Формирование и развитие молодёжной субкультуры
Каждое общество представляет собой систему, включающую в себя социальные субъекты и возникающие между ними отношения. Многообразие структурных элементов общественной системы обусловлено дифференциацией социальных субъектов по следующим основаниям – уровню дохода, профессии, возрасту, месту проживания и типу поселения, религиозной и этнической принадлежности и т.д. Одним из важнейших социальных субъектов являются социальные группы, которые, в силу их различий, в определённых условиях способствуют формированию специфических культурных ценностей и установок, образа жизни и стиля поведения, одежды и языка. Указанная специфика выступает источником возникновения субкультур, а представители данных социальных групп являются их носителями.
Таким образом, в широком смысле, субкультура – это специфическая культура определённой социальной группы. В узком смысле, субкультура – это система ценностей, установок, стилей поведения, свойственная определенной социальной группе и отличающаяся от доминирующей в обществе культуры.
Для каждой субкультуры характерен набор специфических черт, а отсутствие какой-либо из них ставит под сомнение возможность соотнесения данного социокультурного образования с феноменом субкультуры, в частности:
- специфический стиль жизни и поведения.
- свойственные определённой социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятие;
- наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.
Выделяются два основных способа возникновения субкультур. В одних случаях субкультуры складываются как следствие проявления самобытности той или иной социальной группы, основанием для возникновения которой могут выступать её различные социальные характеристики. Самобытность социальной группы проявляется в специфических культурных ценностях, традициях, образе жизни, стиле поведения, одежде, языке и традициях. В качестве примера таких субкультур можно рассматривать субкультуры отдельных этносам, проживающих в господствующей иноэтничной среде или в рамках полиэтничных обществ. В других случаях возникновение субкультуры может быть результатом сознательного следования представителей той или иной социальной группы, изначально принадлежащим к разным социальным слоям, тем общим ценностям и образцам поведения, которые позволяют им выделяться или противопоставлять себя всему обществу. В данной ситуации субкультура может иметь ярко выраженный контркультурный характер. В качестве примера таких субкультур можно рассматривать ряд молодёжных субкультур.
Каждая субкультура, являясь элементом традиционной (господствующей) культуры, взаимосвязана с ней в следующих аспектах:
- традиционная культура является базой для субкультуры, поскольку каждая субкультура заимствует из традиционной культуры определённые правила, ценности, стереотипы и нормы;
- в рамках субкультуры заимствованные ценности, нормы, стереотипы и представления изменяются, создавая предпосылки для обновления традиционной культуры.
Исходя из этого, механизм формирования субкультур предполагает следующую последовательность действий:
- заимствование ценностей традиционной культуры;
- трансформация указанных ценностей;
- закрепление трансформированных ценностей (поиск единомышленников).
В современном обществе проявляется значительное многообразие субкультур, однако чаще всего понятие "субкультура" используется при исследовании молодого поколения и анализе явлений девиации, что обусловлено следующими факторами Во-первых, для молодёжи в гораздо большей степени характерно стремление к групповой идентичности и противостоянию "традиционному миру взрослых" Молодое поколение отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности (уже не ребенок, но еще не взрослый) социального статуса. Именно это приводит молодых людей в относительно однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении". В молодом возрасте несовершенство окружающего социального мира ощущается наиболее остро. Соответственно, появляется либо желание этот мир переделать (вариант "мятежа"), либо отгородиться от него и создать свой собственный мир (вариант "ухода"). Во-вторых, неформальное общение в жизни молодых людей занимает гораздо более существенное место вследствие того, что профессиональные, материальные, карьерные, семейные заботы еще не приобрели доминирующей роли.
Таким образом, молодежь предрасположена к субкультурности, как в силу объективного фактора собственной специфичности по отношению к другим группам общества, так и вследствие того, что субкультурность является частью жизненных стратегий молодых людей, в основе которых лежит самоутверждение, самоидентификация и формирование отношения к окружающему миру. Однако естественная предрасположенность молодых людей к субкультурности отнюдь не означает того, что большинство из них представляют те или иные субкультурные группы или, что вся молодежь является такой группой по отношению к остальному обществу.
Основными причинами возникновения молодёжной субкультуры как социального феномена стали: переход общества на индустриальную и постиндустриальную стадии развития, развитие индустрии массовых развлечений и удлинение периода социального детства.
Переход развитых (индустриальных) обществ на постиндустриальную стадию развития, способствующую высокому уровню механизации и автоматизации промышленного производства. Вследствие этого, у индивидов, занятых в производстве, появилось больше свободного (досугового) времени, которое можно было использовать по своему усмотрению, тратить на отдых и развлечения, то есть "с интересом убивать". При этом свободное время появилось не только у работающих представителей общества. Относительное экономическое благополучие в индустриально развитых странах способствовало формированию новых социальных групп: с одной стороны – пенсионеры, не работающие, но имеющие деньги; с другой стороны – молодые люди, для которых основным занятием является учёба, а, следовательно, для развлечений остаётся достаточно много времени.
Поскольку на удовлетворении досуговых потребностей можно было хорошо заработать, возникла целая "индустрия досуга", "индустрия развлечений", "популярная (массовая) культура", ориентированная именно на молодое поколение и отличающаяся чрезвычайной "простотой", если не примитивностью, развлекательностью, ориентировкой на подсознание и инстинкты. Ориентация массовой культуры на молодёжь была не случайной: во-первых, далеко не у каждого молодого человека развит эстетический вкус, однако у молодых людей достаточно сильно выражено желание единения с себе подобными. (предпосылки динамичности молодёжной моды); во-вторых, в динамичных индустриальных и постиндустриальных обществах на первый план выходят именно молодые люди.
Данные обстоятельства заставляют индустрию массовой культуры работать в первую очередь на молодёжь, которая становится одним из основных её потребителей, возникает феномен молодёжной культуры – культуры для молодых. Инициатором возникновения культуры для молодых является старшее поколение, стоявшее у руля бизнеса и управлявшее индустрией развлечений. Досконально изучив явление молодёжной культуры, представители бизнеса наладили промышленное производство специфического товара (одежды, атрибутики и т.д.), предназначенного и рекламируемого именно как молодёжную продукцию. Освоив производство одежды и украшений в сфере молодёжной моды, отцы-основатели культуры для молодых пошли дальше, затронув музыку и иные отрасли развлекательной индустрии. В результате возник, ориентированный на молодое поколение, шоу-бизнесс с концертами, фильмы, сериалы, появились молодёжные СМИ и т.д.
Сложившееся положение дел не устраивало определённую часть молодого поколения, которая справедливо полагала, что массовый характер культуры для молодых не позволяет осуществить полноценное самовыражение и творческое развитие. Это стало одним из стимулов возникновения молодёжной субкультуры, как противовеса массовой молодёжной культуре. Этому в немалой степени способствовало удлинение периода "социального детства". Молодой человек, по своему социальному статусу уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Данный период "социального детства" – это период когда можно расширять свои насущные потребности, но не увеличивать ответственность. Отсюда – желание продлить социальное детство, уйти в субкультуру. Молодые люди "бегут" в субкультуру от традиционной культуры, изолируют себя от неё и в этом добровольном изгнании создают свою собственную культуру со специфическим языком, символикой, обрядами, отличными от общепринятых.
Таким образом, молодежная субкультура - это культура, выработанная самим молодым поколением, характеризующая общность стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов молодых людей.
Движущими силами возникновения молодёжных субкультур в современном обществе могут выступать:
1) кризисный характер общества – наличие социальных проблем, связанных с нарастающей неудовлетворенностью больших групп молодых людей своими социальными позициями и, что еще более важно, ощущающих собственную исключенность из магистральных процессов общества;
2) наличие конфликта поколений вследствие разрывов в развитии общества – когда между "детьми" и "родителями" возникает существенная ценностная дистанция;
3) аномия – ослабление значимости социальных норм и ценностей, объединяющих все общество. Аномия проявляется в том, что отсутствуют четкие правила поведения;
4) наличие в обществе массовых социальных движений за или против чего-либо, представляющих собой питательную среду для нонконформистского поведения, формирования групп и организаций;
5) влияние иных культур. В частности, возникновение и развитие многих молодежных субкультур в СССР, особенно в 1960 - 70-е гг., было следствием культурного воздействия Запада и референтного характера западной культуры для значительного числа молодых людей СССР.
Механизм возникновения молодёжной субкультуры в рамках определённой территориальной общности, предполагает следующую последовательность действий:
- отвержение общепринятых регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих требованиям молодых индивидов;
- попытка построения собственных "независимых" мировоззренческих систем;
- поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками.
Следует отметить, что на начальных этапах развития большинство молодёжных субкультур, в силу доминирования в молодёжной среде протестных настроений, имело контркультурный характер. Главным ценностным ориентиром молодёжной контркультуры выступило самоосуществление молодого человека как творца своей судьбы. Оно реализовывалось через презрение богатству, престижу, комфорту и переориентацию на красоту природы и человеческих взаимоотношений. В рамках молодёжной контркультуры формируется культ простого человека, обретающего себя в новых личностных связях вопреки тем связям, которые складываются в процессе разделения труда и отражают сущность современного общества.
Молодёжь 60 гг. XX столетия, выступая против массовой культуры, по сути, выступала против массового производства. Вместе с тем, выступая против массового производства, молодёжь выступала и против личной ответственности, однако одобряла потребление – потребление эксклюзивных объектов, доведённое до абсолюта в получении удовольствия. Выступая против ханжества и лицемерия, сторонники молодёжной контркультуры попутно отвергали старые традиции в поэзии, живописи, музыке, одежде, моде.
Контркультура, выступая против традиций, противостояла всякому нравственному запрету, моральному ограничению, внешнему воздействию. Для того, чтобы занять видное место в контркультуре достаточно было только полностью отрицать ценности традицонной культуры, ничего при этом, не предлагая взамен. Именно данные характеристики молодёжной контркультуры стали предпосылкой возникновения андеграунда.
При этом следует разграничивать понятия молодёжная субкультура и молодёжная контркультура. Если первая не противостоит традиционной культуре, то вторая её полностью отрицает. Основные различия между молодёжной субкультурой и контркультурой можно представить следующим образом (См. Таблицу 12).
Табл. 12 - Сущностные отличия молодёжной субкультуры и контркультуры
Молодёжная субкультура | Молодёжная контркультура |
Возникает в каждом обществе | Возникает в обеспеченных обществах как протест против всеобщего потребеления |
Основная атмосфера - игра | Основная атмосфера – митинг |
Наличие оппозиции "Мы"-"Они" | Наличие общего врага |
Конструктивная деятельность, направленная на построение собственного мира | Деструктивная деятельность |
Борьба за выживание | Борьба за победу |
Закрытость от внешнего мира | Открытость, противостояние, война |
Пассивно-оборонительная позиция | Агрессивно-наступательная позиция |
В итоге – изменение себя | В итоге – изменение общества |
В настоящее время молодёжная субкультура приобретает контркультурный характер в том случае, если у молодого поколения появляется общий враг.
В процессе своего становления и развития молодёжная субкультура сформировала ряд специфических, характерных только для неё черт.
Во - первых, молодёжная субкультура практически во всех странах мира носит изотерический (закрытый) от взрослого мира характер. В то же время, для того, что бы стать представителем той или иной молодёжной субкультуры иногда бывает достаточно просто быть молодым человеком, а иногда требуется нечто большее, например пойти обряд инициации – посвящения.
Во – вторых, молодёжная субкультура, несмотря на то, что она развивается в рамках традиционной культуры, формирует собственную, специфическую систему норм, правил, форм и ценностей поведения.
В – третьих, молодёжная субкультура носит инновационный характер, но далеко не все инновации усваиваются базовой культурой и находят широкое применение.
В – четвёртых, молодёжная субкультура – это феномен крупных городов, где имеется большое количество представителей молодого поколения, у которых много свободного времени, практически нет взрослых проблем и обязанностей, но есть состоятельные родители, обеспечивающие материальную сторону их существования.
В – пятых, молодёжная субкультура может иметь как формализованный, так и неформальный характер, при этом формализованная молодёжная субкультура позитивны по отношению к остальным представителям общества, а неформальная – негативна.
В - шестых, молодёжная субкультура – это фаза (этап) развития индивида, это переходная стадия становления личности, которая утрачивает своё значение по мере адаптации молодого человека к миру взрослых людей.
Молодёжная субкультура несёт определённую функциональную нагрузку и призвана реализовывать следующие функции:
1) самоидентификация – она осуществляется молодежью, принадлежащей к субкультуре, через противопоставление «миру взрослых», обществу, сверстникам;
2) социализация, которая происходит посредством восприятия и усвоения молодыми людьми специфических субкультурных норм и ценностей;
3) просвещение как элемент социализации, реализующееся через понимание предпосылок формирования и развития данной субкультуры, ее истории, основных деятелей, принципов и идеологии;
4) самореализация – молодые люди осуществляют ее через творчество, формирование особого стиля и образа жизни, свойственных субкультуре;
5) легитимация конфликта и агрессии – многие субкультуры идеологически обосновывают правомерность и необходимость конфликта между ее представителями и обществом или другими контрагентами. Таким образом, агрессивность, присущая многим молодым людям, оправдывается и возводится в доблесть (группировки скинхедов, естественно, не просто дерутся или убивают, а борются за право русских жить в своей стране);
6) коммуникация. Принадлежность к субкультуре дает возможность молодым людям найти круг общения, которого они очень часто лишены в семье, образовательных учреждениях, на работе и т.д. То, что это общение часто носит виртуальный характер (субкультура "хакеров"), в принципе, не имеет значения;
7) организация развлечения и досуга. Субкультура обеспечивает проведение молодым людям свободного времени;
8) компенсация маргинальности и исключенности – групповая субкультурная идентичность способствует адаптации молодых людей к низкому аутсайдерскому социальному статусу в обществе;
9) социальные изменения. Эта функция реализуется уже не по отношению к молодежи, а по отношению ко всему обществу. Очень часто под воздействием той или иной субкультуры изменяются и базовые ценности и институты общества. В некоторой степени хиппи способствовали формированию большей толерантности в американском обществе по отношению к тем, кто одеждой и образом жизни отличается от большинства. Под влиянием субкультур может меняться язык, в нем получают распространение некоторые слова, употребление которые ранее было свойственно лишь "посвященным" (например, лагерная лексика, вошедшая в 1990-е гг. в разговорную и даже литературную речь в России, слово "тусовка" из хипповской "Системы" и др.).
Как и любой институт общества, субкультура может быть в равной или в разной степени функциональна и дисфункциональна: "Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности".
Таким образом, молодежная субкультура в современном обществе существует в любом случае. Очень часто она занимает сравнительно узкую социальную нишу и является маргинальной по отношению к обществу и доминирующему в нем типу культуры. Но иногда молодёжная субкультура становится чем-то вроде магистрального направления развития общества и олицетворяют его состояние и цели происходящих в нем социальных изменений (как это было в 50-60-е гг. XX века в США). Одна или несколько ведущих субкультур включают (хотя и на непродолжительное время) сотни тысяч и миллионы молодых людей, становятся модными и диктуют жизненные и поведенческие стили.