Возрастная структура общества
Социальные проблемы молодежи
Молодежь как возрастная социальная группа не занимает особого места в системе производственных отношений! Она входит в различные классы и социальные группы. Однако это не лишает ее социальных особенностей.
Вычленение молодежи в качестве определенной общественной группы происходит по иным существенным признакам и основаниям, нежели классовые различия. Здесь основой служит наличие общих возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей.
Молодежь в качестве объекта социологических исследований представляет собой большую общественную группу в возрастных границах от 16 до 30 лет, имеющую внутреннюю социально-классовую дифференциацию. Предметом же социологии молодежи является изучение места и роли молодежи в социальной структуре общества, форм проявления и механизмов действия законов и, закономерностей социального развития в молодежной среде.
Для выяснения места и роли молодежи в обществе необходимо учитывать следующие моменты. Во-первых, облик молодежи зависит от конкретных социальных условий, в которых она формируется и воспитывается. Во-вторых, молодежь как составная часть общества испытывает его постоянное идеологическое и общественно-психологическое влияние, что способствует выработке у молодых людей черт, обусловленных господствующими в обществе производственными отношениями. В-третьих, молодые люди в силу особенностей своего возраста имеют специфический психофизиологический склад, Эта специфика выражается в повышенной эмоциональности, острой восприимчивости, впечатлительности, подвижности, обостренном чувстве нового.
Молодежные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяются на две большие группы.
К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее места и роли в социально-классовой структуре; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и видов деятельности молодого поколения; .исследование специфики процесса социализации юношей и девушек, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, идейно-нравственной подготовки к труду, анализ социальных аспектов деятельности комсомола как молодежной организации.
Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи и брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности процесса коммунистического воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов; развитие социальной активности молодежи; участие молодежи в социалистическом соревновании и движении за коммунистическое отношение к труду; особенности формирования и функционирования общественного мнения в молодежной среде и т. д.),
Геронтосоциология.
Социология старения или, геронтосрциология, тесно «связана с социальной геронтологией — комплексным научным направлением, в котором социальные аспекты старения и старости изучаются также экономикой, демографией, психологией, правоведением, социальной гигиеной и другими дисциплинами. Исследования в геронтосоциологии ведутся в трех основных на правлениях. В первом, изучаются социальные детерминанты биологического и психологического старения личности на поздних, завершающих этапах жизненного цикла, изменение по мере старения социальных потребностей человека, установок, ценностных ориентации, интересов, мотивации, структуры деятельности и поведения, социальной активности, всего образа жизни. Сюда же относится и изучение приспосабливаемости стареющего человека к новым для него условиям жизни и новым социальным ситуациям. В целом это направление концентрирует внимание на индивидуальных, личностных особенностях старения и старости.
Второе направление в геронтосоциологии рассматривает различные социальные группы и общности пожилых и старых людей, а также группы и общности (формальные и неформальные), в которые они включены в качестве членов. Изучая такие группы (семью, родственные сети, круг знакомых и друзей, первичные ячейки политических, производственных, общественных организаций), социологи стремятся определить место, функции и роль престарелых в этих группах, их взаимоотношения с группой в целом и ее отдельными членами, а также влияние, оказываемое ближайшим, социальным окружением, социальной средой на старение.
Наконец, третья группа проблем геронтосоциологии — это положение престарелых как особой социальной и возрастной группы являющейся важным элементом социальной и демографической структуре общества, оказывающей влияние на различные социальные институты и процессы и, в свою очередь, испытывающей многообразное влияние общества. Это направление изучает деятельность институтов и организаций, занимающихся социальным обеспечением, медицинским, бытовым и другими видами социального обслуживания престарелых. Предметом исследований служит и социальная политика государства в отношении пожилых и старых людей, их участие в политической, экономической и культурной жизни, господствующие социальные нормы, ценности и ожидания, связанные с ролью престарелых в обществе. В рамках этого направления изучаются также социальные факторы демографического старения населения и социальные последствия этого процесса,