Участники конфликта
Л. Козер рассматривал конфликт на уровне группы, как развивается конфликт в малых и больших группах. Социолог отмечал, что интенсивность конфликта в группе зависит от количества участников таким образом: чем теснее отношения между участниками, тем меньше участников в группе, а значит конфликт более интенсивный.
«…чем теснее отношения, тем более высок конфликтный потенциал»[28].
Конфликт в тесных группах более острый, потому что он может являться способом выражения обиды, которое приводит к мобилизации эмоциональных ресурсов всех членов. Конфликт в такой группе может оказаться разрушительным, поэтому имеется тенденция его подавлять.
« Близость отношений создает почву для частых конфликтных ситуаций, но если стороны чувствуют напряженность своих отношений, они будут избегать конфликтов, опасаясь полного разрыва»[29].
В группах с большим количеством людей уменьшается индивидуальное участие каждого ее члена в общей деятельности, и конфликт становится менее разрушительным, потому что менее интенсивное проявление эмоциональности, зато количество конфликтов гораздо больше, чем в тесных группах.
«Во вторичных отношениях, где изначально в силу сегментарной вовлеченности участников можно ожидать относительно меньшей напряженности конфликтов, наличие конфликта может рассматриваться как показатель действия балансировочного механизма»[30].
«…отсутствие конфликтов нельзя рассматривать как показатель прочности и стабильности отношений. Для стабильных отношений может быть характерным именно конфликтное поведение. (…) частоту конфликтов, (если, конечно, они не затрагивают базового консенсуса) можно считать показателем стабильности этих отношений»[31].
Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов обычно являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.
Поэтому, можно выделить внутригрупповые социальные конфликты позитивные и негативные (дисфункциональные).
Конфликт может быть полезен тогда, когда затрагивает те цели, ценности и интересы, которые не противоречат базовым ценностям. В этом случае разрешение конфликта способствует изменению внутригрупповых норм и отношений в соответствии с насущными потребностями отдельных индивидов или обновлению прежних не базовых ценностей.
Конфликт негативен, если затрагивает базовые ценности группы и способствует распаду группы.