В. архитектура как средство отражения социальных процессов. теория архитектуры с точки зрения философской антропологии
Предложение системной концепции социологии архитектуры
В дальнейшем предлагаем под социологией архитектуры понимать раздел социологии, отличающийся объектом изучения и исследования, а также теоретической основой от уже существующих разделов этой науки, и выбирающий постройки в качестве объекта социальной и общественной теории. В противоположность социологии города, регионов, планирования и жилища, объектом социологии архитектуры в рамках данного подхода будем считать постройки в том виде, как они есть. Исследования будут ориентированы на изучение структуры общества и механизма социализации через рассмотрение архитектуры этого общества. Таким образом, главной задачей социологии архитектуры является
анализ современного общества с точки зрения облика (не структуры) города. При этом предполагаются взаимно пересекающиеся отношения родства архитектуры и социальных процессов21. Для того, чтобы объяснить социологию архитектуры теоретически, мы разработали символический теоретический подход, который рассматривает архитектуру как основное явление, отражающее процесс социализации.
Таким образом, мы предлагаем изучать социологию архитектуры, сконцентрироваться непосредственно на изучении архитектуры – в противоположность социологии города и регионов. Объектом в таком случае является не структура города, а конкретные архитектурные явления, связанные с обликом, размерами, материалами, конструкциями архитектуры22. При таком подходе к социологии архитектуры здания понимаются как «выражение», «символ» или «зеркало» общества. Второе предложение – рассматривать архитектуру как средство отражения социальных процессов. При этом интересны взаимно пересекающиеся отношения архитектуры и социальных процессов, их взаимное влияние друг на друга. Архитектура как (главное) средство выражения культуры XX века представляет собой самый точный сейсмограф общественных изменений, который делает их наглядными, представляет и воспроизводит их. Предположение о существовании влияния архитектуры на формирование общества не ново; сама архитектура исходила из этого со времен «венского модерна». Архитектура, таким образом, притязает на конструктивную власть в новых мирах. Это является верным как для «пневматической» архитектуры, или «мега-архитектуры» 1960-х годов, так и для современности. Однако она рассматривается с точки зрения социологии, обосновывается при помощи теории и исследуется эмпирическими методами достаточно редко. Разработав данный подход, считаем возможным показать при помощи явлений в архитектуре модерна, в какой степени общество и социальный порядок воплощаются в архитектуре и одновременно ею обосновываются – например, какое влияние имеет архитектура на ту или иную социальную перемену. Рассматривая притязания на власть архитектуры авангарда, можно выяснить, в какой степени в действительности изменение функции, технологии, материала и концепции проектирования влияет на отношения, мировосприятие, средства передвижения и коммуникации, а также насколько, с точки зрения стабилизации социального порядка, определенные общественные ценности воплощаются в архитектуре и тем самым становятся действенными. В рамках изучения «организованного» модерна интересно рассмотреть также архитектуру «движения». Ле Корбюзье проектировал улицы как «своего рода простирающуюся фабрику»23. Транспортная система, вибрирующая без остановки, воспроизводит динамику «фордистского» общества, ориентирующегося на образованную элиту. Также можно задаться вопросом, в какой степени архитектура воспроизводит «классовую структуру» общества24. Для исследования данной темы было бы
целесообразно сконцентрироваться на наиболее важных проектах архитектуры модерна, которые, благодаря своему дискурсивному расширению через фотографии, тексты, экскурсии, повлияли на самих архитекторов и их последователей и таким образом расширили представление о формах, оказав в результате влияние на общество. Под вопросом в данной концепции социологии архитектуры стоит роль архитектуры в передаче опыта и структуры «общества» и «субъекта», и степень социальной перемены, представленной в архитектуре и ею вызванной. Мы предполагаем, что если происходит перемена в восприятии, средствах передвижения и общения под действием архитектуры, то это, в свою очередь, также оказывает влияние на общественные отношения. Соответственно необходимо проследить, как архитектура поддерживает свое значение, которым она наделена, в общественном «самонаблюдении» и в каких контекстах о ней появляется упоминание. Нужно учитывать само явление и дискурсивное толкование, чтобы за идеей, подразумеваемой архитектором и застройщиком, обнаружить «эффекты» архитектуры.
Архитектура как средство отражения социальных процессов: социология архитектуры с точки зрения философской антропологии и эстезиологии
В рамках философской антропологии Й. Фишер предложил ограниченно-теоретический анализ архитектуры, отличающийся от дифференциально-теоре
тического анализа теории архитектуры25. С одной стороны, ему нужна теорема философской антропологии об «ограничении корпусов постройки» для того, чтобы более последовательно учесть способность архитектуры быть выразительной и проявляться в условиях этих ограничений. С другой стороны, в концепции Фишера архитектура описывается с точки зрения теории средств коммуникации как «сложная коммуникация» современного общества, воплощенная через «легкие» средства (письменность, денежные средства) и может быть про анализирована таким образом. Учитывая постоянную позициональность при любом эксцентричном действии, Фишер рассматривает архитектуру как коэволютивное непобочное средство социализации. Мы разделяем суть этого философскоантропологического суждения и будем на него опираться в описании систематического предложения, рассматривающего архитектуру как «средство отражения социальных процессов»26.
В рамках данного рассмотрения социологии архитектуры за основу принимается культурологическое и философское определение средства коммуникации, принятое Эрнстом Кассирером в «критике культуры»
Представленное в данной работе предложение отличается выбором понятий и оппонентов: понятие «коммуникация» в случае архитектуры сопоставимо с системной теорией, но может быть истолковано неверно. Основополагающая функция архитектуры, в отличие от языка состоит, с одной стороны, в бессознательном физическом выражении взаимодействия. С другой стороны, архитектура является «носителем информации» об истории, общественном укладе, индивидуальной экспрессии.
в переходный период трансцендентального философского кантианства27 и обоснованное Хельмутом Плесснером в философско-антропологической «критике разума»28. Как в теории средств коммуникации, так и в тео рии символа29 главной идеей является, с одной стороны, неотделимость материальности и значения (разума и чувственности), а с другой стороны, единство различных способов создания произведений о мире, индивидууме, социуме: музыка, наука, язык, а также архитектура являются различными средствами, которые формируют наше самосознание, мировосприятие и социальную позицию30. Тезис критики разума (эстезиологии) состоит в таком случае в том, что данное различие основывается на различии чувственных модулей человека (материальное априори). Соответственно, в музыке структурно может выражаться и пониматься нечто иное, чем в геометрии, а в невербальной архитектуре – нечто иное, чем в синтагматическом языке. Это, соответственно, сказывается на положении тела, осанке31: музыка вызывает желание совершать ненаправленные резонансные движения в танце, в повседневной жизни, а, занимаясь наукой, мы, напротив, используем свое тело безэмоционально, целенаправленно. Все
средства миро- и самосознания человека являются принципиально равноценными, но не аналогичными, и поэтому не взаимозаменяемыми. Архитектура не входит в данное рассмотрение. Подобная теория культуры позволяет выделить логику, присущую непосредственно архитектуре, которая рассматривается с точки зрения «положения туловища и осязания». Каждое направление архитектуры действует на довербальном уровне, является предсознательным продолжительным средством коммуникации, которое, с одной стороны, нас окружает, создает пространственно заполненную «атмосферу», формирующую представление о мире, самом себе и об обществе через обозначение границ (корпусов постройки)32, пространственные аналоги Внутри/Снаружи, Вверху/Внизу, а с другой стороны, делает определенные положения туловища возможными, а иные исключает. Каким образом архитектура воспринимается в повседневной жизни, можно понять, дистанцировавшись от нее, от ее особенностей выражения и структуризации. При этом можно будет наглядно увидеть, в чем заключается основополагающая особенность архитектуры: в пропорциях конструкций, в культурно обусловленных пространственных направлениях и формах, которые вызывают определенные движения, восприятие и представление о себе и о мире. То, что необходимо двигаться вокруг и внутри архитектуры, чтобы ее понять, прежде всего, верно для архитектуры модерна. Вспомним аргументацию Гидиона и Бенья мина: принцип проектирования изменился в рамках данного направления и сдвинулся
в сторону асимметрии, транспарентности, иных углов рассмотрения. В архитектуре должны учитываться материал и функция; она, архитектура, является «сложным» средством коммуникации33, значение которой (достаточно размытое) возникает не в связи с ее материальностью – в отличие от значения языковых знаков. Наряду с этим должна учитываться дискурсная свобода трактовок и действий, присущая архитектуре. Данная теория средств коммуникации и культуры утверждает, что между определенной формой, материалом и функцией архитектуры, с одной стороны, и ее реализацией и соответственным ей «состоя нием в повсе дневности», с другой стороны, существует «родство душ», «внутренняя структурная близость»34.
Тесно связаны между собой аргументация данной теории средств коммуникации, описывающая виды и методы общественного выражения и понимания, с основной идеей философской антропологии, которую сформировал Хельмут Плесснер, решительно противопоставив ее систематическому сравнительному анализу растений, животных и человека и ключевой категории «эксцентричной позициональности»35, предложенных
Максом Шелером. Архитектура, с точки зрения основополагающей характеристики философской антропологии36, является одним из наиболее своеобразных и необходимых средств воплощения жизни человека – живого существа в условиях времени и пространства. При этом речь идет, в первую очередь, о необходимости экспрессии, о культуре в целом. Человек как «неспециализированное», требующее «доработок», двойственное животное, дитя природы, поставленное перед фактором существования как телесной оболочки, так и души, должен спланированно и действенно создать вторую природу – это составляет функцию построек. Каким-то непостижимым образом он постоянно должен создавать что-то новое – это составляет экспрессию в архитектуре. «Только в доме человек выходит за пределы природы»37. Архитектура является монополией человечества, частью «естественной искусственности»38. Одновременно она в своем проявлении есть выражение и маска существа, опосредованного самим собой39: «Ограничение корпусов построек является истинно ограничением экспрессии»40. Человек постоянно заново принимается за архитектурные ораничения – и не приходит «никогда туда, куда задумал – делает ли он жест, строит ли дом или пишет книгу»41. Эта общественная характеристика архитектуры показывает, почему архитектура постоянно оспаривается, почему «конкретная социализация происходит столь четко при особенных социальных нормах архитектуры»42. Архитектурное воплощение духа всегда находится под угрозой.