового образа жизни в ходе обучения в вузе посредством освоения лекционного материала и подготовки к учебным занятиям. Об этом
свидетельствуют их пожелания в отношении того, что они хотели бы увидеть на телеэкране.
Из видов спорта их больше интересуют передачи и трансляции с соревнований по футболу (1-е место), хоккею (2-е место), теннису (3-е место), баскетболу (4-е место). Вызывают у студентов интерес трансляции соревнований по плаванию, борьбе, спортивным танцам, техническим видам спорта. В этом отношении студенты физкультурных вузов мало отличаются от другой телевизионной аудитории. Известно, что футбол, хоккей, баскетбол — это всеми любимые в России виды спорта.
С учетом важности образовательной функции СМИ один из вопросов анкеты предлагал выявить приоритетную образовательную тематику, которую хотели бы видеть на телеэкранах будущие специалисты в сфере физической культуры и спорта. Респонденты нашего исследования приветствуют любые образовательные передачи, которые касаются процесса спортивной тренировки. Они хотели бы регулярно смотреть телепередачи, посвященные методике тренировки, спортивной психологии, спортивной техники; из олимпийской тематики — почаще видеть на телеэкранах интервью с героями олимпийских игр, об истории олимпийских игр. Интересны и полезны были бы, по их мнению, передачи, посвященные региональным олимпийским праздникам, телевикторинам, а также передачи, пропагандирующие ценности олимпизма.
Наиболее удачным временем для показа спортивных телепередач было названо вечернее время, преимущественно с 21 до 24 часов. Наиболее удачные дни недели — пятница, суббота, воскресенье. Это утверждают 60 % опрошенных студентов.
Таким образом, проведенное нами социологическое исследование подтвердило выводы контент-анализа сетки телевещания: сегодняшнее телевидение не использует в полной мере своих возможностей для формирования нравственного и физического здоровья нации посредством такого мощного воспитательного и оздоровительного феномена, как спорт. Создавшееся положение, по нашему мнению, можно изменить, если Министерством по печати РФ будет принято стратегическое решение: создание специального спортивного канала, приоритетной задачей которого должна стать разработка и реализация национальной идеи «Здоровые дети — здоровая нация — процветающая страна». Альтернативой этому предложению, учитывая технические и экономические проблемы, может выступить вьщеление части эфирного времени телеканала «Культура» телеканалу «Спорт», поскольку физическая культура человека не менее важна и является частью общей культуры. В содержании работы такого телеканала должны найти место олимпийское образование, пропаганда олимпийских ценностей, олимпийский спорт как главные составляющие физического и нравственного здоровья людей.